устройство стабилизации углового движения космического аппарата
Классы МПК: | B64G1/24 управляющие устройства летательного аппарата, например для управления его положением в пространстве |
Автор(ы): | Мельников В.Н. |
Патентообладатель(и): | Головное конструкторское бюро Научно-производственного объединения "Энергия" им.акад.С.П.Королева |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-08-18 публикация патента:
20.01.1996 |
Использование: при проектировании систем управления угловым движением космических аппаратов (КА), в частности гравитационной системы ориентации КА, систем ориентации КА с упругими панелями солнечных батарей и т. п. Сущность изобретения: устройство стабилизации углового движения содержит выносные элементы конструкции, средство демпфирования угловой скорости движения КА по каналам крена и/или рыскания. Выносной элемент конструкции связан с корпусом КА через одноосный карданов подвес и упругий элемент центрирующий выносной элемент конструкции относительно заданной строительной оси корпуса КА. Ось вращения карданова подвеса расположена в плоскости, параллельной вектору прилагаемого к выносному элементу конструкции изгибающего момента, возникающего при колебательном угловом движении КА вокруг оси тангажа, и развернута вокруг оси, перпендикулярной плоскости, на расчетный угол. Расчетная величина угла между осью вращения карданова подвеса и строительной осью КА, параллельной вектору изгибающего момента, больше нуля, но меньше 90o. В процессе поддержания орбитальной ориентации КА оси вращения кардановых подвесок двух или более симметрично установленных относительно главной центральной оси КА упругих выносных элементов развернуты на один и тот же угол и в одну и ту же сторону вокруг оси, направленной из центра масс аппарата в точку крепления выносного элемента через карданов подвес к корпусу КА. В процессе поддержания ориентации при приложении линейного управляющего воздействия к корпусу КА оси вращения кардановых подвесов двух или более симметрично установленных относительно главной центральной оси КА упругих выносных элементов развернуты на один и тот же угол в противоположные стороны вокруг оси, направленной из центра масс аппарата в точку крепления выносного элемента через карданов подвес к корпусу КА. Средство демпфирования угловой скорости движения аппарата по каналам крена и/или рыскания может быть выполнено в виде маховика с ненулевой угловой скоростью вращения, связанного через одноосный упруговязкий рамочный подвес с корпусом КА. Ось вращения маховика в неотклоненном положении установлена по строительной оси тангажа. ось вращения рамочного подвеса совмещена с плоскостью, образованной строительными осями крена и рыскания, и установлена под углом 45o к строительным осям крена и рыскания. На корпусе КА могут быть установлены подпружиненные демпфирующие упоры, ограничивающие угол поворота выносного элемента расчетной величиной в пределах больше нуля, но меньше 45o. Такое выполнение позволяет обеспечить возможность демпфирования углового движения КА и его упругих элементов конструкции по каналу тангажа с использованием средств демпфирования по каналам крена и/или рыскания. 4 з. п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ УГЛОВОГО ДВИЖЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА, содержащее выносные элементы конструкции, средство демпфирования угловой скорости аппарата в первом и/или втором каналах преимущественно крена и/или рыскания, отличающееся тем, что в нем выносной элемент конструкции связан с корпусом аппарата через одноосный карданов подвес и центрирующий выносной элемент конструкции относительно заданной строительной оси корпуса аппарата упругий элемент, причем ось вращения карданова подвеса расположен в плоскости, параллельной вектору прикладываемого к выносному элементу изгибающего момента, возникающего при колебательном угловом движении аппарата вокруг третьей оси, преимущественно тангажа, и развернута вокруг оси, перпендикулярной упомянутой плоскости, на расчетный угол, при этом величина расчетного угла между осью вращения карданова подвеса и строительной осью аппарата, параллельной вектору упомянутого изгибающего момента, больше 0o, но меньше 90o. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в нем установлено по меньшей мере два упругих выносных элемента симметрично относительно главной центральной оси аппарата, у которых оси вращения кардановых подвесок развернуты на равные углы и в одном и том же направлении вокруг оси, направленной из центра масс аппарата в точку крепления выносного элемента через карданов подвес к корпусу аппарата. 3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в нем установлено по меньшей мере два упругих выносных элемента симметрично относительно главной центральной оси аппарата, у которых оси кардановых подвесов развернуты на равные углы в противоположном направлении вокруг оси, направленный из центра масс аппарата в точку крепления выносного элемента через карданов подвес к корпусу аппарата. 4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в нем средство демпфирования угловой скорости движения аппарата по каналам крена и/или рыскания выполнено в виде маховика с отличной от нуля угловой скоростью вращения, связанного через одноосный упруговязкий рамочный подвес с корпусом аппарата, при этом ось вращения маховика установлена по строительной оси тангажа, а ось вращения рамочного подвеса - в плоскости, образованной строительными осями крена и рыскания, и установлена под углом 45o к строительным осям крена и рыскания. 5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено подпружиненными демпфирующими упорами, установленными на корпусе аппарата и ограничивающими угол поворота указанного элемента расчетной величиной в пределах больше 0o, но меньше 45o.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при проектировании систем управления угловым движением космических аппаратов (КА), в частности гравитационной системы ориентации КА, систем ориентации КА с упругими панелями солнечных батарей и т.п. Известно устройство стабилизации углового движения КА [1] содержащее средство демпфирования углового движения КА по каналам крена и рыскания, выполненное в виде трехстепенного гидростабилизатора, связанного с корпусом КА через упруговязкий подвес. Недостатком указанного устройства является то, что канал управления по тангажу развязан с взаимосвязанными каналами крена-рыскания и для демпфирования колебаний по тангажу требуется введение специальных средств для прямого или косвенного определения угловой скорости и формирования демпфирующего воздействия. При использовании в гравитационной системе трехосной ориентации КА маховика с постоянной скоростью вращения для демпфирования угловых скоростей по каналам крена, рыскания и тангажа используется магнитный демпфер [2] Намагниченная сфера подобно стрелке магнитного компаса отслеживает направление вектора напряженности магнитного поля Земли, вращаясь в вязком жидком подвесе относительно корпуса КА. Энергия колебаний упругой гравитационной штанги и корпуса аппарата за счет возникновения вихревых токов в материале магнитного демпфера и вязкого трения в жидкости при относительном угловом движении шара и корпуса КА переходит в тепловую и рассеивается в окружающем пространстве. Наиболее близким из известных технических решений является устройство стабилизации углового движения космического аппарата, содержащее выносные элементы конструкции и средство демпфирования угловой скорости движения аппарата в первом и/или во втором каналах преимущественно крена и/или рыскания [3]Недостаток известного устройства невозможность демпфирования углового движения КА и его упругих элементов конструкции по каналу тангажа с использованием средств демпфирования по каналам крена и/или рыскания. Цель изобретения обеспечение кинематической завязки каналов тангажа, крена и рыскания и гашение колебательного углового движения аппарата по каналу тангажа средствами демпфирования колебаний в каналах крена и/или рыскания. Цель достигается за счет того, что в устройстве стабилизации углового движения космического аппарата, содержащем выносные элементы конструкции, средство демпфирования угловой скорости аппарата в первом и/или во втором каналах, преимущественно крена и/или рыскания, дополнительно выносной элемент конструкции связан с корпусом аппарата через одноосный карданов подвес и центрирующий выносной элемент конструкции относительно заданной строительной оси корпуса аппарата упругий элемент. Ось вращения карданова подвеса расположена в плоскости, параллельной вектору прилагаемого к выносному элементу конструкции изгибающего момента, возникающего при колебательном угловом движении аппарата вокруг третьей оси, преимущественно тангажа, и развернута вокруг оси, перпендикулярной упомянутой плоскости, на расчетный угол. Величина расчетного угла между осью вращения карданова подвеса и строительной осью аппарата, параллельной вектору изгибающего момента, больше нуля, но меньше 90о. В процессе поддержания орбитальной ориентации космического аппарата в нем оси вращения кардановых подвесов двух или более симметрично установленных относительно главной центральной оси аппарата упругих выносных элементов развернуты на один и тот же угол и в одну и ту же сторону вокруг оси, направленной из центра масс аппарата в точку крепления выносного элемента через карданов подвес к корпусу аппарата. При приложении линейного управляющего воздействия к корпусу космического аппарата в нем оси вращения кардановых подвесов двух или более симметрично установленных относительно главной центральной оси аппарата упругих выносных элементов развернуты на один и тот же угол в противоположные стороны вокруг оси, направленной из центра масс аппарата в точку крепления выносного элемента через карданов подвес к корпусу аппарата. С целью обеспечения автоматической выставки и ориентации строительной оси тангажа КА с гравитационной штангой по вектору орбитальной угловой скорости и одновременного демпфирования угловых скоростей по каналам крена и рыскания в нем средство демпфирования угловой скорости движения аппарата по каналам крена и/или рыскания выполнено в виде маховика с ненулевой угловой скоростью вращения, связанного через одноосный упруговязкий рамочный подвес с корпусом аппарата. Ось вращения маховика в неотклоненном положении установлена по строительной оси тангажа. Ось вращения рамочного подвеса совмещена с плоскостью, образованной строительными осями крена и рыскания, и установлена под углом 45о к строительным осям крена и рыскания. В устройстве стабилизации углового движения космического аппарата на корпусе аппарата могут быть установлены подпружиненные демпфирующие упоры, ограничивающие угол поворота выносного элемента расчетной величиной, например, больше нуля, но меньше 45о. Разворот оси вращения карданова подвеса целесообразно выполнять до достижения максимального значения перекачки энергии углового движения КА и выносного элемента конструкции из канала тангажа в каналы крена и/или рыскания. Исследования показывают, что наибольшая эффективность достигается при угле установки оси, вращения карданова подвеса относительно строительной оси аппарата, параллельной вектору изгибающего момента, 20-45о. На фиг. 1 изображено устройство стабилизации; на фиг. 2 штанга; на фиг. 3 гиродемпфер; на фиг. 4 схема компоновки с двумя выносными элементами. Устройство содержит корпус 1 КА, выносной элемент 2 конструкции (гравитационная штанга, панели солнечных батарей и т.п.), корпус 3 гиродемпфера, одноосный карданов подвес 4, центрирующий упругий элемент (две предварительно напряженные пружины 5 и 6), подпружиненные демпфирующие упоры 7 и 8, ограничивающие угловое движение выносных элементов конструкции, маховик 9, рамку 10, подшипники 11 оси вращения маховика, подшипники 12 оси вращения рамки 10, упругую связь (пружину) 13 между рамкой 10 маховика 9 и корпусом 3 гиродемпфера, демпфирующую связь 14 между рамкой 10 маховика 9 и корпусом 3 гиродемпфера, выносные элементы 15 и 16 конструкции. На чертежах обозначены: Х строительная ось КА по каналу рыскания; Y строительная ось КА по каналу крена; Z строительная ось КА по каналу тангажа; XY плоскость угловых колебаний КА по каналу тангажа; ZX плоскость угловых колебаний КА по каналу крена; ZY плоскость угловых колебаний КА по каналу курса; f-f плоскость поворота выносных элементов конструкции в кардановом подвесе; p-p плоскость действия, прилагаемого к выносному элементу конструкции изгибающего момента, возникающего при колебательном угловом движении аппарата вокруг оси тангажа; q угловая координата упругих колебаний выносных элементов 2, 15, 16 конструкции; Q угол наклона плоскости р-р к плоскости f-f;





Класс B64G1/24 управляющие устройства летательного аппарата, например для управления его положением в пространстве