зубчатое колесо

Классы МПК:F16H55/17 зубчатые колеса
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Тульский государственный технический университет
Приоритеты:
подача заявки:
1992-03-17
публикация патента:

Изобретение обносится к зубчатым колесам и предназначено для использования в колесах, у которых выполнены внутренний и наружный протяженные зубчатые профили. Цель изобретения - упрощение технологии изготовления. Зубчатое колесо представляет собой пакет зубчатых венцов, на которых нарезаны наружные зубья, внутренние зубья и выполнены отбортованные отверстия, элемент, фиксирующий зубчатые венцы в осевом направлении винтами, в виде соосного с венцами диска с отверстиями, по числу совпадающими с числом отверстий в венцах. Отбортовки соседних венцов сцентрированы друг в друге, а отбортовки отверстий крайнего венца сцентрированы в отверстиях диска. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО, содержащее пакет зубчатых венцов, элемент, фиксирующий венцы в осевом направлении, и элемент распределения нагрузки по венцам, отличающееся тем, что элемент, фиксирующий зубчатые венцы в осевом направлении, выполнен в виде соосного с венцами диска с отверстиями, элемент распределения нагрузки по венцам образован отбортовками, выполненными на отверстиях, выполненных в венцах, по числу совпадающих с отверстиями в диске, причем отбортовки отверстий соседних венцов сцентрированы одна в другой, а отбортовки отверстий крайнего венца сцентрированы в отверстиях диска.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к зубчатым колесам и предназначено для использования в колесах, у которых выполнены внутренний и наружный протяженные зубчатые профили.

Известно зубчатое колесо, содержащее ступицу, зубчатые венцы и элемент распределения нагрузки по венцам, причем колесо имеет два венца, а элемент распределения нагрузки выполнен в виде металлического двуплечего рычага, шарнирно закрепленного на ступице и взаимодействующего с венцами [1]

Недостатком известного колеса является конструктивная сложность элемента распределения нагрузки, кроме того, сложность осуществления этого решения при соединении нескольких венцов, количество которых больше двух.

Наиболее близким к изобретению является зубчатое колесо, содержащее несущую деталь, зубчатые венцы, элемент, фиксирующий венцы в осевом направлении, и элемент распределения нагрузки по венцам, выполненный в виде сегментной шпонки, контактирующей с венцами плоской частью [2]

Недостатком известного колеса является конструктивная сложность выполнения элемента распределения нагрузки в колесах, у которых на одном венце выполнены внутренний и наружный протяженные зубчатые профили.

Цель изобретения упрощение технологии изготовления.

Цель достигается тем, что в зубчатом колесе, содержащем пакет зубчатых венцов, элемент, фиксирующий венцы в осевом направлении, и элемент распределения нагрузки по венцам, элемент, фиксирующий зубчатые венцы в осевом направлении, выполнен в виде соосного с венцами диска с отверстиями, а элемент распределения нагрузки по венцам образован отбортовками, выполненными на отверстиях, выполненных в венцах, по числу совпадающих с отверстиями в диске, причем отбортовки отверстий соседних венцов сцентрированы друг в друге, а отбортовки отверстий крайнего венца сцентрированы в отверстиях диска.

Выполнение отбортованных отверстий на теле зубчатых венцов улучшает взаимное центрирование венцов и позволяет распределять нагрузку на любое необходимое количество венцов.

На фиг. 1 показано зубчатое колесо; на фиг.2 сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 представлено осевое сечение одного зубчатого венца.

Пакет зубчатых венцов 1, на каждом из которых нарезаны наружные зубья 2, внутренние зубья 3 и выполнены отбортованные отверстия 4, винтами 5 зафиксирован в осевом направлении на диске 6.

Диск 6 расположен соосно с зубчатыми венцами 1 и имеет отверстия, по числу совпадающие с отверстиями в зубчатых венцах 1. При этом отбортовки отверстий 4 соседних венцов 1 сцентрированы друг в друге и отбортовки отверстий 4 крайнего венца 1 сцентрированы в отверстиях диска 6. Кроме того, обладая податливостью, в месте соединения венцов отбортовками образовано упругое соединение пакета зубчатых венцов 1, чем достигается эффективное гашение вибраций, генерируемых в зубчатом зацеплении.

Зубчатое колесо работает следующим образом.

При передаче крутящего момента зубчатые венцы 1 с нарезанными наружными зубьями 2 и внутренними зубьями 3 взаимодействуют посредством отбортовок 4 между собой. При появлении неравномерности распределения нагрузок в зацеплении возникает локальная нагрузка, под действием которой перегруженные венцы утапливаются, при этом недогруженные венцы 1 смещаются навстречу передаваемой нагрузке и способствуют равномерному нагружению всех венцов.

Конструкция зубчатого колеса обеспечивает высокую степень демпфирования возникающих ударных нагрузок, т.е. улучшаются эксплуатационные качества зубчатого колеса. Кроме того, предлагаемая конструкция обладает повышенной технологичностью, выражающейся в сокращении количества операций, потребных для изготовления колеса. Данная конструкция может быть использована в передачах с внутренним и наружным зацеплением, а также при наличии на одном венце наружных и внутренних зубьев (как это представлено на фиг.2 и 3).

Класс F16H55/17 зубчатые колеса

зубчатое колесо -  патент 2525944 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525942 (20.08.2014)
зубчатая передача -  патент 2525326 (10.08.2014)
способ повышения износостойкости чугунных зубчатых колес -  патент 2516955 (20.05.2014)
зубчатое колесо -  патент 2516827 (20.05.2014)
шестерня и способ ее изготовления -  патент 2507298 (20.02.2014)
зубчатое колесо привода -  патент 2505723 (27.01.2014)
зубчатое колесо -  патент 2502004 (20.12.2013)
зубчатое колесо и уравновешивающий вал для поршневого двигателя -  патент 2499070 (20.11.2013)
зубчатое колесо -  патент 2498130 (10.11.2013)
Наверх