рабочее оборудование экскаватора-драглайна
Классы МПК: | E02F3/48 драглайны |
Автор(ы): | Марченко Анатолий Иванович[UA], Скубаев Владимир Иванович[UA], Латыш Юрий Александрович[UA] |
Патентообладатель(и): | Арендное объединение "Новокраматорский машиностроительный завод" (UA) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-08-10 публикация патента:
27.02.1996 |
Изобретение относится к землеройным машинам, в частности к рабочему оборудованию экскаваторов-драглайнов, предназначенных для производства вскрышных и других видов горных работ. Цель изобретения - упрощение и повышение надежности оборудования. Рабочее оборудование экскаватора-драглайна включает стрелу с ковшом, соединенным посредством тяговых и подъемных канатов с лебедками тяги и подъема. На выходном валу тяговой лебедки через зубчатую втулку установлены с возможностью относительного вращения зубчатый тормозной барабан и зубчатая тормозная тяга, взаимосвязанные посредством зубчатого соединения с зубчатой обоймой, имеющей возможность осевого перемещения и соединенной равноплечими тягами с пневматическим цилиндром, расположенным во внутренней полости выходного вала тяговой лебедки, а на штоке пневматического цилиндра установлен упругий элемент. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЭКСКАВАТОРА-ДРАГЛАЙНА, включающее стрелу с ковшом, установленную на повротной платформе и связанную с тяговой и подъемной лебедками, и тормозной механизм, отличающееся тем, что тормозной механизм выполнен в виде установленных с возможностью относительного вращения на выходном валу тяговой лебедки посредством зубчатой втулки, зубчатого тормозного барабана и зубчатой тормозной тяги, связанных с зубчатой обоймой, установленной с возможностью осевого перемещения, при этом выходной вал тяговой лебедки выполнен с внутренней полостью и снабжен размещенным в ней пневматическим цилиндром, соединенным с зубчатой обоймой посредством равноплечих тяг и имеющим упругий элемент, установленный на штоке.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к землеройным машинам, в частности к рабочему оборудованию экскаваторов-драглайнов, предназначенных для производства вскрышных и других видов горных работ. Известно рабочее оборудование экскаватора-драглайна, включающее стрелу с головными блоками, соединенные с ковшом тяговые и подъемные канаты, а также установочные канаты, связанные одними концами с пятами стрелы, а другие соединены между собой посредством упора [1]С помощью подвесного каната упор связан с головной частью стрелы. При перемещении ковша для разгрузки в транспортное средство подъемные канаты взаимодействуют с упором. При этом ковш не должен доходить до зоны неустойчивого положения. Недостатком известного устройства является ограничение высоты и радиуса разгрузки ковша. Для расширения диапазона разгрузки необходимо корректировать длины установочных канатов, требующие дополнительные затраты времени. Причем наличие упора ограничивает подъемный канат для опускания ковша в дальнюю точку забоя, следовательно, снижается технологическая возможность экскаватора. Известно также рабочее оборудование экскаватора, включающее стрелу с ковшом, закрепленную на поворотной платформе с расположенными на ней лебедками тяги и подъема, направляющую с установленным в ней подвижным грузом, связанный через верхнюю часть направляющей с ковшом через дополнительный канат, а в нижней части направляющей закреплен тормоз, расположенный с возможностью взаимодействия с дополнительным канатом, соединенный с подвеской ковша [2] Данная конструкция позволяет производить разгрузку ковша в транспортное средство в любом диапазоне радиуса разгрузки. Однако при больших линейных параметрах экскаватора и значительных усилиях, возникающих в дополнительном канате для удержания ковша при разгрузке, необходимо использование многократных полиспастов для уменьшения перемещения груза. Кроме того использование такой конструкции устройства и дополнительной тормозной системы к нему приводит к увеличению показателя массы экскаватора и усложнению технического обслуживания данного устройства в эксплуатации (а именно: смена дополнительного каната, технический контроль и т.д.). Цель изобретения упрощение и повышение надежности рабочего оборудования. Цель достигается тем, что тормозной механизм выполнен в виде установленных с возможностью относительного вращения на выходном валу тяговой лебедки посредством зубчатой втулки зубчатого тормозного барабана и зубчатой тормозной тяги, связанных с зубчатой обоймой, установленной с возможностью осевого перемещения, при этом выходной вал тяговой лебедки выполнен с внутренней полостью и снабжен размещенным в ней пневматическим цилиндром, соединенным с зубчатой обоймой посредством равноплечих тяг и имеющим упругий элемент, установленный на штоке. На фиг. 1 изображен экскаватор-драглайн с рабочим оборудованием; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1 (схема запасовки канатов); на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 узел I на фиг. 1. Рабочее оборудование экскаватора-драглайна включает поворотную платформу 1 с установленными на ней стрелой 2, лебедками тяги 3 и подъема 4, блоками 5 и 6 направления, сгибающими блоками 7. Ковш 8 посредством тяговых 9 и подъемных 10 цепей, разгрузочного каната 11, сгибающего разгрузочный блок 12, соединен с тяговыми канатами 13 и подъемными канатами 14, которые соединены через разгрузочный блок 12 с канатом 15 удержания. Тяговые канаты 13, сгибая блоки 5 направления, закреплены на барабанах 16, консольно установленных на выходном валу 17, тяговой лебедки 3, а подъемные канаты 14, сгибая головные блоки 18, закреплены на барабанах 19, также консольно установленных на выходном валу 20 подъемной лебедки 4. Канат 15 удержания, сгибая блоки 6 направления и огибающие блоки 7, закреплен на тормозном барабане 21, ступица которого выполнена зубчатой. При этом на выходном валу 17 тяговой лебедки 3 дополнительно закреплена зубчатая втулка 22, посредством которой установлены с возможностью относительного вращения зубчатый тормозной барабан 21 и зубчатая тормозная тяга 23, которая другим концом шарнирно соединена с поворотной платформой 1. На зубьях зубчатой втулки 22, зубчатого тормозного барабана 21 и зубчатой тяги 23 установлена с возможностью осевых перемещений зубчатая обойма 24, которая соединена равноплечими тягами 25 с пневматическим цилиндром 26, расположенным во внутренней полости выходного вала 17 тяговой лебедки 3 и закрепленным на зубчатой тяге 23. При этом на штоке пневматического цилиндра 26 установлен упругий элемент. Экскаватор-драглайн работает следующим образом. В процессе эксплуатации экскаватор работает в режиме "Экскавация" наполнение ковша грунтом и транспортировка его к месту загрузки и в режиме "Разгрузка" разгрузка в заданном месте. В режиме "Экскавация" происходит наполнение грунтом ковша 8 за счет сбалансированной работы и правильной регулировки длин ветвей канатов как тяговой 3, так и подъемной 4 лебедок. При этом синхронность работы барабанов 16 тяговой лебедки и зубчатого тормозного барабана 21 обеспечена тем, что зубчатая обойма 24 соединена с зубьями зубчатой втулки 22, а также с зубьями тормозного барабана 21, следовательно, обеспечивается и синхронность тяговых канатов 13 и каната 15 удержания. Далее ковш 8 транспортируется к месту разгрузки. В режиме "Разгрузка" происходит торможение тормозного барабана 21, которое осуществляется следующим образом: зубчатая обойма 24 при помощи пневматического цилиндра 26 переключается на соединение с зубьями тормозной тяги 23 и с зубьями тормозного барабана 21. Затем вращением барабанов 16 тяговой лебедки 3 ослабляются тяговые канаты 13 и происходит разгрузка ковша 8 при неподвижных подъемных канатах 14 и канате 15 удержания. После завершения разгрузки вращением барабанов 16 в обратную сторону тяговые канаты 13 натягиваются и вращают ковш 8 в прежнее положение. После чего зубчатая обойма 24 переключается пневматическим цилиндром 26 в режим "Экскавация" и цикл повторяется. Таким образом предлагаемое устройство обеспечивает разгрузку ковша экскаватора на любом требуемом радиусе и высоте в створе стрелы без использования дополнительных механизмов.