подшипник скольжения

Классы МПК:F16C17/03 с поворотными сегментами, например подшипники Митчелла 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Локомотивное депо Поворино Юго-Восточной железной дороги
Приоритеты:
подача заявки:
1992-06-11
публикация патента:

Использование: в общем машиностроении, в частности, в самоустанавливающихся сегментах подшипников, используемых в подшипниковых опорах и узлах механизмов различного назначения. Сущность: подшипник скольжения содержит расположенные в корпусе равномерно по окружности для охвата цапфы вала на внутренней обойме самоустанавливающиеся сегменты. Внутренняя обойма выполнена составной из двух колец, соединенных пружинными скобками. Самоустанавливающиеся сегменты выполнены с одинаковыми по конфигурации и размерам рабочей и боковой поверхностями для обеспечения переустановки сегментов. Это обеспечивает повышение чувствительности центрирования вала и полную самоустановку сегментов и, как следствие, компенсацию износа рабочих граней сегментов вследствие изменения зазоров в продольном и поперечном сечениях. Использование пружинных скоб для фиксации сегментов от смещения упрощает конструкцию и изготовление подшипника. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащий наружную и внутреннюю обоймы, одна из которых смонтирована с возможностью вращения, и размещенные между ними равномерно по окружности самоустанавливающиеся сегменты, отличающийся тем, что самоустанавливающиеся сегменты выполнены с одинаковыми по конфигурации и размерам рабочей и боковой поверхностями для обеспечения переустановки сегментов, а внутренняя обойма выполнена составной из двух колец, соединенных пружинными скобами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к самоустанавливающимся сегментным подшипникам, используемым в подшипниковых опорах и узлах механизмов различного назначения.

Известен радиальный сегментный подшипник скольжения, содержащий расположенные в корпусе и установленные на кольцевой заполненной смазкой опоре сегменты, объединенные тонким упругим кольцом [1]

Недостатком подшипника является невысокая несущая способность в осевом направлении, что связано с высокими действующими удельными нагрузками.

Наиболее близким из известных по своей технической сущности является подшипник скольжения, содержащий наружную и внутреннюю обоймы, одна из которых смонтирована с возможностью вращения, и размещенные между ними равномерно по окружности самоустанавливающиеся сегменты [2]

Недостатком такого подшипника является повышенный износ, проявляющийся, главным образом, на нестационарных режимах работы, что снижает несущую способность подшипника и общую эксплуатационную надежность.

Цель изобретения заключается в повышении несущей способности и ресурса работы.

Для этого в подшипнике скольжения, содержащем наружную и внутреннюю обоймы, одна из которых смонтирована с возможностью вращения, и размещенные между ними равномерно по окружности самоустанавливающиеся сегменты, последние выполнены с одинаковыми по конфигурации и размером рабочей и боковой поверхностями для обеспечения переустановки сегментов, а внутренняя обойма выполнена составной из двух колец, соединенных пружинными скобами.

На фиг.1 изображен подшипник скольжения, общий вид; на фиг.2 разрез А-А на фиг.1.

Подшипник скольжения содержит наружную обойму 1, самоустанавливающиеся сегменты 2, равномерно расположенные по окружности для охвата цапфы (условно не показана) и объединенные тонким упругим кольцом 3. Сегменты скольжения имеют равные грани в окружном и радиальном направлениях.

Внутренняя обойма подшипника выполнена составной из по меньшей мере двух уплотнительных колец 4, к которым прикреплены соответственно две пружинные скобы 5, удерживающие сегменты подшипника от выпадания.

На наружной обойме 1 и уплотнительных кольцах 4 выполнены канавки 6 и 7 и отверстия 8 и 9 для подвода смазки в рабочую зону подшипника и смазки сегментов 2 скольжения. Смонтированный на валу подшипник скольжения крепится стандартными гайками (условно не показаны).

Работа подшипника осуществляется следующим образом.

В процессе работы подшипника сегменты 2 скольжения увлекаются в направлении вращения вала, уплотнительные кольца 4 и пружинные скобы 5 воспринимают нагрузки, действующие на сегменты 2, и демпфируют их в радиальном, окружном и промежуточном направлениях за счет прогиба последних. Благодаря этому уменьшается воздействием на цапфу возмущающих сил, что повышает устойчивость вращения вала.

Благодаря конфигурации и одинаковым размерам рабочей и боковых поверхностей самоустанавливающихся сегментов по мере износа граней возможна переустановка, т.е. поворот самоустанавливающихся сегментов на неработающие грани без дополнительной подгонки как частично, так и полностью всех сегментов, что несомненно повышает несущую способность и ресурс работы подшипника, при этом уменьшаются пульсации в масляных клиньях, а следовательно, и вероятность усталостного выкрашивания баббита с рабочих поверхностей сегментов и уменьшается наклеп контактирующих поверхностей сегментов скольжения.

Поскольку жесткость пружинных скоб 5 в радиальном и окружном направлениях может быть одинаковой или различной, в зависимости от действующих на сегменты сил, осуществляется демпфирование сегментов в радиальном и окружном направлениях, что обеспечивает повышение чувствительности центрирования вала и полную самоустановку сегментов и, как следствие, компенсацию износа рабочих граней сегментов вследствие изменения зазоров в продольном и поперечном сечениях.

Кроме того, использование пружинных скоб для фиксации сегментов от смещения упрощает конструкцию и изготовление подшипника.

Применение данного изобретения позволит увеличить ресурс работы подшипника в два раза.

Класс F16C17/03 с поворотными сегментами, например подшипники Митчелла 

сегментный радиальный подшипник скольжения -  патент 2474737 (10.02.2013)
эластичный подшипник и способ его текущего ремонта и технического обслуживания -  патент 2470200 (20.12.2012)
самоустанавливающийся гидродинамический подшипник скольжения -  патент 2470199 (20.12.2012)
турбокомпрессор -  патент 2467208 (20.11.2012)
опорный подшипник скольжения -  патент 2451844 (27.05.2012)
сегментный подшипник -  патент 2442034 (10.02.2012)
маятниковая скользящая опора -  патент 2435080 (27.11.2011)
упругодемпферный сегментный подшипник скольжения -  патент 2406890 (20.12.2010)
вкладыш опорного сегментного подшипника скольжения -  патент 2361126 (10.07.2009)
реверсивный подшипник скольжения (варианты) -  патент 2337257 (27.10.2008)
Наверх