колесо транспортного средства
Классы МПК: | B60B15/02 колеса с грунтозацепами в виде шипов |
Патентообладатель(и): | Сагов Магомет Салиханович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-12-03 публикация патента:
10.03.1996 |
Изобретение относится к колесному производству, в частности к колесам для тракторов и сельскохозяйственных машин. Сущность изобретения: колесо транспортного средства содержит ободья 1 с шинами 5, связанные спицами 2 со ступицей 3. На внутренних торцовых сторонах ободьев установлены под углом к поперечным радиальным плоскостям грунтозацепы 4. Грунтозацепы на первом ободе расположены относительно грунтозацепов второго обода в шахматном порядке. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее первый обод, закрепленный посредством спиц на ступице и снабженный шиной, и грунтозацепы, установленные на торцевых поверхностях обода под углом к радиальным поперечным плоскостям, проходящим через центры оснований грунтозацепов, с наклоном в сторону основного направления движения транспортного средства, отличающееся тем, что оно снабжено вторым ободом, установленным на расстоянии от первого и связанным через ступицу с ним, а грунтозацепы установлены на торцевых стенках ободьев, обращенных друг к другу, при этом грунтозацепы на первом ободе расположены относительно грунтозацепов второго обода в шахматном порядке. 2. Колесо по п.1, отличающееся тем, что грунтозацепы установлены на ободьях на горизонтальных упругих шарнирах, проходящих через центр грунтозацепов. 3. Колесо по п.1, отличающееся тем, что спицы выполнены в виде листовых рессор.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к колесному производству, в частности к колесам для тракторов и сельскохозяйственных машин. Известно колесо транспортного средства, содержащее обод, закрепленный посредством спиц на ступице и снабженный шиной, и грунтозацепы, установленные на торцевых поверхностях обода под углом к поперечным радиальным плоскостям, проходящим через центры оснований грунтозацепов, с наклоном в сторону основного направления движения транспортного средства. Положительным качеством такого колеса является то, что оно может быть эффективно использовано на грунтах с низкой несущей способностью, например, болота и т. д. и обеспечить создание дополнительной тяги за счет бокового расположения грунтозацепов. Недостатком такого колеса является то, что в нем не до конца использованы возможности грунтозацепов, установленных на торцовых поверхностях ободьев, т.е. недостаточное сцепление колеса с грунтом. Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в повышении сцепных свойств колес с грунтозацепами, установленными на торцовых поверхностях ободьев. Указанный технический результат достигается тем, что колесо транспортного средства, содержащее обод, закрепленный посредством спиц на ступице и снабженный шиной, и грунтозацепы, установленные на торцовых поверхностях обода под углом к радиальным поперечным плоскостям, проходящим через центры оснований грунтозацепов, с наклоном в сторону основного направления движения транспортного средства, снабжено вторым ободом, установленным на расстоянии от первого и жестко связанном через ступицу с ним, а грунтозацепы выполнены на торцовых стенках ободьев, обращенных друг к другу, и расположены в шахматном порядке. На фиг.1 показано колесо, вид спереди; на фиг.2 разрез А-А на фиг.1. Колесо состоит из двух ободьев 1, связанных спицами 2, которые выполнены в виде листовых рессор, со ступицей 3. На внутренних торцовых сторонах ободьев установлены грунтозацепы 4 под углом к поперечным радиальным плоскостям, проходящим через центры оснований грунтозацепов. Ободья снабжены упругими шинами 5. Грунтозацепы на первом ободе расположены относительно грунтозацепов второго обода в шахматном порядке и связаны с ободами 1 с помощью горизонтальных упругих шарниров 6. Колесо работает следующим образом. На твердых грунтах и дорогах с твердым покрытием колесо взаимодействует с опорной поверхностью через шины, т.е. катится как обычное колесо. На грунтах с низкой несущей способностью или болоте колесо проваливается на определенную глубину и во взаимодействие с грунтом вступают грунтозацепы 4, с помощью которых реализуется крутящий момент на колесе в тягу на корпус транспортного средства. Грунтозацепы взаимодействуют с грунтом и создают одновременно за счет реакции грунта продольную силу, которая реализуется в тягу, и вертикальную силу, которая стремится поднять колесо вверх. Размещение грунтозацепов на внутренних стенках ободьев и их расположение в шахматном порядке значительно снижает возможность углубления колеса в грунт в процессе его качения и увеличивает плавность хода, а установка грнтозацепов на упругих шарнирах при контакте их с грунтом дает им возможность проворачиваться в зависимости от состояния грунта и величины тягового усилия на небольшой угол, что обеспечивает улучшение условий взаимодействия колеса с грунтом. Автоматически при этом выбирается оптимальное соотношение вертикальной и горизонтальной составляющих сил реакции со стороны грунта, улучшается сцепление при снижении сопротивления качению колеса. Выполнение спиц в виде упругих элементов, например, листовых рессор обеспечивает вертикальное внутреннее подрессоривание колеса и гашение динамических нагрузок на силовую передачу при реализации колесом крутящего момента.Класс B60B15/02 колеса с грунтозацепами в виде шипов