кнехт
Классы МПК: | B63B21/06 кнехты |
Автор(ы): | Валдаев М.М., Грузова Г.В., Нестеренко И.Ф. |
Патентообладатель(и): | Производственно-коммерческая фирма "Блик" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-04-28 публикация патента:
10.02.1996 |
Изобретение предназначено для механизации и снижения опасности швартовных работ на судах. Сущность: кнехт содержит вращающиеся тумбы с отражательными кольцами, храповой механизм и зажим сбегающей ветви швартовного каната. Останавливающие элементы представляют собой пластины, края которых изогнуты по дугам окружностей и конгруэнтны пазам храпового механизма. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
КНЕХТ, содержащий основание с установленными на нем тумбами, имеющими возможность вращения, каждая из которых выполнена с отражательными кольцами и с храповым механизмом с останавливающим элементом, а также зажимное приспособление для сбегающей ветви швартовного каната, отличающийся тем, что каждая из тумб выполнена по крайней мере с одним дополнительным отражательным кольцом, при этом храповик каждого храпового механизма размещен на основании соответствующей тумбы, которая выполнена с пазом, причем каждый останавливающий элемент выполнен в виде пластины, расположенной между храповиком и пазом соответствующей тумбы и выполненной с концевой кромкой, изогнутой по дуге окружности и конгруэнтной указанному пазу, причем длина и ширина кнехта определены соотношениямиL Lосн + dбукс;
B Bосн + dбукс,
где L и B - соответственно габаритные длина и ширина кнехта;
Lосн и Bосн - длина и ширина основания кнехта, измеренные по палубе судна;
dбукс - диаметр буксирного каната.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению и касается кнехтов с вращающимися тумбами. Известен кнехт, содержащий основание с установленными на нем тумбами, имеющими возможность вращения, каждая из которых выполнена с отражательными кольцами и с храповым механизмом с останавливающим элементом, а также зажимное приспособление для сбегающей ветви швартовного каната. Однако известный кнехт имеет чрезмерные потери тягового усилия швартовного механизма и увеличенные габариты, что снижает его эксплуатационные качества. Цель изобретения повышение эксплуатационных качеств кнехта швартовного и использования его основания фундамента, как кнехта буксирного. Это достигается тем, что каждая из тумб выполнена по крайней мере с одним дополнительным отражательным кольцом, при этом храповки каждого храпового механизма размещен на основании соответствующей тумбы, которая выполнена с пазом, причем каждый останавливающий элемент выполнен в виде пластины, расположенной между храповиком и пазом соответствующей тумбы и выполненной с концевой кромкой, изогнутой по дуге окружности и конгруэнтной вышеуказанному пазу, причем длина и ширина кнехта определены соответствующими соотношениямиL Lосн + dбукс
B Восн + dбукс., где L и В соответственно габаритные длина и ширина кнехта;
Lосн и Восн длина и ширина основания кнехта, измеренные по палубе судна;
dбукс. диаметр буксирного каната. На фиг. 1 изображен предлагаемый кнехт; на фиг.2 его останавливающий элемент; на фиг.3 вид по стрелке А на фиг.1. Кнехт содержит основание 1 с вращающимися тумбами 2 и 3. На каждой тумбе 2 и 3 установлены по крайней мере по два отражательных кольца, выполненных в виде перевернутых конусов и состоящих из конического кольца 4 и плоского кольца 5. Основным элементом храпового механизма является останавливающий элемент собачка 6, расположенная в пазу 7 вращающихся тумб 2 и 3. Собачка 6 взаимодействует с пазами 7 тумб и храповиком 8 на основании 1 кнехта. На вращающиеся тумбы 2 и 3 крепят швартовный канат 9. За основание 1 может быть закреплен огон швартового каната 10. Для крепления обегающей ветви швартовного каната преимущественно на основании 1 установлен зажим 11, например, пружинного типа. Храповой механизм выполнен со свободно плавающим элементом собачкой 6 (фиг.2) в виде пластины со скругленной 12 и скошенной 13 поверхностями. Края пластины изогнуты по дугам окружностей, конгруэнтны пазам 7 во вращающихся тумбах 2 и 3 кнехта и храповика 8 основания 1. Кнехт эксплуатируется следующим образом. Во время швартовки судна швартовный канат 9 после закрепления огона каната на береговой тумбе или кнехта другого судна проводят через киповую планку собственного судна, запасовывают между отражательными кольцами тумб 2 и 3 кнехта двумя шлагами и далее проводят на турачку (барабан) брашпиля-шпиля или лебедки. При выбирании каната тумбы 2 и 3 кнехта вращаются. В обратную сторону вращение тумб 2 и 3 предотвращает храповой механизм. Собачка 6 храпового механизма при вращении тумб 2 и 3 свободно помещается в пазу 7. Поскольку размеры собачки 6 по толщине больше глубины пазов в храповике 8, собачка 6, во-первых, при вращении тумбы в одну сторону скользит по окружности, периодически западая в пазы на храповике 8 в неподвижном основании 1, во-вторых, при обратном движении останавливает вращение тумбы. Скругленная задняя часть 12 собачки 6 упирается в угол между вертикальной и горизонтальной (потолочной) стенками паза 7 во вращающихся тумбах 2 и 3. По окончании выбирания каната в период подтягивания судна к причалу канат 9 снимают с турачки и добавляют на тумбы 2 и 3 кнехта восьмерками до шести шлагов. Новую возможность применения швартовного кнехта для буксировки судна перед подходом судна к причалу используют путем заведения огона буксирного каната 10 за основание 1 кнехта. Как показывают экспериментальные исследования, в предлагаемом кнехте за счет формы отражательных колец на вращающихся тумбах, останавливающих элементов храпового механизма и основания достигнуто снижение габаритов, массы и стоимости при общем упрощении конструкции и расширении возможностей применения кнехтов на судах. Кроме того, предлагаемый кнехт может быть использовано со швартовными лебедками как средство механизации по подаче дополнительных (не с барабанов лебедок) канатов и особенно для снижения опасности швартовных работ на эксплуатирующих судах со швартовными шпилями.