коленчатый вал
Классы МПК: | F01M1/06 смазочные системы с каналами в теле коленчатых валов и шатунов F01M1/10 смазочные системы с устройствами для удаления воздуха из смазочного материала или его очистки, например с фильтрами F16C3/14 отличия, относящиеся к смазке |
Автор(ы): | Жарнов Э.М., Волошин Ю.П., Краснов В.А. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество "Дизельпром" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-01-22 публикация патента:
20.01.1996 |
Использование: в двигателестроении. Сущность изобретения: для увеличения межремонтного срока коленчатый вал содержит шатунную шейку с выполненной в ней полостью сепарации, герметично закрытой с торцов заглушками, каналы подвода масла в полость и каналы отвода масла из полости к подшипникам. Заборник масла установлен на соединительных трубках, проходящих через полость сепарации. Концы трубок размещены в каналах. Каждая трубка снабжена пазом Б, вход заборника выполнен в виде усеченного конуса с меньшим основанием со стороны оси вала и совпадает с пазами трубок. Заборник масла может быть снабжен дополнительным входом. 1 з. п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
1. КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ двигателя внутреннего сгорания, содержащий шатунную шейку с выполненной в ней полостью сепарации масла, герметично закрытой с торцов заглушками, каналы подвода масла в полость сепарации и каналы отвода масла из полости к подшипникам шатуна и размещенный в полости заборник масла с входом, отличающийся тем, что вал снабжен проходящими через полость сепарации соединительными трубками, концы которых размещены в каналах отвода масла, каждая трубка снабжена пазом, заборник масла установлен на трубках, его вход выполнен в виде усеченного конуса с меньшим основанием со стороны оси вала и совпадает с пазами трубок. 2. Вал по п. 1, отличающийся тем, что заборник масла снабжен дополнительным входом.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при изготовлении коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания и поршневых компрессоров, содержащих в шатунной шейке полости для центробежной очистки масла. Известен коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания, содержащий шатунную шейку с полостью для сепарации масла, закрытой с торцовых концов заглушками, два канала подачи масла от коренных шеек и канал для подвода масла к шатунному подшипнику, в котором установлена питающая трубка. Известен также коленчатый вал ДВС, содержащий радиальное сверление для подвода масла к подшипникам и осевой канал с размещенной внутри него цилиндрической вставкой, один конец которой снабжен цилиндрическим выступом, установленным в соответствующей выточке коленчатого вала, второй конец вставки снабжен кольцевой периферийной полостью и внутренней полостью с входным отверстием, причем полости сообщены между собой и с радиальным сверлением для подвода масла к подшипникам при помощи радиальных каналов. Поступившее в осевой канал масло очищается при вращении вала под действием центробежных сил и поступает в полости вставки очищенным. Известные коленчатые валы имеют ряд недостатков. По мере наработки двигателя полость в шатунной шейке заполняется отложениями до тех пор, пока нижняя кромка отложений не достигнет края питающего шатунный подшипник канала. Дальнейшая эксплуатация коленчатого вала приводит к сползанию отложений в шатунный подшипник, что обуславливает его выход из строя. Известные технические решения не обеспечивают достаточной степени очистки масла, кроме того, объем полостей для сепарации масла используется нерационально. Целью изобретения является увеличение межремонтного срока работы двигателя путем увеличения объема отложений в полости. Для достижения цели устройство содержит заборник очищенного масла, форма которого позволяет увеличить емкость отложений в полости для сепарации масла, так как введение в конструкцию предложенного заборника дает возможность увеличить объем отложений ниже верхней кромки питающих каналов; производить отбор масла из полости с большей глубины и, вследствие этого, в большей степени очищенного масла; фиксировать положение отложений внутри полости, препятствуя сползанию их со стенок. Заборник очищенного масла устанавливается в полости на соединительных трубках, вставленных в отверстия в заборнике и каналы для подвода масла к шатунному подшипнику, и имеет впускной канал, через который осуществляется забор очищенного масла, выполненный в виде усеченного конуса, меньшее основание которого направлено в сторону оси коленчатого вала. Вторым вариантом исполнения заборника является наличие двух впускных каналов. Соединительные трубки имеют пазы во впускной канал, через которые очищенное масло из впускного канала поступает в питающие трубки и далее к шатунному подшипнику. На фиг. 1 представлена шатунная шейка коленчатого вала, продольный разрез; на фиг. 2 сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 вариант выполнения заборника с двумя впускными каналами; на фиг. 4 сечение Б-Б на фиг. 3; на фиг. 5 сечение В-В на фиг. 3. Коленчатый вал включает шатунную шейку 1, в теле которой выполнены две наклонные сообщающиеся полости 2, герметично закрытые с торцов заглушками 3, два диаметрально напроход просверленных канала 4 для подвода масла к шатунному подшипнику и каналы 5, по которым масло от коренных шеек (не показаны) поступает в полость 2 для сепарации. Заборник 6 очищенного масла установлен внутри полости 2 на соединительных трубках 7, вставленных в отверстия заборника 6 и каналы 4. Соединительные трубки 7, вставленные в каналы 4, имеют пазы Б, которые обращены во впускной канал В заборника (фиг. 2), сообщающийся с полостью 2. Монтаж заборника 6 осуществляется следующим образом. В подготовленный к сборке коленчатый вал (заглушки 3 не установлены) в полость 2 заводится заборник 6 и удерживается в положении, позволяющем соединительной трубке 7 пройти через отверстие в заборнике 6 и канале 4 и выйти на противоположную сторону шатунной шейки 1. Таким же образом устанавливается вторая соединительная трубка. При монтаже также необходимо следить за правильной ориентацией пазов Б соединительных трубок 7 в полости В, чтобы обеспечить достаточное проходное сечение маслу, поступившему в шатунный подшипник. Для удобства ориентации соединительных трубок 7 при сборке положение пазов может быть помечено рисками на торцах трубок. Далее трубки развальцовываются с обоих концов согласно фиг. 2. После этого устанавливаются заглушки 3, которые герметично уплотняют полость посредством развальцовки их специальным инструментом, как показано на фиг. 1. Предлагаемое устройство работает следующим образом. Масло из коренных шеек по каналам 5 под давлением поступает в полость 2 шатунной шейки 1. Находящиеся в масле частицы загрязнений отбрасываются центробежными силами к периферийным поверхностям полости 2, преимущественно к верхней ее части, где они осаждаются. Очищенное масло собирается в нижней части полости 2, откуда оно поступает во впускной канал В заборника и через паз Б по соединительной трубке 7 подается в шатунный подшипник.Класс F01M1/06 смазочные системы с каналами в теле коленчатых валов и шатунов
Класс F01M1/10 смазочные системы с устройствами для удаления воздуха из смазочного материала или его очистки, например с фильтрами
Класс F16C3/14 отличия, относящиеся к смазке
коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания - патент 2335668 (10.10.2008) | |
схема смазки коленчатого вала - патент 2260721 (20.09.2005) | |
коленчатый вал с маслогонными канавками - патент 2112894 (10.06.1998) | |
устройство для смазки шатунного подшипника - патент 2100621 (27.12.1997) | |
устройство смазки двигателя внутреннего сгорания - патент 2099544 (20.12.1997) | |
вал - патент 2084714 (20.07.1997) | |
коленчатый вал - патент 2027084 (20.01.1995) |