следящая обойма для нажимного подшипника скольжения механизма выключения сцепления, управляемого вилкой

Классы МПК:F16D23/12 исполнительные механизмы муфт, расположенные вне муфт
Патентообладатель(и):Соловьев Владимир Семенович
Приоритеты:
подача заявки:
1992-01-22
публикация патента:

Использование: в нажимных подшипниках скольжения механизмов выключения сцепления, управляемых вилкой. Сущность: следящая обойма для нажимного подшипника скольжения механизма выключения сцепления содержит корпус из листового материала с опорной торцовой стенкой, имеющей упругий замкнутый контур, и с имеющей посадочную поверхность боковой стенкой. Последняя выполнена с упругими лепестками, образующими разомкнутый контур. Корпус имеет две цапфы в виде полувтулок, диаметральные поверхности которых расположены в поперечной плоскости обоймы. Основания упругих лепестков расположены между опорной торцовой стенкой и диаметральными поверхностями полувтулок. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

СЛЕДЯЩАЯ ОБОЙМА ДЛЯ НАЖИМНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ МЕХАНИЗМА ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ, УПРАВЛЯЕМОГО ВИЛКОЙ, содержащая корпус из листового материала с опорной торцевой и имеющей посадочную поверхность боковой стенками, а также с двумя цапфами в виде полувтулок, диаметральные поверхности которых расположены в поперечной плоскости обоймы, отличающаяся тем, что, с целью надежного закрепления подшипника любой геометрической формы, боковая стенка корпуса выполнена с разомкнутым контуром, образованным выполненными на ней упругими лепестками, основания которых расположены между опорной торцевой стенкой и диаметральными поверхностями полувтулок, при этом опорная торцевая стенка выполнена с упругим замкнутым контуром.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипниковому узлу механизма выключения сцепления, управляемого вилкой.

Известны чугунные обоймы с замкнутым контуром для нажимного графитового подшипника сцепления. Степень надежности удержания подшипника в обойме от проворота во время эксплуатации определяет надежность и долговечность всего механизма сцепления. Данная обойма изготавливается из чугунного литья механической обработкой методом резания. Чтобы уменьшить влияние рабочих температур, графитовый подшипник подвергается длительной термостабилизации, но это не гарантирует исключения проворота подшипника в обойме, хотя и требует графита высокого качества.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является обойма для нажимного подшипника, управляемого вилкой, состоящая из корпуса с опорной торцовой и имеющей посадочную поверхность боковой стенкой, а также c двумя цапфами в виде полувтулок, диаметральные поверхности которых расположены в поперечной плоскости обоймы, при этом обойма выполнена из листового материала. Обойма из листового материала имеет преимущество перед чугунной обоймой в том, что трудоемкость ее изготовления значительно уменьшается.

Однако надежность закрепления подшипника в такой обойме будет ниже, чем в чугунной, так как отбор тепла с подшипника на обойму с малой массой будет ниже, чем в чугунной, при этом неоднородная графитовая смесь подшипника делает неравномерное изменение его геометрии, что приводит к нарушению поверхностного контакта подшипника с обоймой и возникновению линейного или точечного контакта, а это при отсутствии упругих элементов приводит к ослаблению закрепления подшипника, т.е. к его провороту в обойме, перегреву подшипника и разрушению. Следовательно, чтобы уменьшить влияние высоких температур, подшипник подвергается длительному процессу термостабилизации. Обойма из листового материала как и чугунная обойма применима только для цилиндрического подшипника.

Целью изобретения является надежное закрепление нажимного подшипника скольжения путем использования изменения его геометрии под влиянием рабочих температур и снижение трудоемкости изготовления обоймы.

На чертеже изображена предлагаемая следящая обойма для нажимного подшипника скольжения механизма выключения сцепления, управляемого вилкой.

Она выполнена из листового материала и состоит из корпуса 1, который имеет боковую стенку с разомкнутой посадочной поверхностью, выполненную в виде упругих лепестков 2, основания которых расположены между опорной торцовой стенкой 3 и диаметральными поверхностями полувтулок 4, при этом опорная торцовая стенка выполнена с упругим замкнутым контуром.

Подшипник скольжения устанавливается в обойму по посадочной поверхности боковой стенки, выполненной в виде упругих лепестков 2, с упором в торцовую стенку 3, выполненную в виде упругого замкнутого контура. При выключении сцепления подшипник скольжения подвергается влиянию больших температур, изменяя свою геометрию за счет больших линейных расширений. При этом упругая торцовая стенка 3 обеспечивает необходимый натяг между подшипником и посадочной боковой стенкой, выполненной в виде упругих лепестков 2, которые, охватывая подшипник, способствуют изменению его круглости, обеспечивая надежное закрепление подшипника от проворота. Охватывая подшипник лепестками, как пальцами, обойма дает возможность использовать подшипник любой формы, совершенно исключая дефект проворота подшипника в обойме.

Имея прерывистый контакт упругих лепестков с подшипником, обойма обеспечивает быстрое охлаждение подшипника за счет прямого соприкосновения подшипника с воздушным потоком. Такая обойма с упругими элементами не требует термостабилизации подшипника, а использует его неравномерное изменение геометрии для надежного закрепления.

Наверх