способ переработки высокосернистых битуминозных нефтей

Классы МПК:C10G47/12 неорганические носители
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Фирма "БИОМ"
Приоритеты:
подача заявки:
1992-12-21
публикация патента:

Использование: нефтехимия. Сущность изобретения: высокосернистую битуминозную нефть подвергают гидрокрекингу под давлением, при 430-490oС, соотношении водород : сырье 800-1500 м33, при разбавлении сырья нефтяной фракцией, кипящей в пределах 180-350oС, в присутствии алюмоникельболибденового катализатора, промотированного отходами редкоземельных элементов в количестве не менее 1 мас.%. 2 табл.
Рисунок 1

Формула изобретения

СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ВЫСОКОСЕРНИСТЫХ БИТУМИНОЗНЫХ НЕФТЕЙ путем гидрокрекинга под давлением при 430 - 490oС, соотношении водород : сырье 800 - 1500 м33, при разбавлении сырья нефтяной фракцией, кипящей в пределах 180 - 350oС в присутствии алюмоникельмолибденового катализатора, отличающийся тем, что используют алюмоникельмолибденовый катализатор, дополнительно промотированный оксидами редкоземельных элементов в количестве не менее 1 мас.%.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к переработке нефти, в частности к переработке битумов и битуминозных высокосернистых нефтей с целью получения светлых видов топлив.

Известен способ переработки битуминозных нефтей путем гидрокрекинга под давлением 67 атм. при 430-490оС, соотношении водород:сырье 800-1500 м33 в присутствии алюмомолибденсодержащего катализатора [1]

Наиболее близким техническим решением является способ переработки тяжелых битумов и битуминозных высокосернистых нефтей путем гидрокрекинга под давлением 25-35 атм. при 430-490оС в присутствии алюмомолибденникельсодержащего катализатора [2]

Недостатками известных способов является низкий выход светлых нефтяных фракций, высокая стоимость и энергоемкость производства.

Устранить указанные недостатки позволяет предлагаемый способ переработки высокосернистых битуминозных нефтей путем гидpокрекинга под давлением, при 430-490оС, соотношении водород:сырье 800-1500 м33, при разбавлении сырья нефтяной фракцией, кипящей в пределах 180-350оС, в присутствии алюмоникельмолибденового катализатора, при этом используют алюмоникельмолибденовый катализатор, дополнительно промотированный оксидами редкоземельных элементов в количестве не менее 1 мас.

Сущность предлагаемого способа заключается в том, что промотируя известный катализатор оксидами редкоземельных металлов, повышают его селективность. При этом, как свидетельствуют проведенные эксперименты, выход светлых бензиновых фракций увеличивается в 2-2,5 раза при тех же условиях проведения процесса (температуре, давлении, скорости подачи, соотношении водород:сырье).

Способ осуществляют следующим образом.

Катализатор готовят методом смешения осажденных гидроокисей алюминия, никеля и молибдена с последующей добавкой соответствующих оксидов редкоземельных элементов. Приготовленные смеси формуют в шарики. Сушку образцов проводят вначале в течение 12 ч на воздухе, затем в течение 3-4 ч в сушильном шкафу, после чего прокаливают в муфеле при 650оС также в течение 3-4 ч.

Содержание промотирующего оксида редкоземельных элементов составляет не менее 1% от массы катализатора.

Гидрокрекинг высокосернисных битуминозных нефтей в присутствии промотированного катализатора проводят при 430-490оС под давлением 25-35 атм. при соотношении водород: сырье 800-1500 м33 при разбавлении сырья нефтяной фракцией, кипящей при 180-350оС.

П р и м е р. В качестве сырья использовали высокосернистую битуминозную нефть Ашальчинского месторождения битумов с разбавителем (фракция 180-350оС) в соотношении на 1 объем сырья 0,5 объема разбавителя.

Физико-химические показатели битумной нефти следующие: Плотность/ г/см3 0,985 Содержание серы/ мас. 4,04 Коксуемость по Кондрадсону/ мас. 11,2 Фракционно-вакуумная разгонка/ мас.

Фр. 180-350оС 26,7

Фр. выше 360оС 73,3 Асфольтены/ мас. 5,7 Смолы/ мас. 36,4

Гидрокрекинг нефти проводили при 450оС, давлении 30 МПа, соотношении водород:сырье 1000 м33 на катализаторе следующего состава, мас. оксид никеля 5; оксид молибдена 5; промотор 1 оксид алюминия остальное, при этом промотор менялся следующим образом:

промотор оксид иттрия;

промотор оксид самария;

промотор оксид лантана.

Параллельно проводили опыт с известным катализатором без промотора.

Данные приведены в табл.1.

Из табл. 1 видно, что на промотированных катализаторах выход бензиновых фракций увеличивается в 2-2,5 раза при прочих равных условиях проведения гидрокрекинга. Кроме того, высококачественные малосернистые топлива получают в одну ступень (см. табл.2).

Из данных табл.2 видно, что бензиновые и дизельные фракции содержат мало серы, а достаточно высокое содержание нафтенароматических углеводородов дает возможность говорить о высоком качестве получаемых топлив, не требующих дальнейшей переработки.

Кроме того, испытания, проведенные по моторному методу на определение октановых и цетановых чисел, показали удовлетворительные результаты октановое число составило 77-79, цетановое 38-45.

Класс C10G47/12 неорганические носители

катализатор для переработки тяжелого нефтяного сырья и способ его приготовления -  патент 2527573 (10.09.2014)
катализатор на основе цеолита izm-2 и способ гидроконверсии/гидрокрекинга углеводородного сырья -  патент 2487755 (20.07.2013)
способ получения фракций углеводородов -  патент 2434053 (20.11.2011)
катализаторы гидроконверсии и способы их изготовления и применения -  патент 2342995 (10.01.2009)
формованные трехлепестковые частицы, защитный слой, способ уменьшения загрязнения в слоях катализатора, способ превращения органического сырья и способ получения средних дистиллятов из синтез-газа -  патент 2299762 (27.05.2007)
способ получения топлива для летательных аппаратов -  патент 2292380 (27.01.2007)
способ получения парафинистого рафината и его применение -  патент 2268286 (20.01.2006)
способы депарафинизации жидкого нефтепродукта и смазочных масел -  патент 2214441 (20.10.2003)
каталитическая система для каталитических гидродесульфуризации, гидроденитрогенизации, реформинга, гидрирования-дегидрирования и изомеризации углеводородного сырья, способ ее получения, активации, регенерации и использования -  патент 2146171 (10.03.2000)
способ получения основы смазочного масла, катализатор -  патент 2116332 (27.07.1998)
Наверх