гравиметр для измерения силы тяжести с движущихся сухопутных носителей в режиме кратковременных остановок
Классы МПК: | G01V7/02 элементы конструкции гравиметрических устройств |
Автор(ы): | Волнянский В.Н., Ильин В.Н., Смоллер Ю.Л., Юрист С.Ш. |
Патентообладатель(и): | Центральный научно-исследовательский институт "Дельфин" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-07-09 публикация патента:
20.03.1996 |
Использование: при измерении силы тяжести с движущихся сухопутных носителей в режиме кратковременных остановок. Сущность изобретения: гравиметр содержит гиростабилизированную платформу (ГСП) с установленными на ней гироскопом, оси чувствительности которого совпадают с осями ГСП, акселерометрами, оси чувствительности которых совпадают с осями ГСП, гравиметрическим чувствительным элементом (ГРЧЭ), ось чувствительности которого перпендикулярна плоскости ГСП. Гравиметр содержит также корректирующее устройство, входы которого подключены к выходам акселерометров, а выходы - к входу датчиков момента гироскопа, гравиметрический фильтр, вход которого подключен к выходу ГРЧЭ, и усилители стабилизации, входы которых подключены к выходам датчиков угла гироскопа, а выходы - к исполнительным элементам следящих систем стабилизации. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
ГРАВИМЕТР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ С ДВИЖУЩИХСЯ СУХОПУТНЫХ НОСИТЕЛЕЙ В РЕЖИМЕ КРАТКОВРЕМЕННЫХ ОСТАНОВОК, содержащий гиростабилизированную платформу с установленными на ней гироскопом и акселерометрами, при этом оси чувствительности гироскопа и акселерометров совпадают с осями платформы, гравиметрическим чувствительным элементом, ось чувствительности которого перпендикулярна плоскости платформы, гравиметр также содержит датчики угла и момента гироскопа, корректирующее устройство, усилители стабилизации, исполнительные элементы следящих систем стабилизации и гравиметрический фильтр, при этом вход корректирующего устройства соединен с выходами акселерометров, а выход - с входами датчиков момента гироскопа, первый вход гравиметрического фильтра подключен к выходу гравиметрического чувствительного элемента, выходы датчиков угла гироскопа соединены с входами усилителей стабилизации, выходы которых подключены к входам исполнительных элементов следящих систем стабилизации, отличающийся тем, что он дополнительно содержит блок формирования поправки на наклон гиростабилизированной платформы, вход которого соединен с выходами акселерометров, а выход - с вторым входом гравиметрического фильтра.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к гравиметрическому приборостроению и может быть использовано для измерения силы тяжести с движущихся сухопутных носителей (автомобилей, вездеходов, аэросаней и др.), а также с вертолета в режиме кратковременной высадки гравиметра на грунт (десантируемый вариант). Этот режим характеризуется малыми колебаниями гравиметра, вызванными порывами ветра, работой двигателя, просадкой грунта и др. Известны гравиметры для измерения силы тяжести с движущихся носителей [1] Они включают в свой состав гиростабилизированную платформу (ГСП) с установленными на ней одним или несколькими гироскопами и гравиметрическим чувствительным элементом (ГРЧЭ). Оси чувствительности гироскопов совпадают с осями платформы, ось чувствительности ГРЧЭ перпендикулярна плоскости платформы. Эти гравиметры содержат также усилители стабилизации, входы которых подключены к выходам датчиков углов гироскопов, а выходы к входу исполнительных элементов следящих систем стабилизации. В гравиметрах ГМН, Чета АГГ, KSS применена гиростабилизация с маятниковой коррекцией. В целях увеличения точности стабилизации ГСП в известном гравиметре La Coste Romberg применена акселерометрическая коррекция [2] С этой целью на ГСП установлены акселерометры, оси чувствительности которых совпадают с осями платформы. В состав гравиметра включено корректирующее устройство, входы которого соединены с выходами акселерометров, а выходы с входами датчиков моментов гироскопов. При движении сухопутных носителей, особенно по грунтовым дорогам, из-за ударов и вибраций ГСП находится в возмущенном состоянии. Практика показывает, что погрешность стабилизации ГСП в этом случае достигает 10 угл.мин, что привело бы к погрешности измерения силы тяжести 10 мГал. Поэтому в режиме кратковременной остановки требуется определенное время (порядка 10-15 мин) для приведения ГСП в горизонт, что существенно увеличивает период вынужденной стоянки носителя, тем самым снижая производительность гравиметрической съемки. Указанное также относится к гравиметрической съемке с вертолета в десантируемом варианте. Изобретение направлено на сокращение времени измерения силы тяжести в режиме кратковременных остановок движущегося сухопутного носителя или вертолета, тем самым увеличивая производительность этих видов гравиметрической съемки. Указанные задачи решаются за счет того, что в гравиметр для измерения силы тяжести с движущихся носителей, содержащий ГСП с установленными на ней гироскопом, оси чувствительности которого совпадают с осями ГСП, акселерометрами, оси чувствительности которых совпадают с осями ГСП, ГРЧЭ, ось чувствительности которого перпендикулярна плоскости платформы, содержащий также корректирующее устройство, входы которого подключены к выходам акселерометров, а выходы к входам датчиков момента гироскопа, гравиметрический фильтр, один из входов которого подключен к выходу ГРЧЭ, и усилители стабилизации, входы которых подключены к выходам датчиков угла гироскопа, а выходы к входам исполнительных элементов следящих систем стабилизации, введен блок формирования поправки за наклон ГСП на неподвижном основании, входы которого подключены к выходам акселерометров, а выход к свободному входу гравиметрического фильтра. На чертеже изображена схема предложенного гравиметра (показана лишь одна ось стабилизации). Гравиметр содержит ГСП 1 с установленными на ней гироскопом 2, акселерометрами 3 и ГРЧЭ 4. Выходы датчиков 5 угла гироскопа подключены к входам усилителей 6 следящих систем стабилизации, выходы которых подключены к входам исполнительных элементов 7 следящих систем стабилизации. Выходы акселерометров 3 подключены к входу корректирующего устройства 8, представляющего собой вычислительное устройство с устройствами ввода и вывода, а выходы корректирующего устройства к входам датчиков 9 моментов гироскопа. Выходы акселерометров 3 подключены также к входу блока 10 формирования поправок за наклон ГСП на неподвижном основании, представляющего собой вычислительное устройство с устройствами ввода и вывода, выход которого подключен к свободному входу гравиметрического фильтра 11. Блок формирования поправок за наклон ГСП может быть конструктивно выполнен в виде однокристального цифрового процессора для обработки аналоговых сигналов (Хвощ С.Т. и др. Микропроцессоры и микроЭВМ в системах автоматического управления. Справочник. Л. Машиностроение. 1987, с. 400). Положение ротора гироскопа относительно Земли, обеспечивающее горизонтирование ГСП, управляется корректирующим устройством, формирующим управляющие сигналы как некоторые функции от показаний акселерометров, напримерx=K1Wy+K2Wy
y= K1Wx+K2Wx (1) где x y управляющие сигналы, которые подаются на входы датчиков момента гироскопа;
Wx, Wy показания акселерометров;
K1, K2 постоянные коэффициенты. Сигналы с датчиков 5 угла гироскопа, пропорциональные динамическим ошибкам следящих систем стабилизации, подаются на входы усилителей 6 следящих систем стабилизации, управляющих исполнительными элементами 7 следящих систем стабилизации, стабилизируя на движущемся носителе ГСП 1 в горизонтальном положении. При измерении аномалии силы тяжести во время кратковременных остановок вследствие возмущенного состояния ГСП в показаниях ГРЧЭ 4 возникает погрешность Wz, определяемая соотношением
Wz=g (2) где наклоны ГСП вокруг соответствующих ее осей. Блок 10 формирования поправок за наклон ГСП на неподвижном основании формирует в соответствии с соотношением (2) поправку, при этом значения и вычисляются по формулам
где g нормальное значение силы тяжести. Сформированная поправка учитывается в гравиметрическом фильтре 11 для внесения поправки в ГРЧЭ, тем самым позволяя производить измерение силы тяжести непосредственно после остановки объекта (при высадке гравиметра с вертолета), не дожидаясь приведения ГСП в горизонт, тем самым повышая производительность гравиметрической съемки.
Класс G01V7/02 элементы конструкции гравиметрических устройств
гравиметр - патент 2413961 (10.03.2011) | |
гравиметр - патент 2370794 (20.10.2009) | |
гравиметр - патент 2345387 (27.01.2009) | |
способ гравиметрических измерений и струнный гравиметр - патент 2342683 (27.12.2008) | |
гравитационный вариометр - патент 2290674 (27.12.2006) | |
чувствительный элемент устройства для измерения гравитационной постоянной - патент 2282219 (20.08.2006) | |
гравиметр - патент 2253882 (10.06.2005) | |
гравиметр - патент 2253138 (27.05.2005) | |
способ выявления горизонтов полезных ископаемых (варианты) и устройство для его осуществления - патент 2232410 (10.07.2004) | |
способ и устройство для измерения гравитационного поля - патент 2221263 (10.01.2004) |