система комбинированного использования сжиженного, например, природного газа в холодильной установке транспортного средства
Классы МПК: | F17D1/02 для газов или паров F25B19/00 Машины, установки и системы с испарением хладагента без регенерации пара |
Автор(ы): | Лубенец Владислав Владиславович, Глухов Станислав Дмитриевич, Жердев Анатолий Анатольевич, Богаченко Виталий Николаевич |
Патентообладатель(и): | Лубенец Владислав Владиславович, Глухов Станислав Дмитриевич, Жердев Анатолий Анатольевич, Богаченко Виталий Николаевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-05-03 публикация патента:
27.01.1996 |
Использование: в системах комбинированного использования сжиженного, например природного, газа в холодильной установке транспортного средства. Сущность изобретения: система снабжена дросселем в виде встроенной в теплообменник капиллярной трубки и отделителем кристаллогидратов, причем фильтр, теплообменник, отделитель кристаллогидратов и регулятор давления соединены последовательно перед испарителем, выход которого по топливному газу через теплообменник подключен к двигателю внутреннего сгорания. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. СИСТЕМА КОМБИНИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЖИЖЕННОГО, НАПРИМЕР, ПРИРОДНОГО ГАЗА В ХОЛОДИЛЬНОЙ УСТАНОВКЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая емкость с топливом - сжиженным под давлением углеводородным газом и запорным вентилем, регулятор давления, фильтр, теплообменник, испаритель, двигатель внутреннего сгорания, отличающаяся тем, что она снабжена дросселем в виде встроенной в теплообменник капиллярной трубки и отделителем кристаллогидратов углеводородов, причем фильтр, теплообменник, отделитель кристаллогидратов и регулятор давления соединены последовательно и установлены перед испарителем, выход которого по топливному газу через теплообменник подключен к двигателю внутреннего сгорания. 2. Система по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена по меньшей мере двумя контурами охлаждения, имеющими свой испаритель.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к газовым сетям, а также к холодильной технике и может быть использовано в системах комбинированного использования сжиженного под давлением углеводородного газа (пропан, протан-бутановая смесь), который служит одновременно топливом для двигателя автомобиля и холодильным агентом для холодильной установки, предназначенной для охлаждения теплоизолированного кузова автомобиля-рефрижератора. Известны холодильные установки транспортных средств, например автомобилей, содержащие емкость с топливом (сжиженным под давлением углеводородным газом), соединенную трубопроводом с регенеративным теплообменником, регулятором высокого давления, испарителем, размещенным в холодильной камере (кузове автомобиля), и через регулятор низкого давления с двигателем транспортного средства [1, 2]Недостатком известных систем является нестабильность работы холодильной установки, вызываемая гидратообразованием в магистрали сжиженного углеводородного газа при понижении его температуры после дросселирования. Появление кристаллогидратов углеводородов приводит к закупорке запорно-регулирующей аппаратуры и к уменьшению холодопроизводительности. Предлагаемая система использования сжиженного газа в холодильной установке транспортного средства, например, автомобиля, свободна от указанного выше недостатка. Целью изобретения является повышение надежности и стабильности работы холодильной установки, увеличение ее холодопроизводительности, а также получение двух (или более) уровней температуры охлаждения. Этот результат обеспечивается двойным дросселированием жидкого углеводородного газа с отделением образовавшегося кристаллогидрата. На фиг. 1 приведена гидравлическая схема предлагаемой системы; на фиг. 2 вариант схемы предлагаемой системы с несколькими испарителями. Система (фиг. 1) содержит топливный бак (емкость) 1 со сжиженным под давлением углеводородным газом (пропаном или пропан-бутановой смесью), ручной запорный вентиль 2, электромагнитный клапан 3, фильтр-осушитель 4, теплообменник 5, совмещенный с дросселем 6, выполненным в виде капиллярной трубки, отделитель 7 кристаллогидратов углеводорода, регулятор давления 8, испаритель 9, ресивер (емкость) 10, регулятор (редуктор) 11 давления газа на входе в двигатель внутреннего сгорания 12. Выход из испарителя сообщен трубопроводом с теплообменником 5, где газ подогревается перед поступлением в ресивер 10 и далее через редуктор 11 в двигатель 12. Двигатель 12 имеет также связь с редуктором 11 через вакуумную магистраль 13. Система работает следующим образом. Сжиженный газ из бака 1 через вентиль 2 и электромагнитный клапан 3 поступает в фильтр-осушитель 4, где происходит его предварительная очистка. Далее газ проходит по капиллярной трубке 6 в теплообменнике 5, где газ охлаждается, и происходит первое снижение его давления (первое дросселирование), в результате чего возможно выпадение кристаллогидратов углеводородов, которые собираются в отделителе 7. Газ, очищенный от гидратов, поступает далее через фильтр-осушитель 4 в регулятор давления 8, где происходит второе дросселирование углеводородного газа, после чего он поступает в испаритель 9, где используется для получения холода в кузове автомобиля-рефрижератора. Испарившийся углеводородный газ проходит далее через теплообменник 5, где подогревается, охлаждая поток в капиллярной трубке 6, и через ресивер 10, редуктор 11 поступает в качестве топлива в двигатель 12. Вариант изобретения представлен на фиг. 2 и предусматривает два (или более) контуров охлаждения, содержащих те же элементы, что и на фиг. 1, но позволяющий получить различные температуры охлаждения в испарителях 9, размещенных в различных отсеках теплоизолированного кузова автомобиля-рефрижератора.
Класс F17D1/02 для газов или паров
Класс F25B19/00 Машины, установки и системы с испарением хладагента без регенерации пара