узел крепления

Классы МПК:F16B39/20 стальной проволокой и тп
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Скрипица Владимир Васильевич
Приоритеты:
подача заявки:
1992-01-09
публикация патента:

Сущность изобретения: узел крепления содержит навинченную на резьбовой стержень гайку 1 с диаметральными пазами 6. Гайка выполнена с кольцевой канавкой 8 со стороны неопорного торца и дополнительной кольцевой канавкой на наружной поверхности гайки. Закрытые торцы пазов 6 имеют радиальные закругления, диаметры которых больше ширины пазов. Проволока 4 размещена в пазах гайки, торцовом пазу резьбового стержня, а ее скрученные концы - в дополнительной канавке. При отвинчивании гайки проволока 4 испытывает деформацию растяжения и удерживает гайку от вращения. Узел обеспечивает бесступенчатое стопорение гайки на резьбовом стержне. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ, содержащий резьбовой стержень, навинченную до упора в закрепляемую деталь гайку и фиксирующий элемент в виде отрезка проволоки, при этом на торце стержня и на неопорной поверхности гайки выполнены диаметрально расположенные пазы, в зоне расположения последних между гайкой и стержнем выполнена кольцевая канавка, ширина которой в радиальном направлении больше диаметра проволоки, а проволока размещена в пазах стержня и в кольцевой канавке, отличающийся тем, что кольцевая канавка между гайкой и стержнем выполнена открытой со стороны неопорного торца гайки, на наружной поверхности гайки в зоне пазов выполнена дополнительная кольцевая канавка, в которой размещены соединенные между собой концы проволоки.

2. Узел крепления по п.1, отличающийся тем, что закрытые торцы пазов на гайке имеют радиусные закругления, диаметры которых больше ширины пазов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения.

Известен узел крепления, содержащий резьбовой стержень, навинченную до упора в закрепляемую деталь гайку и фиксирующий элемент в виде шплинта с отогнутыми концами, вложенного в пазы гайки и отверстие резьбового стержня [1]

Недостаток ступенчатая угловая фиксация гайки на резьбовом стержне, что исключает достижение заданного момента затяжки гайки, наличие специально изготовленного шплинта.

Известен узел крепления [2] содержащий резьбовой стержень, навинченную до упора в закрепляемую деталь гайку и фиксирующий элемент в виде отрезка проволоки, при этом на торце стержня и на неопорной поверхности гайки выполнены диаметрально расположенные пазы, в зоне расположения последних между гайкой и стержнем выполнена кольцевая канавка, ширина которой в радиальном направлении больше диаметра проволоки а проволока размещена в пазах стержня и гайки и кольцевой канавки, выполненной закрытой с торца гайки.

В упомянутом узле крепления проволока вкладывается в пазы гайки и стержня во время затяжки гайки на стержне, что обеспечивает деформацию проволоки в кольцевой канавке гайки, при этом проволока при отвинчивании гайки работает на изгиб, что снижает надежность стопорения, требует проволоки большого сечения и не гарантирует достижения заданного крутящего момента затяжки гайки из-за ограниченного угла поворота последней после монтажа в ней проволоки.

Техническая задача, решаемая предлагаемым узлом крепления, заключается в обеспечении бесступенчатой угловой фиксации гайки на резьбовом стержне с помощью проволоки, работающей при отвинчивании гайки на растяжение, что повышает надежность фиксации гайки на резьбовом стержне.

Поставленная техническая задача решается путем выполнения угла крепления, содержащего резьбовой стержень, навинченную до упора в закрепляемую деталь гайку и фиксирующий элемент в виде отрезка проволоки, при этом на торце стержня и на неопорной поверхности гайки выполнены диаметрально расположенные пазы, в зоне расположения последних между гайкой и стержнем кольцевая канавка, ширина которой в радиальном направлении больше диаметра проволоки, а проволока размещена в пазах стержня и гайки и в кольцевой канавке, которая выполнена открытой со стороны неопорного торца гайки, имеющей в зоне пазов на наружной поверхности дополнительную кольцевую канавку, в которой размещены соединенные между собой концы проволоки, причем закрытые торцы пазов на гайке имеют радиусные закругления, диаметры которых больше ширины этих пазов.

Достижение технического результата обеспечивается новыми элементами, введенными в конструкцию известного из патента Германии узла крепления: кольцевая канавка между гайкой и стержнем выполняется открытой со стороны неопорного торца гайки, на наружной поверхности гайки в зоне пазов выполняется дополнительная кольцевая канавка, в которой размещаются соединенные между собой концы проволоки, и далее закрытые торцы пазов на гайке выполняются с радиусными закруглениями, диаметры которых больше ширины пазов.

Открытая канавка в гайке со стороны неопорного ее торца позволяет после затяжки гайки на резьбовом стержне уложить проволоку в смещенные пазы гайки и резьбового стержня путем ее изгиба в канавке таким образом, чтобы проволока испытывала деформацию растяжения при отвинчивании гайки, при этом дополнительная кольцевая канавка на наружной поверхности гайки и радиусные закругления закрытых торцов пазов гайки будут удерживать проволоку от осевого смещения вдоль резьбового стержня после обвязки гайки проволокой с укладкой ее в дополнительную кольцевую канавку и радиусные скругления с обеспечением натяга путем скручивания между собой концов проволоки.

На фиг. 1 изображен узел крепления, план; на фиг.2 вид сбоку на узел крепления; на фиг.3 разрез А-А на фиг.1.

Узел крепления состоит из гайки 1, резьбового стержня 2, закрепляемой детали 3 и проволоки 4, концы 5 которой скручены между собой с обеспечением натяга проволоки при обвязке гайки последней. Гайка на неопорной поверхности имеет диаметрально расположенные пазы 6, закрытые торцы которых имеют радиусные закругления 7, диаметры которых больше ширины пазов.

Кроме того, между гайкой и резьбовым стержнем выполнена открытой со стороны неопорного торца гайки кольцевая канавка 8, ширина которой в радиальном направлении больше диаметра проволоки, что позволяет разместить проволоку в этой канавке с изгибом.

На наружной поверхности гайки в зоне пазов 6 выполнена дополнительная кольцевая канавка 9, в которой размещены соединенные между собой концы 5 проволоки.

Резьбовой стержень 2 с торца имеет диаметрально расположенный паз 10.

При сборке узла гайка 1 накручивается на резьбовой стержень 2 до упора с расчетным моментом затяжки, а затем с торцов гайки и стержня заводится проволока 4, концы которой скручиваются плоскогубцами (фиг.1).

При отвинчивании гайки проволока 4 будет испытывать деформацию растяжения и удерживать гайку от вращения.

Класс F16B39/20 стальной проволокой и тп

резьбовое соединение -  патент 2270377 (20.02.2006)
устройство для стопорения резьбового соединения -  патент 2146780 (20.03.2000)
устройство для соединения деталей -  патент 2042863 (27.08.1995)
стопорное устройство -  патент 2031263 (20.03.1995)
стопорное резьбовое соединение -  патент 2031262 (20.03.1995)
Наверх