устройство для эвакуации из многоэтажных зданий

Классы МПК:A62B1/14 с тормозами, скользящими по тросу 
Патентообладатель(и):Таланов Борис Петрович
Приоритеты:
подача заявки:
1990-11-19
публикация патента:

Сущность изобретения: устройство эвакуации из многоэтажных зданий позволяет быстро спустить жильцов с крыши на грунт. Это достигается тем, что спуск осуществляется по двум тросам 4 и 5, нижние концы которых разведены. На крыше здания между ее краем и узлом крепления концов тросов установлен опорный узел для тросов, который выполнен в виде переставной вилки 7 с треногой 8. Этот узел позволяет исключить взаимодействие тросов с краем крыши. На тросы нанизаны кольца для крепления спасаемых. Эти кольца перед спуском располагаются за вилкой. Очередной спасаемый подсоединяетсям к кольцу, оно сдвигается за вилку к крыше здания и производится спуск. Усилие торможения спуска регулируют разведением тросов между собой спасатели. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ИЗ МНОГОЭТАЖНЫХ ЗДАНИЙ, содержащее узел крепления на крыше гибкого элемента, опорный узел для тормозных тросов, нижние концы которых разнесены для регулирования усилия торможения и несут элементы для соединения с нижними опорами, установленными на грунте, и нанизанные на гибкий элемент кольца для крепления спасаемых, отличающееся тем, что гибкий элемент и тормозные тросы выполнены за одно целое в виде двух тросов, а опорный узел выполнен в виде переставной вилки для размещения на крыше между ее краем и узлом крепления тросов на крыше.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что элемент одного из тросов для соединения с нижней опорой выполнен в виде петли для постоянного охвата этой опоры, а конец другого троса предназначен для удержания в руках спасателей и перемещения для изменения усилия натяжения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к устройствам для эвакуации людей и ценностей при возникновении пожарной опасности, когда доступ снизу отрезан огнем, а специальные средства (раздвижные лестницы и коленчатые подъемники) не могут быть использованы из-за ограниченности своих возможностей.

Известно устройство для эвакуации людей, содержащее узел крепления на крыше троса, который раздваивается на два тормозных троса, нижние концы которых соединены с траверсой, причем один из тормозных тросов соединен с траверсой неподвижно, а другой с возможностью перемещения для изменения угла между тросами, при этом перемещение осуществляется приводом с электропитанием, а сама траверса закреплена на грунте [1]

Недостатками описанного устройства для эвакуации людей из многоэтажных зданий можно считать следующие:

конструктивная сложность и необходимость энергопитания привода перемещения одного из тормозных тросов;

относительно большое время на осуществление цикла спуска, т.к. освобождение тормозных тросов осуществляется возвратно-поступательным перемещением одного из тормозных тросов приводом с реверсом;

длина траверсы постоянна, а она определяет угол между тормозными тросами, поэтому необходимо иметь наибольшую для всех случаев длину, а это связано с массой, затруднениями при транспортировке устройства и монтаже на месте.

Известно устройство для эвакуации из многоэтажных зданий, которое содержит узел крепления гибкого элемента в виде кронштейна на крыше здания, причем кронштейн закреплен с выносом за край крыши здания, а гибкий элемент соединен с тормозными тросами, концы которых разнесены на уровне грунта и снабжены элементами для крепления с опорами на грунт, при этом на гибком элементе размещены кольца для крепления спасаемых [2]

Недостатками описанного устройства можно считать следующее.

Выносной кронштейн имеет стационарное крепление на крыше, что ограничивает возможности устройства для эвакуации людей, т.к. пожар может охватить именно ту часть крыши, где установлен кронштейн.

Посадка спускаемого человека (одного или более) очень затруднена, т.к. она будет напоминать просто сброс закрепленного на кольце человека, а это не всегда применимо, например для детей и больных людей.

Целью предложения является устранение указанных недостатков, возможность спуска в любом месте края крыши при стационарном креплении гибкого элемента с тормозными тросами при комфортной посадке и спуске людей с одновременным сокращением времени эвакуации за счет удобства посадки и спуска.

Поставленная цель достигается тем, что гибкий элемент и тормозные тросы выполнены за одно целое в виде двух тросов, а опорный узел выполнен в виде переставной (треноги) вилки для размещения на крыше между ее краем и узлом крепления тросов на крыше, при этом элемент одного из тросов для соединения с нижней опорой выполнен в виде петли для постоянного охвата этой опоры, а конец другого троса предназначен для удержания в руках спасателей и перемещения для изменения усилия натяжения.

На фиг.1 показано здание с предлагаемым устройством; на фиг.2 узел крепления гибкого элемента с кольцами; на фиг.3 опорный узел для тормозных тросов с гибким элементом.

Рассматривается наиболее неблагоприятная конструкция крыши покатая крыша 1 с выходным окном 2. Внутри выходного окна 2 расположен узел 3 крепления в виде скобы, который соединен с любым элементом арматуры здания. К указанному узлу 3 присоединен гибкий элемент, состоящий из двух тормозных тросов 4 и 5, которые соединены между собой кольцом 6 и опираются на вилку 7, которая закреплена на треноге 8. Тренога 8 с вилкой 7 является переставной и может быть установлена в любом месте на краю крыши, где нужно и можно организовать спуск по условиям распространения пожара. Концы треноги 8 заострены и могут быть вбиты в любом месте крыши 1, хотя нагрузка на треногу от вилки 7 представляет только сжатие без изгиба. Внизу на грунте тормозной трос 4 закреплен с помощью петли 9 с нижней опорой 10, а второй тормозной трос 5 свободен и его натягивают спасатели при спуске либо напрямую, либо через промежуточную опору (условно не показано). На тросы 4 и 5 надеты кольца 11.

Действует устройство для спуска из многоэтажных зданий следующим образом.

В начальный момент тормозные тросы, кольца (элементы 4, 5, 11) и вилка 7 на треноге 8 находятся на чердаке в уложенном виде. Спасатель или подготовленный жилец дома при возникновении пожара закрепляется веревкой к узлу 3 крепления, выносит вилку 7 на треноге 8 и устанавливает систему на краю крыши 1, сбрасывает тросы 4 и 5 вниз, где обязательно присутствие спасателей. Спасатели закрепляют один из тросов 4 на нижней опоре 10 с помощью петли 9. В качестве опоры может быть использована автомашина, фонарный столб и т.д. Спасатель на крыше переставляет вилку 7 на треноге 8 таким образом, чтобы тросы 4 и 5 не касались края крыши 1.

Второй трос 5 спасатели отводят в сторону и натягивают его непосредственно либо через промежуточную опору (штырь в грунте и карабин на его верхнем конце). К кольцу 11 спасатель крепит спускаемого жителя, который заранее оснащен обвязкой типа альпинистской или системой типа парашютной. Спасатель сопровождает спускаемого до вилки 7, протягивает через нее кольцо 11 приподнимая тросы 4 и 5. По команде трос 5 натягивается и между тросами 4 и 5 образуется угол, который определяет усилие торможения. Спускаемый с помощью спасателя перемещается за перегиб крыши 1 и начинает скользит со скоростью не менее 10 м/с постепенно замедляя движение за счет увеличения угла между тросами 4 и 5. Внизу спускаемого перехватывают спасатели, сводят тросы 4 и 5 перемещением троса 5 к тросу 4, продергивают кольцо 11, снимая его с троса 5 и опять отводят трос 5 в сторону. Спустившийся отвязывается от кольца сам или спасателями. Такой спуск займет не более 10 с с креплением к кольцу и отсоединением. Система готова к следующему спуску.

Таким образом, устройство позволяет достигнуть все поставленные цели:

организация спуска в любом месте крыши (показано наиболее простое положение, однако, если спуск на другом склоне, все будет также, но тросы 4 и 5 перейдут через конек крыши 1);

спуск осуществлен без касания края крыши и вылета в пустоту в виде отвеса;

угол торможения может быть любой за счет разноса концов тормозных тросов 4 и 5;

соединение и отсоединение внизу спускаемого оперативно, а сам спуск регулируется спасателями.

Класс A62B1/14 с тормозами, скользящими по тросу 

устройство для гравитационного спуска людей -  патент 2452537 (10.06.2012)
спасательное устройство -  патент 2440166 (20.01.2012)
лестница для эвакуации людей из помещений многоэтажных зданий и сооружений -  патент 2429892 (27.09.2011)
тормозной механизм для каната и троса "антипаник" -  патент 2422175 (27.06.2011)
устройство для спуска людей из зданий и сооружений при пожарах и других чрезвычайных ситуациях -  патент 2416440 (20.04.2011)
индивидуальное спасательное рычажное устройство -  патент 2415685 (10.04.2011)
аппарат устанавливаемой грузоподъемности для экстренного спуска человека по канату -  патент 2414940 (27.03.2011)
устройство для спуска людей из зданий и сооружений при пожарах и других чрезвычайных ситуациях -  патент 2414939 (27.03.2011)
устройство для спасения людей -  патент 2412730 (27.02.2011)
спасательное устройство для спуска людей -  патент 2342176 (27.12.2008)
Наверх