каретка металлорежущего станка
Классы МПК: | B23B21/00 Каретки токарных станков; поперечные суппорты; резцедержатели B23Q1/25 подвижные или регулируемые опорные устройства для обрабатываемых изделий или инструментов |
Патентообладатель(и): | Вождаенко Владимир Васильевич[UA] |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-01-06 публикация патента:
20.02.1996 |
Использование: металлорежущие станки. Сущность изобретения: каретка имеет в средней части направляющих поверхностей корпуса и присоединенных к нему деталей участок с уменьшенной площадью в виде сотовой поверхности, длина которого составляет не менее одной трети длины направляющей поверхности, а ширина - 50...90% от ширины направляющей. Глубина ячеек сотовой поверхности выполнена больше 0,05 мм. 1 з. п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. КАРЕТКА МЕТАЛЛОРЕЖУЩЕГО СТАНКА, имеющая в средней части направлющих поверхностей скольжения корпуса и присоединенных к нему клиньев и планок участок с уменьшенной площадью по сравнению с участками на краях указанных направляющих скольжения, отличающаяся тем, что участок с уменьшенной площадью выполнен в виде сотовой поверхности, длина которой составляет не менее одной трети длины направляющей поверхности, а ширина - 50 - 90% ширины последней. 2. Каретка по п.1, отличающаяся тем, что глубина ячеек сотовой поверхности выполнена больше 0,05 мм.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к металлорежущим станкам, к их кареткам, салазкам, бабкам и др. имеющим направляющие поверхности скольжения (НПС), принадлежащие как им самим, так и присоединенным к ним направляющим клиньям, планкам. Известно, что НПС кареток, салазок, подвижных бабок и НПС принадлежащих присоединенным к кареткам, салазкам, бабкам направляющих клиньев, планок в процессе эксплуатации изнашиваются, при этом неравномерно: по краям длины больше, а посередине длины меньше, иначе, становятся выпуклыми, с центром выпуклости близко середины НПС, что ухудшает направляемость и устойчивость кареток и повышает дальнейший износ сопрягаемых НПС, что негативно сказывается на качественных и экономических сторонах производства. Известна каретка, в которой целью повышения точности и стабильности перемещения каретки на одной из ее направляющих поверхностей выполнена в ее средней части и по всей ее ширине выемка отсутствие НПС. Недостатками этой каретки являются разрыв НПС, недопустимый для сопрягаемых НПС, выходящих одна за другую; ухудшение защиты сопрягаемых НПС от засорения; ухудшение удерживания смазки НПС. Целями изобретения являются повышение направляемости и продольной устойчивости кареток; повышение износостойкости их НПС и НПС присоединенных к кареткам направляющих клиньев, планок; улучшение удерживания смазки, а продуктов износа и сора от распространения по всей НПС. Направляющая каретка металлорежущего станка имеет на средней части направляющих повеpхностей скольжения, принадлежащих как ей самой, так и присоединенным к каретке направляющим клиньям, планкам, поверхность в виде cот, образованную чередованием самой НПС и выемок (отсутствия) НПС, при этом упомянутая сотовая поверхность занимает не менее одной трети длины и 50.90% ширины каждой из НПС, а площадь выемок больше поверхности остатков НПС на той же длине сотовой поверхности, а глубина упомянутых выемок больше 0,05 мм. На фиг. 1 изображена предлагаемая каретка, поперечный разрез; на фиг.2 разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 и 4 вариант исполнения сотовых поверхностей НПС, разрез. Каретка 1 с направляющим клином 2 имеет выемки 4-6 НПС поверхностей, обозначенных буквами В, Д и Е; 7 выемки НПС поверхности Г присоединенного к каретке клина; 8, 9, 10 остатки НПС, являющиеся частью сотовой поверхности. Размерами Н и Н определена ширина одних из НПС при сотовой поверхности, L длина НПС. При перемещениях каретки и присоединенных к ней направляющих клиньев, планок остатки НПС сотовой поверхности будут вследствие зазоров между сопрягаемыми НПС кареток клиньев и НПС станины станка и вследствие их взаимных угловых микросмещений и уменьшенной опорной поверхности НПС в их средней части, интенсивно изнашиваться, чем остальная НПС (НПС краев длины), благодаря чему предотвращается рост выпуклости НПС, а вследствие преимущественного восприятия нагрузок крайними участками длины НПС достигаются повышенные среднестатические (во времени) направляемость и устойчивость каретки, повышается износостойкость сопрягаемых НПС.Класс B23B21/00 Каретки токарных станков; поперечные суппорты; резцедержатели
Класс B23Q1/25 подвижные или регулируемые опорные устройства для обрабатываемых изделий или инструментов