система маневрирования дирижаблем в вертикальной плоскости
Классы МПК: | B64B1/70 балластные устройства |
Автор(ы): | Шалаев В.С., Аверьянов Г.С., Захаренков В.В., Миньков С.В., Болштянский А.П. |
Патентообладатель(и): | Авиационный научно-технический комплекс "Крыло" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-07-15 публикация патента:
27.02.1996 |
Изобретение относится к воздухоплавательной технике и может быть использовано для маневрирования дирижаблем в вертикальной плоскости. Система маневрирования дирижаблем в вертикальной плоскости содержит газовый балон 1, соединенный с ним газовый клапан 2, воздухозаборник 3, блок 4 управления, аккумулятор 5 давления и устройство для подачи воздуха из атмосферы, выполненное в виде струйного насоса, сопло 7 которого соединено с аккумулятором 5 давления через блок управления, подвод 8 и диффузор 9 соединены соответственно с воздухозаборником 3 и газовым клапаном 2. Откачка воздуха из газового баллона 1 осуществляется струйным насосом 11, сопло 12 которого соединено с аккумулятором давления через блок 4 управления, а его подвод 13 и диффузор 14 соединены соответственно с газовым клапаном 2 и газоотводом 10. Изобретение позволяет более полно использовать располагаемую мощность системы маневрирования дирижаблем на всех режимах полета, ликвидировать холостой ход системы и повысить ее надежность. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. СИСТЕМА МАНЕВРИРОВАНИЯ ДИРИЖАБЛЕМ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ, содержащая газовый баллон с газовым клапаном и устройство для подачи в него воздуха из атмосферы, снабженное воздухозаборником, отличающаяся тем, что она снабжена блоком управления и аккумулятором давления, устройство для подачи воздуха выполнено в виде струйного насоса, сопло которого соединено с аккумулятором давления через блок управления, а его подвод и диффузор соединены соответственно с воздухозаборником и газовым клапаном, а также дополнительно снабжена газоотводом и устройством для откачки воздуха, выполненным в виде струйного насоса, сопло которого соединено с аккумулятором давления через блок управления, а его подвод и диффузор соединены соответственно с газовым клапаном и газоотводом. 2. Система по п.1, отличающаяся тем, что блок управления содержит соединенные соответственно между собой устройство пуска и отключения аккумулятора давления, устройство управления газовым клапаном, устройство управления расходом газа и распределительный клапан.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к воздухоплавательной технике и может быть использовано для маневрирования дирижаблем в вертикальной плоскости. Известна система управления высотой дирижабля, содержащая устройство, подсоединенное к оболочке для подачи в нее горячего воздуха и наддувания оболочки. Устройство, подающее воздух, выполнено в виде вентилятора, снабженного самостоятельным приводом [1]Недостатками такой системы являются низкая удельная мощность системы и низкая производительность вентилятора, не позволяющая создавать значительное изменение величины сплавной силы дирижабля за короткий промежуток времени в режиме взлета-посадки при сложной метеорологической обстановке или в аварийной ситуации. Известна также система маневрирования дирижаблем по высоте, содержащая газовые баллоны, газовые клапаны и устройство для подачи в них сжатого воздуха, забираемого из атмосферы [2]
Недостатками известной системы являются снижение коэффициента использования располагаемой мощности в режиме оперативного маневрирования дирижаблем при малом изменении сплавной силы по сравнению с режимом взлета-посадки и необходимость режима холостого хода из-за инерционности механического привода устройства подачи воздуха в момент запуска системы, а также снижение надежности из-за наличия движущихся механических частей в приводе устройства подачи воздуха. Проблема более полного использования располагаемой мощности системы маневрирования дирижаблем на всех режимах полета, ликвидации холостого хода системы и повышения ее надежности может быть решена за счет того, что система маневрирования дирижаблем, содержащая газовый баллон с газовым клапаном и устройство для подачи в него воздуха, забираемого из атмосферы, дополнительно снабжена воздухозаборником, блоком управления и аккумулятором давления, а устройство для подачи воздуха выполнено в виде струйного насоса, сопло которого соединено с аккумулятором давления через блок управления, а подвод и диффузор соединены соответственно с воздухозаборником и газовым клапаном. При этом аккумулятор давления может быть в зависимости от тактико-технических требований на дирижабль твердотопливным, жидкотопливным или газовым. На фиг.1 изображена схема системы маневрирования дирижаблем в вертикальной плоскости; на фиг.2 один из вариантов функциональной схемы блока управления. Система маневрирования дирижаблем в вертикальной плоскости (фиг.1) содержит газовый баллон 1, соединенный с ним газовый клапан 2, воздухозаборником 3, блок 4 управления, аккумулятор 5 давления и устройство для подачи воздуха, забираемого из атмосферы, в газовый баллон 1, выполненное в виде струйного насоса 6, сопло 7 которого соединено с аккумулятором 5 давления через блок 4 управления, а его подвод 8 и диффузор 9 соединены соответственно с воздухозаборником 3 и газовым клапаном 2. Кроме того, система маневрирования содержит газоотвод 10 и устройство для откачки воздуха из газового баллона 1, выполненное в виде струйного насоса 11, сопло 12 которого соединено с аккумулятором 5 давления через блок 4 управления, а его подвод 13 и диффузор 14 соединены с газовым клапаном 2 и газоотводом 10. На фиг. 2 представлен один из вариантов функциональной схемы блока 4 управления, состоящей из соединенных между собой устройства 15 управления расходом газа и распределительного клапана 16, а также из соединенных между собой устройства 17 пуска и отключения аккумулятора давления и устройства 18 управления газовым клапаном, причем распределительный клапан 16 соединен с соплами 7 и 12 струйных насосов 11 и 6. Устройство 18 управления газовым клапаном соединено с газовыми клапанами 2, а устройство 15 управления расходом газа и устройство 17 пуска и отключения аккумулятора давления соединены с аккумулятором 5 давления. Система маневрирования дирижаблем в вертикальной плоскости работает в двух режимах: уменьшение сплавной силы дирижабля; увеличение сплавной силы дирижабля; которые реализуются следующим образом. При подаче сигнала на вход 19 блока 4 управления распределительный клапан 16 подключает к аккумулятору 5 давления сопло 12 струйного насоса 11 либо сопло 7 струйного насоса 6, а устройство управления 18 газовым клапаном разрешает открытие соответствующего выбранному струйному насосу газового клапана 2. С помощью устройства 15 управления расходом газа по сигналу с входа 20 задается величина расхода газа через сопло струйного насоса. После подачи сигнала на вход 21 блока 4 управления устройство 17 пуска и отключения аккумулятора давления дает команду на запуск аккумулятора 5 давления и команду устройству 18 управления газовым клапаном на открытие соответствующего газового клапана 2 и запускает тем самым систему маневрирования дирижаблем в работу. При работе системы маневрирования в режиме уменьшения сплавной силы дирижабля струйный насос 6 через воздухозаборник 3 забирает воздух из атмосферы и через газовый клапан 2 подает его в газовый баллон 1. При работе системы маневрирования в режиме увеличения сплавной силы дирижабля струйный насос 11 забирает воздух из газового баллона 1 и через газоотвод 10 выбрасывает его в атмосферу. Применение в системе маневрирования дирижаблем устройства для перекачки воздуха, выполненного в виде струйного насоса, приводом которого является аккумулятор давления, позволяет более полно использовать располагаемую мощность системы маневрирования на различных режимах полета (исключить недогрузку или перегрузку системы), ликвидировать холостой ход системы и уменьшить за счет этого ее энергопотребление вследствие безынерционности струйного насоса, повысить надежность системы за счет уменьшения количества движущихся механических частей, упростить управление системой и улучшить ее весогабаритные характеристики.