способ определения технического состояния системы автоматического регулирования турбоагрегата
Классы МПК: | F01D21/14 реагирующие на изменение других специфических условий F01D17/20 устройства, содержащие датчики и исполнительные органы со средствами передачи между ними, например устройства с сервоприводами |
Автор(ы): | Булкин А.Е., Калашников А.А., Панов В.И., Панов Е.И. |
Патентообладатель(и): | Московский энергетический институт (технический университет) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-06-29 публикация патента:
20.03.1996 |
Изобретение относится к способам технической диагностики автоматических систем регулирования (АСР) паровых турбин (ПТ) и позволяет повысить надежность, безопастность и эффективность турбоагрегата путем обеспечения оперативного определения работоспособности АСР ПТ. Способ заключается в сравнении текущих и эталонных значений коэффициентов корреляции между входными и выходными координатами каналов регулирования и отдельных элеменов, составляющих эти каналы. Так, если отсечной золотник 10 сервомотора 13 потерял работоспособность, клапан 16 части высокого давления перестает отзываться на входные воздействия. В этом случае возрастает связь между мощностью и давлением в камере первого отбора и между мощностью и давлением в камере второго отбора, ибо колебания давлений приводят к перемещению сервомоторов клапанов частей среднего и низкого давлений, а сервомотор части высокого давления не может компенсировать эти возмущения. В результате увеличиваются коэффициенты корреляции между давлениями и мощностью. Изменение коэффициентов корреляции в процессе работы турбоагрегата позволяет на ранней стадии обнаружить вначале неисправный канал регулирования, а затем выявить тот элемент, который привел к нарушению работоспособности АСР. Полученная количественная оценка неисправности позволяет решить вопрос о возможности продолжения эксплуатации турбоагрегата или необходимости его остановки и проведения ремонта. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБОАГРЕГАТА с каналами регулирования частоты вращения ротора и давления пара в камерах первого и второго отборов, содержащими последовательно включенные элементы, путем измерения значений мощности генератора, входных координат каналов регулирования, частоты вращения и давлений пара и выходных координат сервомоторов, формирования характерных показателй на основе результатов измерения, сопоставления этих показателей с эталонными значениями и установления нарушения работоспособности системы по результатам сопоставления, отличающийся тем, что дополнительно измеряют значения выходных координат элементов каналов, характерные показатели формируют в виде коэффициентов корреляции между измеренными значениями мощности и давления в камере первого отбора мощности и давлении в камере второго отбора, давлений в камерах первого и второго отборов и между измеренными значениями входных и выходных координат каждого из последовательно включенных элементов каждого из каналов регулирования, сопоставляют значения сформированных коэффициентов корреляции с их эталонными значениями и устанавливают нарушение работоспособности канала регулирования частоты вращения при совместном увеличении коэффициента корреляции между мощностью и давлением в камере первого отбора и коэффициента корреляции между мощностью и давлением в камере второго отбора, устанавливают нарушение работоспособности канала регулирования давления пара в камере первого отбора при совместном увеличении коэффициента корреляции между мощностью и давлением в камере первого отбора и коэффициента корреляции между давлениями в камерах первого и второго отборов, устанавливают нарушение работоспособности канала регулирования давления пара в камере второго отбора при совместном увеличении коэффициента корреляции между мощностью и давлением в камере второго отбора и коэффициента коррелляции между давлениями в камерах первого и второго отборов, а после установления нарушения работоспособности в одном из каналов регулирования устанавливают нарушение работоспособности конкретного элемента этого канала при уменьшении коэффициента корреляции между измеренными значениями входной и выходной координат данного элемента.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к способам технической диагностики автоматических систем регулирования (АСР) паровых турбин (ПТ) и может быть использовано при эксплуатации ПТ различных типов, преимущественно теплофикационных турбин с регулируемыми отборами пара и связанной системой регулирования. Известны способы определения технического состояния АСР ПТ с помощью устройства, оценивающего состояние АСР ПТ на основании измерения и сравнения с эталонными значениями выходного сигнала АСР и времени его запаздывания при подаче на вход единичного прямоугольного импульса заданной длительности и амплитуды [1] или путем сравнения сигналов датчика хода поршня гидроцилиндра привода регулирующего клапана и датчика давления рабочей жидкости в этом гидроцилиндре с заранее заложенными номинальными характеристиками и анализа состояния системы регулирования по рассогласованию сигналов [2] Известен также способ, где сравниваются сигналы датчиков перемещений органов АСР, давлений, а также индикаторов активной нагрузки генератора и частоты вращения с соответствующими эталонными характеристиками, хранимыми в памяти ЭВМ [3]Указанные способы наряду со своими достоинствами: оперативностью, возможностью выявления неисправностей на ранней стадии их развития, удобством и разнообразием предупреждающей информации в виде показания прибора, информации на телемониторе, светового или звукового сигнала, имеют несколько недостатков, ограничивающих широкое применение указанных способов. Во-первых, не всегда возможно вносить в работающее оборудование искусственные возмущения для проведения диагностических мероприятий, так как это означает изменение режима работы. Во-вторых, номинальные характеристики могут быть получены лишь с некоторым приближением к эталонным. Даже характеристики, зафиксированные при сдаточных заводских испытаниях новых АСР, не могут считаться эталонными, хотя бы в силу разброса свойств материалов, размеров, условий изготовления и сборки. В-третьих, эти способы не могут быть применены в турбоустановках, уже находящихся в эксплуатации, так как их эталонные характеристики неизвестны. Взять же за основу характеристики, имевшиеся на момент оборудования АСР диагностическим комплексом, нельзя: на них могут сказаться уже появившиеся в АСР неисправности. Процедура сравнения эталонных и реальных характеристик достаточно сложна, дает неоднозначный результат с большой погрешностью, особенно в случаях, когда характеристики нелинейны. И, наконец, самое главное: указанные способы основаны на косвенных методах определения технического состояния, работоспособности и диагностики неисправностей, не обеспечивают выявления конкретного отказавшего элемента. Техническая задача заключается в повышении надежности и эффективности эксплуатации турбоагрегата путем обеспечения оперативного и обоснованного определения работоспособности каналов регулирования и их элементов. Поставленная задача решается тем, что по способу определения технического состояния системы автоматического регулирования турбоагрегата с каналами регулирования частоты вращения и давления пара в камерах первого и второго отборов, содержащими последовательно включенные элементы, путем изменения значений мощности генератора, входных координат каналов регулирования частоты вращения и давления пара и выходных координат сервомоторов, формирования характерных показателей на основе результатов измерения, сопоставления этих показателей с эталонными значениями и выявления нарушения работоспособности системы по результатам сопоставления дополнительно измеряют значения выходных координат элементов каналов, характерные показатели формируют в виде коэффициентов корреляции между измеренными значениями мощности и давления в камере первого отбора, мощности и давления в камере второго отбора, давлений в камерах первого и второго отборов и между измеренными значениями входных и выходных координат каждого из последовательно включенных элементов каждого из каналов регулирования, сопоставляют значения сформированных коэффициентов корреляции с их эталонными значениями и выявляют нарушение работоспособности канала регулирования частоты вращения при совместном увеличении коэффициента корреляции между мощностью и давлением в камере первого отбора и коэффициента корреляции между мощностью и давлением в камере второго отбора, выявляют нарушение работоспособности канала регулирования давления пара в камере первого отбора при совместном увеличении коэффициента корреляции между мощностью и давлением в камере первого отбора и коэффициента корреляции между давлениями в камерах первого и второго отборов, выявляют нарушение работоспособности канала регулирования давления пара в камере второго отбора при совместном увеличении коэффициента корреляции между мощностью и давлением в камере второго отбора и коэффициента корреляции между давлениями в камерах первого и второго отборов, а после выявления нарушения работоспособности в одном из каналов регулирования выявляют нарушение работоспособности конкретного элемента этого канала при уменьшении коэффициента корреляции между измеренными значениями входной и выходной координат данного элемента. Предполагается оценивать качество работы элементов или системы регулирования сравнения с эталонными коэффициентами корреляции входных и выходных сигналов элементов. Характеристики элементов отражают правильность функционирования АСР, выполнение определенных соотношений и зависимостей, а коэффициенты корреляции показывают степень связи координат системы, что при оценке технического состояния автоматических систем и их диагностике более естественно. При этом коэффициенты корреляции дают однозначную количественную оценку состояния работоспособности АСР. Случайный характер сигналов АСР позволяет применить понятия и методы теории вероятностей, связанные с коэффициентами корреляции. Если АСР исправна, то любому значению Xi входного сигнала соответствует единственное и определенное по статической характеристике значение выходного сигнала Yi, функция Y=f(X) будет с точностью до помех детерминированной, а коэффициент корреляции Rxy= 1- , где <1 систематическая составляющая, связанная с конструктивными или эксплуатационными особенностями АСР (например, величиной перекрыш в золотниках или помехами) и легко рассчитываемая или определяемая экспериментально для каждого канала или элемента. Использование полученного заранее значения позволяет более объективно и обоснованно оценить работоспособность АСР. Если и АСР появляются отклонения от нормы в виде люфта, заедания подвижных деталей, затирания поверхностей, обрывов штоков клапанов и т. д. то это ведет к тому, что одному значению Xi могут соответствовать различные значения Yi. В этом случае связанность координат уменьшается, коэффициент корреляции Rxy меньше значения (1- ) и чем большей неисправность, тем меньшее значение Rxy. В пределе, когда АСР полностью перестает выполнять свои функции и пропадет всякая связанность координат X и Y, Rxy=0. На фиг. 1 представлена функциональная схема связанной АСР турбоагрегата с двумя регулируемыми отборами пар; на фиг. 2 принципиальная схема устройства для диагностики системы регулирования и отдельных ее элементов, реализующего предлагаемый способ; на фиг. 3 возможная схема устройства для расчета коэффициентов корреляции Rxy. АСР состоит из трех каналов регулирования: частоты вращения ротора турбоагрегата , давлений P1 и P2 в камерах первого и второго регулируемых отборов пара. Каналы содержат входные преобразователи 1, 2 и 3 с выходными координатами x1, x2 и x3, усилители 4, 5 и 6 с выходными координатами y1, y2 и y3, золотники 7, 8 и 9 регуляторов с выходными координатами Z1, Z2 и Z3 и отсечные золотники 10, 11 и 12 с сервомоторами 13, 14 и 15 с выходными координатами 1, 2 и 3 положениями регулирующих клапанов 16 части 17 высокого давления (ЧВД), клапанов 18 части 19 среднего давления (ЧСД) и клапанов 20 части 21 низкого давления (ЧНД). С валом турбины связан генератор 22, выходной координатой которого является электрическая мощность N. После ЧВД часть расхода пара Q1 с давлением P1 поступает в линию первого отбора, остальной расход подается в ЧСД. После ЧСД поток пара опять разделяется: часть (Q2) с давлением P2 направляется в линию второго отбора, а остальная часть попадает в ЧНД. Перекрестные связи между золотниками 7, 8 и 9 регуляторов и отсечными золотниками 10, 11 и 12 призваны обеспечить условия независимости мощности от давлений в камерах отборов и давления в камере отбора от мощности и давления в другой камере: N f(P1, P2); P1 f(N, P2); P2 f(N, P1). В неисправных АСР эти условия нарушаются. Устройство для определения технического состояния АСР и диагностики ее элементов содержит накопители 23 значений координат, блоки хранения текущих 24 и эталонных 25 значений коэффициентов корреляции, блок 26 сигнализации, коммутационно-вычислительный блок 27, блок 28 коммутации, блок 29 вычисления коэффициентов корреляции, блок 30 коммутации, блок 32 вычитания, блок 32 сравнения, логический блок И 33 логический блок ИЛИ 34. Блок 29 вычисления коэффициентов корреляции содержит блок 35 произведения, квадраторы 36 и 37, сумматоры 38, 39 и 40, блок 41 произведения, блок 42 извлечения корня квадратного, блок 43 деления, счетчики 44, 45 и 46 циклов. Если, например, отсечной золотник 10 сервомотора 13 перестал перемещаться из-за возросших сил трения, клапан 16 ЧВД, регулирующий мощность турбины N, перестает отзываться на изменение частоты вращения . В этом случае возрастает связь между мощностью N и давлением в камере первого отбора P1 (выражаемая коэффициентом корреляции RNP1) и между мощностью N и давлением в камере второго отбора P2 (выражаемая коэффициентом RNP2). Это вызвано тем, что колебания давлений P1 и P2 в камерах отборов ведут ее перемещению сервомоторов ЧСД и ЧНД (для поддержания заданных давлений P1 и P2), а сервомотор ЧВД из-за поломки своего отсечного золотника не может компенсировать эти возмущения, в результате чего мощность турбины оказывается зависящей от значений давлений P1 и P2. При неисправности канала регулирования давления P1 в первом отборе устанавливается связь между давлениями P1 и P2 (коэффициент RP1,P2) и между давлением P1 и мощностью турбины N (коэффициент RNP1). При неисправности канала регулирования давления P2 во втором отборе устанавливается связь между давлением P2 и мощностью турбины N (коэффициент RNP2) и между давлениями P1 и P2 (коэффициент RP1,P2). Таким образом, по величинам коэффициентов корреляции RNP1, RNP2, RP1P2 можно судить о работоспособности АСР и выявить неисправный канал регулирования. Для эффективности и оперативности диагностирования важно, что чем более существенна степень неисправности, тем больше отклонение коэффициентов корреляции от эталонных значений, и поэтому это отклонение служит мерой нарушения работоспособности, в том числе на ранних стадиях его возникновения. Способ определения технического состояния каналов регулирования заключается в следующем. С некоторой периодичностью рассчитываются, контролируются и анализируются значения коэффициентов корреляции RNP1, RNP2, RP1P2. Если коэффициенты корреляции RNP1 NP1; RNP2 NP2; RP1P2 P1P2, то все три канала регулирования исправны. Увеличение коэффициентов корреляции однозначно указывают на факт и место возникновения неисправности в АСР. Если обнаружится, что возросли значения коэффициентов RNP1 и RNP2(RNP1> NP1, и RNP2>NP2) при сохранении своего прежнего значения коэффициента RP1P2 P1P2, то это указывает на возникновение неисправности в канале регулирования частоты вращения ; возросли значения коэффициентов RNP1 и RP1P2 (RNP1> NP1 и RP1P2> P1P2) при RNP2 NP2, то это указывает на возникновение неисправности в канале регулирования давления P1 в камере первого отбора; возросли значения RNP2 и RP1P2(RNP2> NP2 и RP1P2> P1P2) при RNP1 NP1, то это указывает на возникновение неисправности в канале регулирования давления P2 в камере второго отбора. Предложенным способом можно найти не только неисправный канал регулирования, но и обнаружить тот элемент, который привел к выходу из строя канала и АСР в целом. Для этого измеряются и промежуточные координаты x1, x2, x3 выходные координаты входных преобразователей, y1, y2, y3 выходные координаты усилителей, z1, z2, z3 выходные координаты золотников регуляторов. В исправной АСР коэффициенты корреляции между частотой вращения турбоагрегата , давлениями P1 и P2 и выходными координатами входных преобразователей x1, x2, x3 (Rx1, Rp1x2, Rp2x3), между входными x1, x2, x3 и выходными y1, y2, y3 координатами усилителей (Rx1y1, Rx2y2, Rx3y3), между входными y1, y2, y3 и выходными z1, z2, z3 координатами золотников регуляторов (Ry1z1, Ry2z2, Ry3z3) и между входными координатами сервомоторов z1, z2, z3 и их выходными координатами 1, 2, 3(Rz11, Rz2, Rz33) близки к 1- i где i систематическая составляющая, связанная с конструктивными особенностями i-го элемента. Падение значения какого-либо из этих коэффициентов корреляции означает поломку соответствующего элемента. Процедура выявления неисправного элемента следующая. После обнаружения вышедшего из строя канала регулирования производится определение коэффициентов корреляции составляющих канал элементов и сравнение их с эталонным значениям. Отклонение коэффициента корреляции какого-либо из элементов от эталонного значения (1- i) однозначно указывает на факт его поломки. В результате предварительных расчетов или экспериментов для каждого канала или элементы можно установить количественную границу допустимого уровня потери работоспособности. Переход каким-либо коэффициентом корреляции этой границы может сопровождаться подачей дополнительного предупреждающего сигнала, автоматическим снижением нагрузки и остановкой турбины с целью недопущения аварии. Блок-схема устройства для определения технического состояния АСР и диагностики ее элементов включает накопители 23 значений координат, блоки хранения текущих 24 и эталонных 25 значений коэффициентов корреляции, блок 26 сигнализации и коммутационно-вычислительный блок 27. В ячейки накопителей значений координат от датчиков поступают значения как основных параметров: частоты вращения , мощности N, давлений P1, P2, так и промежуточных координат: x1, x2, x3 выходных координат входных преобразователей, y1, y2, y3 усилителей z1, z2, z3 золотников, 1, 2, 3 сервомоторов. C заданными промежутками времени эти значения через блок 28 коммутации попарно поступают на блок 29 вычисления коэффициентов корреляции (R), которые затем передаются в соответствующие ячейки блоков 24 хранения текущих значений коэффициентов корреляции. В ячейках блоков 25 хранения эталонных значений заранее помещены следующие значения коэффициентов корреляции:
R"NP1= NP1; R"NP2= NP2; R"P1P2= P1P2;
R"x1=1- x1; R"x1y1= 1-x1y1;
R"y1z1=1- y1z1; R"z11= 1- z11;
R"p1x2=1- p1x2; R"x2y2= 1- x2y2;
R"y2z2=1- y2z2; R"z22= 1- z22;
R"p2x3=1- P2x3; R"x3y3-x3y3;
R"y3z3=1- y3z3; Rz33=1- z33, соответствующие исправной АСР. Вначале с помощью блока 30 коммутации и блока 31 вычитания находится разность между соответствующими текущими и эталонными значениями коэффициентов корреляции RNP1, RNP2, RP1P2. В блоке 32 сравниваются значенияRi| каждой из пар коэффициентов и величины i. При этом для установления факта исправности АСР необходимо, чтобы все коэффициенты находились в нормальных пределах, а для установления факта неисправности, продолжения и углубления диагностических процедур достаточно, чтобы хотя бы один из рассматриваемых коэффициентов вышел за нормальные пределы. Если все каналы исправны, разности коэффициентов корреляции меньше или равны i(|Ri| i), через логический блок И 33 в блок сигнализации поступает сигнал "АСР в норме". Превышение любой из этих разностей значения iR1| > i) из-за поломки канала ведет к тому, что через логический блок ИЛИ 34 поступает сигнал "АСР неисправна", а соответствующий сигнал обозначает неисправный канал в блоке сигнализации. При отказе, например, отсечного золотника 10 сервомотора 13 и выходе из строя канала регулирования частоты вращения разности указанных коэффициентов корреляции примут следующие значения: RNP1|RNP1-R"NP1| > NP1; RNP2|RNP2-R"NP2| > NP2; RP1P2|RP1P2-R"P1P2| P1P2. После обнаружения отказа в АСР и определения неисправного канала устройство начинает поиск вышедшего из строя элемента. Для этого в блок 31 вычитания блок 30 коммутации передает попарно текущие и эталонные значения коэффициентов корреляции промежуточных элементов неисправного канала. Превышение разности какой-либо парыRi| величины iозначает поломку этого элемента и поступление команды в блок сигнализации. В блоке вычисления коэффициентов корреляции входные сигналы Xi и Yiпоступают на блок 35 произведения и квадраторы 36, 37. После них сигналы подаются на сумматоры 38, 39, 40. Выходные сигналы сумматоров 39 и 40 поступают на вход блока 41 произведений 41, выход которого подается на вход блока 42 извлечения квадратного корня. Выход блока 42 поступает на вход блока 43 деления, куда также поступает сигнал с сумматора 38. В схеме имеются три счетчика циклов 44, 45 и 46. Расчет коэффициентов корреляции производится по выражению
RXY
Заданное с помощью счетчиков 44, 45 и 46 циклов количество координат Xi и Yi, необходимых для расчета очередного коэффициента корреляции RXY, перемещается в блоке 35 произведения, а затем суммируется в блоке 38. Такое же количество квадратов координат, полученных с помощью квадраторов 36 и 37 суммируется в сумматорах 39 и 40. Суммы квадратов перемножаются в блоке 41 произведения после чего в блоке 42 извлекается квадратный корень, который служит делителем суммы произведения координат, накопленной в сумматоре 38. На выходе блока 43 деления будет искомое значение коэффициента корреляции RXY. Предлагаемый способ определения технического состояния АСР ПТ путем контроля значений коэффициентов корреляции входных и выходных координат каналов регулирования и отдельных элементов позволяет оперативно следить за работоспособностью АСР, на ранней стадии заметить факт и место возникновения неисправности, оценить ее количественно и решить вопрос о возможности продолжения эксплуатации оборудования или необходимости его остановки и проведения ремонта. Все это, в конечном счете, повышает эффективность, надежность и безопасность работы турбоагрегата. Выявление конкретного отказавшего элемента на основе уменьшения коэффициента корреляции между значениями входной и выходной координат данного элемента может быть реализовано в АСР турбоагрегата с одним или двумя каналами регулирования.
Класс F01D21/14 реагирующие на изменение других специфических условий
Класс F01D17/20 устройства, содержащие датчики и исполнительные органы со средствами передачи между ними, например устройства с сервоприводами