способ диагностики степени выраженности двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом первого года жизни
Классы МПК: | A61B5/103 измерительные устройства для исследования или анализа формы, размеров или движения тела человека или его частей для диагностических целей A61B5/11 измерение движения всего тела или его частей, например тремора головы или рук, подвижности конечностей |
Патентообладатель(и): | Серганова Таисия Ивановна |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-10-13 публикация патента:
10.02.1996 |
Изобретение относится к медицине, а именно к нервологии. Способ позволяет повысить эффективность диагностики степени выраженности двигательного развития у детей с ДЦП первого года жизни. Для этого проводят исследование рефлексов орального и спинального автоматизма, позотонических рефлексов, цепного симметричного установочного рефлекса и выраженность разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлекса. При наличии у ребенка в возрасте до семи месяцев выраженных рефлексов орального и спирального автоматизма, позотонических рефлексов, умеренно выраженных цепного симметричного установочного и разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлекса диагностируют среднюю степень задержки двигательного развития, а при выявлении рефлексов орального и спирального автоматизма, позотонических рефлексов, при отсутствии цепного симметричного установочного рефлекса и выраженной активности разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлекса диагностируют тяжелую степень задержки двигательного развития. У ребенка в возрасте от семи до двенадцати месяцев при умеренно выраженных рефлексах орального и спинального автоматизма, позотонических рефлексов, разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлекса и наличии признаков начала формирования цепного симметричного рефлекса диганостируют среднюю степень задержки двигательного развития, а при выраженной активности рефлексов орального и спинального автоматизма, позотонических рефлексов, разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлекса и отсутствии цепного симметричного установочного рефлекса диагностируют тяжелую степень задержки двигательного развития.
Формула изобретения
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ, включающий исследование рефлексов орального и спинального автоматизма, позотонических рефлексов, цепного симметричного установочного рефлекса, отличающийся тем, что дополнительно исследуют разгибательный вариант лабиринтного тонического рефлекса и диагностируют среднюю степень задержки двигательного развития у ребенка в возрасте до 7 месяцев при наличии выраженных рефлексов орального и спинального автоматизма, позотонических рефлексов, умеренно выраженных цепного симметричного установочного и разгибательного варианта либиринтного тонического рефлекса, у ребенка от 7 до 12 месяцев - при умеренно выраженных рефлексах орального и спинального автоматизма, позотонических рефлексов, разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлекса и наличии признаков начала формирования цепного симметричного установочного рефлекса, а тяжелую степень задержки двигательного развития у ребенка в возрасте до 7 месяцев диагностируют при выявлении рефлексов орального и спинального автоматизма, позотонических рефлексов, отсутствии цепного симметричного установочного рефлекса и выраженной активности разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлекса, у ребенка в возрасте от 7 до 12 месяцев - при выраженной активности рефлексов орального и спинального автоматизма, позотонических рефлексов, разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлекса и отсутствии цепного симметричного установочного рефлекса.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к детской неврологии, в частности к способу диагностики заболеваний головного мозга у детей дошкольного возраста. Известны аналоги: "Церебральные нарушения у новорожденных, перенесших родовую травму и асфиксию" и "Детский церебральный паралич", выбранного в качестве прототипа. В аналоге "Церебральные нарушения у новорожденных, перенесших родовую травму и асфиксию" нет оценки полного набора безусловных рефлексов, определяющих двигательное развитие ребенка: рефлексов орального и спинального автоматизма, позогенических рефлексов в том числе разгибательного варианта лабиринтного технического рефлекса. В прототипе "Детский церебральный паралич" проводится диагностика ранних патологических отклонений, свидетельствующих о формировании детского церебрального паралича, представлена сравнительная характеристика нормального и аномального возрастного развития на первом году жизни с использованием эволюционно-динамического аспекта как безусловных рефлексов, так и показана трансформация основных симптомов и синдрома в зависимости от возраста, степени повреждения мозга. Недостатком прототипа, в котором освещены особенности диагностики неврологических отклонений с учетом эволюционно-возрастной динамики развития нервной системы и особое внимание уделено критериям распознавания церебральных параличей у детей первых месяцев жизни является то, что в нем не проводится использование оценки разгибательного варианта лабиринтного технического рефлекса для выявления тяжести выраженности двигательных нарушений. Задачей способа является выявление двигательных нарушений у детей с церебральным параличом на рефлекторном уровне и прогностическая оценка двигательного развития с целью предупреждения формирования патологического двигательного стереотипа. Сущность изобретения заключается в следующем: способ ранней диагностики двигательных нарушений у детей с церебральным параличем путем исследования и оценки рефлексов орального и спинального автоматизма, позотонических рефлексов, с дополнительным исследованием оценки разгибательного варианта лабиринтно-тонического рефлекса, оценкой цепного симметричного установочного рефлекса и при наличии у ребенка в возрасте 1-3 мес выраженных рефлексов орального автоматизма и спинального автоматизма, позотонических рефлексов кроме разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлекса, при наличии цепного симметричного установочного рефлекса диагностируют нормальное двигательное развитие; при наличии рефлексов орального и спинального автоматизма, позотонических рефлексов, умеренно выраженной активности разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлекса, началом формирования цепного симметричного установочного рефлекса ("ступенчатого" лабиринтного установочного рефлекса с головы на шею) диагностируют умеренную (среднюю) степень задержки двигательного развития; при наличии рефлексов орального и спинального автоматизма, позотонических рефлексов с выраженной активностью разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлекса и отсутствии цепного симметричного установочного рефлекса диагностируют тяжелую степень задержки двигательного развития; у ребенка в возрасте 4-6 мес при наличии цепного симметричного установочного рефлекса, отсутствия рефлексов орального и спинального автоматизма, позотонических рефлексов, разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлекса диагностируют нормальное двигательное развитие; при наличии рефлексов орального и спинального автоматизма, позотонических рефлексов, умеренно выраженной активности разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлекса, началом формирования цепного симметричного установочного рефлекса ("ступенчатого" лабиринтного установочного рефлекса с головы на шею) диагностируют умеренную (среднюю) задержку двигательного развития; при наличии рефлексов орального и спинального автоматизма, позотонических рефлексов, выраженной активности разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлексов, отсутствии цепного симметричного установочного рефлекса диагностируют тяжелую степень задержки двигательного развития; у ребенка в возрасте 7 мес и старше при наличии цепного симметричного установочного рефлекса, отсутствия рефлексов орального и спинального автоматизма, позотонических рефлексов, разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлекса диагностируют нормальное двигательное развитие; при наличии умеренно выраженных рефлексов орального и спинального автоматизма, позотонических рефлексов без разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлекса, началом формирования цепного симметричного установочного рефлекса ("ступенчатого" установочного лабиринтного рефлекса с головы на шею) диагностируют умеренную (среднюю степень задержки двигательного развития; при наличии выраженной активности рефлекса орального и спинального автоматизма, позотонических рефлексов с разгибательным вариантом лабиринтного тонического рефлекса, отсутствия цепного симметричного установочного рефлекса диагностируют тяжелую степень задержки двигательного развития. Способ ранней диагностики двигательных нарушений у детей с церебральным параличем осуществляется следующим образом. Основным условием исследования позотонических рефлексов является положение головы по средней линии, чтобы избежать влияния тонических рефлексов в связи с искусственно созданным положением. Необходимо констатировать не только отсутствие или наличие безусловных рефлексов, но и выраженность их соответствие возрасту ребенка. Сохранность рефлексов за пределами возрастной границы считается патологической. У детей с формирующимся детским церебральным параличом обычно задержана на различные сроки редукция как рефлексов орального и спинального автоматизма, так и позотонических рефлексов. У них также задержано формирование цепного симметричного установочного рефлекса. Разгибательный вариант лабиринтного тонического рефлекса исследуют в положении ребенка на спине, на животе, при тракции за руки из положения на спине, при горизонтальном подвешивании в положении на животе, на спине, на боку, при вертикальном подвешивании и по выраженности отведения головы ребенка назад оценивают активность указанного рефлекса. Включение в неврологическое обследование определение наличия и выраженности разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлекса в сочетании с полным неврологическим обследованием позволяет в более ранние сроки достоверно выявить степень задержки двигательного развития и провести своевременную адекватную их коррекцию, а соответственно предупредить или снизить инвалидность детей.Класс A61B5/103 измерительные устройства для исследования или анализа формы, размеров или движения тела человека или его частей для диагностических целей
Класс A61B5/11 измерение движения всего тела или его частей, например тремора головы или рук, подвижности конечностей