топка для сжигания твердого топлива
Классы МПК: | F23C6/04 с последовательным соединением |
Автор(ы): | Чамин В.А., Финкер Ф.З., Куперштейн С.С. |
Патентообладатель(и): | Чамин Владимир Анатольевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-12-16 публикация патента:
27.01.1996 |
Использование: на тепловых электростанциях при сжигании высоковлажного твердого топлива. Сущность изобретения: топка для сжигания твердого топлива содержит камеру слоевого горения 1 с течкой для вывода очаговых остатков 5 и призматическую камеру дожигания 6 с соплом нижнего дутья 7 в устье холодной воронки 8, причем камера слоевого горения 1 соединяется с камерой дожигания 6 окном для выхода топочных газов 9. Камера слоевого горения 1 расположена над соплом нижнего дутья 7 так, что течка для вывода очаговых остатков 5 совмещена с окном для выхода топочных газов 9 и расположена между устьем холодной воронки 8 и соплом нижнего дутья 7. Сопло нижнего дутья 7 снабжено регулирующим шибером 10. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
ТОПКА ДЛЯ СЖИГАНИЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА, содержащая камеру слоевого горения, снабженную патрубком для ввода топлива, воздуховодом, колосниковой решеткой с течкой для вывода очаговых остатков, и призматическую камеру дожигания с соплом нижнего дутья в устье топочной воронки, соединяющем камеру слоевого горения с камерой дожигания окном для выхода топочных газов, отличающаяся тем, что камера слоевого горения расположена над соплом нижнего дутья, причем течка для вывода очаговых остатков совмещена с окном для выхода топочных газов и расположена между устьем топочной воронки и соплом нижнего дутья, снабженного регулирующим шибером.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к энергетике и может быть использовано на тепловых электростанциях при сжигании высоковлажного твердого топлива. Известна топка для сжигания древесных отходов, содержащая камеру слоевого горения, снабженную воздуховодом, наклонной колосниковой решеткой и фестонированной перегородкой, разделяющей камеру слоевого горения с камерой дожигания, снабженной соплом для подвода воздуха. Топливо подается в камеру слоевого горения на колосниковую решетку, под которую подводится первичный воздух и движется в виде насыпного слоя на решетке до полного его выгорания. Фестированная перегородка препятствует попаданию топлива в камеру дожигания. Топочные газы, полученные при горении топлива, представляющие собой смесь продуктов полного горения и газификации топлива, направляются через фестонированную перегородку в камеру дожигания, где происходит догорание топлива в потоке вторичного воздуха, подаваемого через сопло. Отличительной особенностью слоевых процессов является устойчивое воспламенение топлива в слое, обусловленное отсутствием внешнего теплоотвода и созданием адиабатических условий горения топлива. Все выделенное тепло расходуется на сушку, газификацию и воспламенение вновь поступающего топлива. Последовательный процесс термической подготовки и горения частиц топлива целой части слоя, причем зона активного тепловыделения занимает значительную часть слоя, приводит к высокой стабильности процессов горения в слое независимо от колебаний рабочей влажности топлива. Недостатком указанной топки является невысокая производительность из-за ограничения скорости горения крупных кусков топлива. Это обусловлено недостаточным подводом окислителя к поверхности реагирования частицы. Это отчетливо подтверждается сильной зависимостью скорости выгорания от интенсивности дутья. Дальнейшее же увеличение форсировки процесса увеличением потока первичного воздуха приводит к активной перестройке залегания частиц топлива в слое и к возрастающему выносу частиц из слоя, что приводит к тепловым потерям с уносом. Наиболее близкой к предлагаемой топке для сжигания твердого топлива является топка, содержащая камеру слоевого горения, снабженную патрубком для ввода топлива воздуховодом, колосниковой решеткой, течкой для вывода очаговых остатков, и призматическую камеру дожигания с соплом нижнего дутья в устье холодной воронки, соединяющим камеру слоевого горения с камерой дожигания окном для выхода топочных газов. Камера дожигания снабжена также дополнительными соплами вторичного воздуха, расположенными над соплом нижнего дутья направленными вниз навстречу направлению последнего. Топливо через патрубок для ввода топлива подается в камеру слоевого горения на колосниковую решетку, под которую воздуховодом подводится первичный воздух со скоростью, обеспечивающей псевдоожижения слоя топлива. В камере слоевого горения происходит газификация и частичное выгорание топлива, а продукты газификации и горения вместе с мелкими частицами выносятся через окно для выхода топочных газов в камеру дожигания, где догорают в потоке вторичного воздуха, подаваемого через сопло нижнего дутья и дополнительные сопла вторичного воздуха. Шлак и другие негорючие включения удаляются из камеры слоевого горения через течку для вывода очаговых остатков. При сжигании топлива в кипящем слое интенсивность процессов горения значительно повышается, что приводит к высокой производительности топок с кипящим слоем. Форсировка первичным воздухом слоя топлива до состояния псевдоожижения интенсифицирует подвод окислителя к горящей частице и повышает интенсивность тепло- и массообменных процессов. Турбулентное перемешивание частиц топлива в кипящем слое обеспечивает быстрый прогрев вновь поступающего топлива, а сопровождающееся соударение между частицами приводит к разрушению и размельчению горящих частиц, увеличивая тем самым удельную поверхность реагирования. Все это повышает скорость горения крупных частиц топлива, являющихся ограничителем повышения производительности топок для сжигания дробленого твердого топлива. Однако, тенденция ухудшения качества топлива, в частности повышение рабочей влажности исходного топлива, связанное с индустриализацией способов добычи и истощением месторождений, приводит к снижению производительности топок и эффективности сжигания топлива при снижении стабильности его воспламенения. При подаче в топку топлива с рабочей влажностью, превышающей расчетную, происходит снижение температурного уровня в камере слоевого горения за счет затраты тепла на испарение дополнительно введенной влаги. В условиях многократной циркуляции и турбулентного перемешивания сырого топлива и горящих частиц происходит взаимное влияние процессов нагрева и сушки сырого топлива, физического подвода и химического реагирования окислителя для уже горящих частиц. Снижение температурного уровня в камере слоевого горения увеличивает время прогрева и сушки частиц, что ведет к увеличению количества топлива в кипящем слое. С другой стороны, скорость реакции горения находится в экспоненциальной зависимости от температуры сред, причем уменьшение парциального давления кислорода в газовой среде за счет увеличения доли водяных паров усугубляет проблемы физического контакта окислителя с горючим. Увеличение же количества топлива в псевдоожиженном слое требует увеличения скорости псевдоожижения, а значит, и расхода первичного воздуха, что еще более ведет к снижению температуры среды в слое. Таким образом, повышение влажности подаваемого топлива приводит к снижению температуры в кипящем слое, затягиванию процесса сушки и снижению скорости горения топлива, а значит, и к уменьшению производительности топки в целом. Более того, увеличение времени выхода летучих и турбулентное перемешивание их с продуктами сушки на фоне снижения температуры процесса приводит к неустойчивому воспламенению топлива и появлению пульсаций в камере горения. При резком увеличении исходной влажности топлива, которое имеет место в практике, возможны погасание процесса горения и аварийный останов топочной установки. Кроме того, процесс сжигания топлива в кипящем слое требует строго выдержанного фракционного состава, что предполагает громоздкую систему топливоприготовления с отделением инородных и негорючих включений. Это в значительной степени повышает издержки и за счет расхода э/э на собственные нужды снижает экономичность в энергетическом использовании топлива. Целью предлагаемого изобретения является повышение устойчивости воспламенения, экономичности и эффективности сжигания немолотого высоковлажного твердого топлива путем предварительной сушки, газификации и воспламенения топлива в камере слоевого горения с последующим вовлечением его в многократную циркуляцию в камере дожигания. Поставленная цель достигается тем, что в известной топке для сжигания твердого топлива, содержащей камеру слоевого горения, снабженной патрубком для ввода топлива, воздуховодом, колосниковой решеткой с течкой для вывода очаговых остатков, и призматическую камеру дожигания с соплом нижнего дутья в устье холодной воронки, соединяющем камеру слоевого горения с камерой дожигания окном для выхода топочных газов, камера слоевого горения расположена над соплом нижнего дутья так, что течка для вывода очаговых остатков совмещена с окном для выхода топочных газов и расположена между устьем холодной воронки и соплом нижнего дутья, снабженного шибером. В результате проведенного патентного поиска авторами не обнаружено технических решений, совокупность существенных признаков которых совпадала бы с совокупностью признаков предлагаемого устройства, что позволяет делать вывод о соответствии последнего критерию "новизна". Кроме того, ни в патентной, ни в научно-технической литературе не обнаружено технических решений, в которых свойства признаков этих технических решений совпадали бы со свойствами отличительных признаков предлагаемого устройства. Это говорит о том, что заявляемое техническое решение соответствует критерию "существенное отличие". На чертеже показана топка для сжигания твердого топлива, поперечный разрез. Топка содержит камеру слоевого горения 1, снабженную патрубком для ввода топлива 2, воздуховодом 3, колосниковой решеткой 4 и течкой для ввода очаговых остатков 5. Призматическая камера дожигания 6 с соплом нижнего дутья 7 в устье холодной воронки 8 соединяется с камерой слоевого горения 1 окном для выхода топочных газов 9. Камера слоевого горения 1 расположена над соплом нижнего дутья 7 так, что течка для вывода очаговых остатков 5 совмещена с окном для выхода топочных газов 9 и расположена между устьем холодной воронки 8 и соплом нижнего дутья 7, которое снабжено регулирующим шибером 10 и направлено вдоль заднего ската 11 камеры дожигания 6. На задней стене 12 камеры дожигания 6 расположены сопла вторичного дутья 13, направленные вниз под острым углом в направлении, противоположном направлению сопла нижнего дутья 7. Напротив сопл 13 на фронтовой стене 14 расположено окно для выхода топочных газов 15, размещенное над фронтовым скатом 16, являющимся верхней образующей окна для выхода газов 9. Топка для сжигания твердого топлива работает следующим образом. Исходное немолотое высоковлажное топливо, в частности древесные отходы или бурые угли рядового фракционного состава с максимальным размером частиц
повысить устойчивость воспламенения и эффективность сжигания немолотого высоковлажного твердого топлива за счет предварительной подготовки топлива в камере слоевого горения 1, используя преимущества слоевого процесса: высокоэффективные тепло- и массообменные процессы, высокую адиабатность и стабильность воспламенения с последующим вовлечением всего топлива в многократную циркуляцию в камере дожигания 6, интенсивный подвод вторичного воздуха в которую значительно повышает скорость выгорания топлива;
повысить интенсивность термических процессов в камере слоевого горения 1 за счет формировки первичным воздухом слоя топлива, осуществить смешение потоков уносимой из слоя мелочи с горящими частицами топлива, поступающих из слоя по течке для вывода очаговых остатков 5, и обеспечить взаимное положительное влияние их на эффективность сгорания топлива в камере дожигания 6;
повысить производительность топки при сжигании высоковлажного топлива в широком диапазоне колебания исходной влажности за счет перераспределения потоков воздуха между первичным воздухом, подаваемом в камеру слоевого горения 1, и вторичным воздухом нижнего дутья камеры дожигания 6, осуществляемом с помощью шибера 10, установленного в сопле нижнего дутья 7. Ожидаемый экономический эффект от работы одного модернизированного котла КМ-75-40 при внедрении заявляемой топки составит 671,4 тыс.руб в год.
Класс F23C6/04 с последовательным соединением