двухступенчатая зубчатая передача
Классы МПК: | F16H31/00 Прочие передачи с элементами свободного хода или другими прерывисто действующими приводными элементами |
Патентообладатель(и): | Шульгин Леонид Михайлович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-06-02 публикация патента:
27.02.1996 |
Сущность изобретения: в двухступенчатой зубчатой передаче с прямой и ускоряющей ступенями с соосно расположенными ведущим и ведомым валами и параллельным им промежуточным валом, содержащей механизм включения прямой и ускоряющей передач, включение и выключение прямой ступени в которой осуществляется муфтой свободного хода, расположенной между ведущим и ведомым валами, с целью автоматизации работы передачи за счет использования только внутренних сил, механизм включения и выключения ускоряющей передачи выполнен в виде нормально разомкнутой центробежной фрикционной муфты, расположенной между одной из шестерен передачи, установленной на валу с возможностью свободного вращения, и ее валом. Ведущая полумуфта центробежной фрикционной муфты содержит направляющие с установленными на них центробежными грузами, выполненными в виде подпружиненных колодок, а ведомая полумуфта выполнена в виде барабана. Передача может быть выполнена как в виде отдельного узла,дополняющего существующие трансмиссии, так и в виде встроенной части в широко распространенные многоступенчатые вальные коробки передач. Ее использование позволяет повысить комфортабельность машин, уменьшить расход топлива и снизить вес трансмиссий. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая соосные входной и выходной валы, параллельный им промежуточный вал с установленными на них соответственно ведущей, ведомой и промежуточными шестернями, механизм включения и выключения прямой ступени, выполненный в виде муфты свободного хода, и механизм включения и выключения ускоряющей ступени, отличающаяся тем, что механизм включения и выключения ускоряющей передачи выполнен в виде нормально разомкнутой центральной фрикционной муфты, например, колодочного типа, расположенный между одной из шестерен, установленной на валу с возможностью свободного вращения, и ее валом, содержащей ведущую полумуфту с направляющими, в которых установлены подпружиненные центробежные грузы, выполненные в виде колодок, и ведомую полумуфту, выполненную в виде барабана.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, а именно к двухступенчатым зубчатым передачам. Известна двухступенчатая зубчатая ускоряющая передача, содержащая соосные ведущий и ведомый валы, параллельную им промежуточную ось с установленными на них, соответственно, ведущей, ведомой и промежуточными шестернями и устройство для переключения ступеней с муфтой свободного хода, содержащее, включая последнюю, два механизма механизм включения и выключения прямой ступени, установленный между ведущим и ведомым валами, и механизм включения и выключения ускоряющей ступени, установленный в одном из звеньев ускоряющей передачи, воспринимающим при работе на ускоряющей ступени реактивный момент, взаимодействующих между собой таким образом, что включение или выключение одного из них в процессе работы сопровождается автоматическим, соответственно, выключением или включением другого. Недостатком такой передачи является то, что отсутствие автоматичности включения и выключения ускоряющей ступени снижает комфортабельность работы водителя автомобиля и требует установки привода управления ею. Цель изобретения устранение указанных недостатков. Цель достигается тем, что второй механизм устройства переключения ступеней выполнен в виде центробежной фрикционной муфты. В данном варианте двухступенчатой зубчатой передачи механизм включения и выключения прямой ступени выполнен в виде муфты свободного хода, а механизм включения и выключения ускоряющей ступени выполнен в виде центробежной фрикционной муфты постоянно разомкнутого типа, расположенной, например, между ведомым валом и свободно установленной на нем ведомой шестерней с которой соединена полумуфта, несущая подпружиненные центробежные грузы. Изобретение иллюстрируется чертежом. Входной вал 1 передачи соединен с ведущей шестерней 2, находящейся в зацеплении с шестерней 3 промежуточного вала 4. Шестерня 5 промежуточного вала 4 находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней 6, установленной на выходном валу 7 с возможностью свободного вращения и взаимодействующей с ведомым валом 7 посредством центробежной фрикционной муфты постоянно разомкнутого типа, включающей в себя барабан 8, соединенный с выходным валом 7, опорное кольцо 9, соединенное с ведомой шестерней 6, центробежный груз 10 со штоком 11, который установлен в направляющих 12 опорного кольца 9 и подпружинен пружиной 13. Входной вал 1 взаимодействует с выходным валом 7 посредством муфты свободного хода 14. Возможно выполнение изобретения при других вариантах устройства центробежной фрикционной муфты постоянно разомкнутого типа и при расположении центробежной фрикционной муфты между другой шестерней и ее валом. Такое устройство предлагаемой зубчатой передачи обеспечивает возможность ее выполнения как в качестве отдельного узла, дополняющего существующие трансмиссии, так и в качестве встроенной части широко распространенных многоступенчатых вальных коробок передач. При больших и средних нагрузках двигателя крутящий момент передается с входного вала 1 через муфту свободного хода 14 непосредственно на выходной вал 7. Центробежные грузы 10 на этих режимах работы пружинами 13 удерживаются от взаимодействия с барабаном 8 и шестерня 6 находится в свободном вращении, получаемым от входного вала 1 через шестерни 2, 3 и 5. При уменьшении нагрузки двигателя обороты выходного вала 7 увеличиваются. Грузы 10 под действием возросших центробежных сил преодолевают сопротивление пружины 13 и, взаимодействуя своими рабочими фрикционными поверхностями с барабаном 8, блокируют шестерню 6 с выходным валом 7. Крутящий момент с входного вала 1 начинает поступать на выходной вал 7 через шестерни 2, 3, 5 и 6, муфта свободного хода 14 переходит на режим свободного хода, а передача на ускоряющую ступень. При уменьшении оборотов выходного вала 7, обусловленном увеличением внешней нагрузки или уменьшением оборотов двигателя оператором, действие центробежных сил на грузы 10 уменьшается и под воздействием пружин 13 они отводятся от барабана 8. Шестерня 6 начинает свободно вращаться на выходном валу 7, а муфта свободного хода 14 автоматически блокирует входной вал 1 с выходным валом 7, обеспечивая включение прямой ступени.Класс F16H31/00 Прочие передачи с элементами свободного хода или другими прерывисто действующими приводными элементами
вариатор - патент 2438057 (27.12.2011) | |
реверсивная зубчатая обгонная муфта - патент 2353836 (27.04.2009) | |
зубчатая обгонная муфта - патент 2353835 (27.04.2009) | |
зубчатая обгонная муфта - патент 2298711 (10.05.2007) | |
механизм с выстоем выходного звена - патент 2282082 (20.08.2006) | |
управляемый импульсный вариатор - патент 2075882 (20.03.1997) |