F16B21/12 со стопорными штифтами или шплинтами, вставляемыми в отверстия
Автор(ы):
Пеленков А.И., Апанович А.А.
Патентообладатель(и):
Пеленков Александр Иванович, Апанович Алина Александровна
Приоритеты:
подача заявки: 1991-05-16
публикация патента: 20.01.1996
Использование: в машиностроении, при фиксации разборных соединений. Сущность изобретения: охватываемая и охватывающая детали соединены стопорным элементом (СЭ), имеющим две ножки, концы которых соединены перемычкой. Одна ножка СЭ расположена в отверстии, расположенном на боковой поверхности охватываемой детали, а другая - в отверстии на боковой поверхности охватывающей детали. Отверстие охватываемой детали расположено за пределами охватывающей детали. 2 з. п. ф-лы, 7 ил.
1. Соединение деталей, содержащее охватываемую и охватывающую детали, а также стопорный проволочный элемент в виде двух ножек, концы которых соединены перемычкой, при этом одна ножка стопорного элемента размещена в отверстии, расположенном на боковой поверхности охватывающей детали, другая - в отверстии, расположенном на боковой поверхности охватываемой, отличающееся тем, что отверстие в охватываемой детали расположено за пределами охватывающей детали. 2. Соединение деталей по п.1, отличающееся тем, что на боковой поверхности охватываемой детали выполнено дополнительное отверстие, совмещенное с отверстием охватывающей детали, в котором размещен конец ножки стопорного элемента, расположенной в отверстии охватывающей детали. 3. Соединение деталей по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что оно снабжено дополнительным аналогичным стопорным элементом, в охватываемой и охватывающей деталях выполнены аналогичные отверстия, в которых размещены ножки дополнительного стопорного элемента.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, в частности к фиксации разборных сопряжений, содержащих охватываемую и охватывающую детали, преимущественно корпусных деталей с пальцами (осями, винтами и др.). Известно соединение деталей охватываемой (болт) и охватывающей (гайка) деталей посредством проволоки, устанавливаемой в совмещенные радиальные сквозные отверстия соединяемых деталей с последующим скручиванием ее концов (Орлов П. Н. Основы конструирования. М. Машиностроение, 1977, т.3, с.307, рис.625, III-IV). Известна также фиксация взаимного положения охватываемой и охватывающей деталей с использованием шплинта, устанавливаемого в совмещенные сквозные отверстия сопрягаемых деталей (Орлов П.Н. Основы конструирования. М. Машиностроение, 1977, т.3, с.293-294, рис.52). Известно соединение деталей, выбранное в качестве прототипа, содержащее охватываемую и охватывающую детали, а также стопорный проволочный элемент в виде двух ножек, концы которых соединены перемычкой, при этом одна ножка стопорного элемента размещена в отверстии, расположенном на боковой поверхности охватывающей детали, а другая в отверстии, расположенном на боковой поверхности охватываемой детали. Основным недостатком прототипа является возможное самопроизвольное перемещение стопорного элемента при фиксации крупногабаритных охватываемой и охватывающей деталей, что снижает работоспособность сопряжения. Цель изобретения расширение области применения и повышение надежности фиксации деталей, включая тяжелонагруженные сопряжения. Это достигается за счет того, что соединение деталей, содержащее охватываемую и охватывающую детали, а также стопорный проволочный элемент в виде двух ножек, концы которых соединены перемычкой, при этом одна ножка стопорного элемента размещена в отверстии, расположенном на боковой поверхности охватывающей детали, другая в отверстии на боковой поверхности охватываемой, согласно изобретению отверстие в охватываемой детали расположено за пределами охватывающей детали. В заявляемом устройстве на боковой поверхности охватываемой детали может быть выполнено дополнительное отверстие, совмещенное с отверстием в охватывающей детали, в котором размещен конец ножки стопорного элемента, расположенной в отверстии охватывающей детали. Для фиксации тяжелонагруженных деталей предлагаемое устройство может также быть снабжено дополнительным аналогичным стопорным элементом, для чего в охватываемой и охватывающей деталях выполнены аналогичные отверстия, в которых размещены ножки дополнительного стопорного элемента. На фиг.1, 2 изображен вариант соединения деталей, общий вид и план соответственно; на фиг.3,4 другой вариант соединения деталей, общий вид, и план соответственно; на фиг. 5 сечение А-А на фиг.4; на фиг.6,7 третий вариант соединения деталей, общий вид и план соответственно. Соединение деталей содержит охватывающий детали стопорный элемент в виде двух ножей, концы которых соединены перемычкой. Возможны варианты установки стопорного элемента 3, но во всех случаях одна из ножек его взаимодействует с отверстием, выполненным на боковой поверхности охватываемой детали (палец) 1 и расположенным за пределами охватывающей детали (корпус) 2, а другая ножка с отверстием на поверхности охватывающей детали 2. На фиг. 1 представлен вариант, когда одна ножка стопорного элемента 3 размещена в отверстии на боковой поверхности пальца 1, а другая ножка только в отверстии корпуса. Отверстия разнесены на некоторое расстояние (длина перемычки стопорного элемента), обусловленного формой и размерами охватываемой и охватывающей деталей. В зависимости от формы и размеров корпуса 2 отверстие в нем под ножку стопорного элемента 3 может быть или глухим или сквозным (пунктиром показан случай со сквозным отверстием). Конец ножки стопорного элемента, выступающий из пальца 1, от самопроизвольного перемещения отгибается. Конец другой ножки стопорнго элемента отгибается в случае, когда форма и размеры охватывающей детали (корпуса) 2 позволяют получать сквозные отверстия. В варианте стопорения, представленного на фиг.2, стопорный элемент 3 одной ножкой устанавливается в отверстие на пальце 1, а другая ножка размещается в совмещенные отверстия, находящихся на одной оси и имеющие одинаковый диаметр корпуса и пальца. Для тяжелонагруженных соединений может применяться устройство, показанное на фиг.3. Оно содержит два комплекта стопорных элементов 3 и соответствующих отверстий в деталях сопряжения. Для повышения надежности стопорения вместо отгибки выступающих из отверстий концов ножек стопорного элемента могут использоваться резьбовое и шплинтовое крепление (на чертеже не показано). Стопорение охватываемой и охватывающей деталей заявляемым устройством осуществляется следующим образом. На деталях сопряжения в оптимальных местах сверлятся необходимые по размерам отверстия. Подбирается проволока соответствующего диаметра и отрезается заготовка необходимой длины. Из нее изготовляется стопорный элемент, который устанавливается ножками в отверстия деталей сопряжения. Свободные выступающие концы ножек отгибаются. Если элемент фиксируется другим способом от самопроизвольного перемещения, то предварительно на его концах нарезается резьба или сверлятся отверстия под шплинт. Использование заявляемого устройства не вызывает значительных затрат и обеспечивает надежную фиксацию деталей сопряжения как от осевого, так и от радиального перемещений. Оно позволяет зафиксировать взаимное положение охватываемых деталей относительно крупногабаритных корпусных деталей, на которых затруднено получение сквозных отверстий.