способ контроля остойчивости и скорости судна

Классы МПК:B63B39/14 для определения крена или периода качки 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Нечаев Юрий Иванович[UA],
Васильева Элеонора Юрьевна[RU]
Приоритеты:
подача заявки:
1992-02-17
публикация патента:

Использование: оперативный контроль остойчивости и скорости при эксплуатации судна. Сущность: измеряют период бортовой качки, осадки носом и кормой, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость ветра, координаты места судна и расстояние до ближайшего порта-убежища, определяют дисперсию волнового процесса, высоту волны 3%-ной обеспеченности, фактические показатели остойчивости, потерю скорости на волнении и время хода судна в порт-убежище. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ И СКОРОСТИ СУДНА, включающий измерение периода бортовой качки и определение расчетом метацентрической высоты, отличающийся тем, что при определении метацентрической высоты дополнительно измеряют осадки носом и кормой, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость ветра, координаты места судна и расстояние до ближайшего порта-убежища.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля остойчивости и скорости судна в условиях эксплуатации, и может быть использовано при создании навигационных экспертных систем.

Известен способ контроля остойчивости, основанный на измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты.

Изобретение направлено на повышение достоверности оценки безопасности эксплуатации судна за счет контроля остойчивости и скорости судна в условиях усиливающегося шторма.

Технический результат достигается тем, что дополнительно измеряют осадки носом и кормой, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость ветра, координаты места судна и расстояние до ближайшего порта-убежища.

На чертеже представлена обобщенная функциональная структурная схема устройства, реализующая предлагаемый способ.

Способ контроля остойчивости и скорости судна осуществляется следующим образом.

Измеряют период бортовой качки, осадки носом и кормой, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость ветра, координаты места судна и расстояние до ближайшего порта-убежища.

По данным измерений устанавливают:

1. Дисперсию волнового процесса

Dспособ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678 способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678 Sспособ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678 (способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678, способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678)dспособ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678 где Sспособ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678 ( способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678 способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678 ) спектральная плотность волнения.

2. Высоту волны 3%-ной обеспеченности в условиях усиливающегося шторма

hw* hw + 0,0032 W2 ( gt / W )0,5 м (1) где hw 5,28 D способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678 0,5 измеренная по известному способу высота волны 3%-ной обеспеченности, м;

w скорость ветра, м/с;

g ускорение свободного падения, м/с2;

t время развития волнения, ч.

3. Фактические показатели остойчивости на волнении с высотой волны h* h способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678j, м, где h метацентрическая высота, полученная по известному способу при оценке остойчивости судна для высоты волны hw в зависимости от глубины акватории Hw; при Hw способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678 0,5 способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678 используют математические модели остойчивости судна на глубокой воде; при Hw < 0,5 способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678 на мелководье;

способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678 длина волны, м;

способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678 h поправка, обусловленная влиянием изменения высоты волны на величину способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678 hw hw* hw

4. Потерю скорости судна на волнении

( способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678 V / V )* [ ( Vo V ) / Vo 102 +

+ d0 + d1 способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678 + d2 способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 20576782 (2) где Vo скорость судна на тихой воде; V измеренная скорость судна на волнении высотой hw; do 1,35 способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678 hw;d1=1,10; способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678 hw;d2 0,36способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678 hw; способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678 курсовой угол волны ( способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678= 0 на попутном волнении).

5. Время хода судна в порт-убежище

t 2 S / V [ 2 ( способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678 V / V )* способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2057678 10-2 ч где S расстояние от места нахождения судна до порта-убежища, км (решение ведется методом итерация с учетом формул (1) и (2).

Устройство для осуществления способа содержит датчик 1 бортовой качки, датчики 2 и 3 для измерения осадок судна носом и кормой, датчик 4 скорости ветра, сигналы от которых через коммутатор 5, аналого-цифровой преобразователь 6, и интерфейс 7 поступают для дальнейшей обработки в ЭВМ 8, где осуществляются операции по анализу исходной информации, математическому моделированию исследуемой ситуации и прогнозированию остойчивости и скорости судна в условиях усиливающегося шторма, на основании которого с помощью экспертной системы 9, включающей базу данных 10, базу знаний 11, механизм вывода 12 и интерфайс с пользователем 13, производится оценка опасности ситуации и даются практические рекомендации по обеспечению остойчивости, которые совместно с данными моделирования демонстрируются на экране цветной графической станции 14 и выводятся на печать с помощью принтера 15. Данные о координатах места судна 16 и расстоянии до ближайшего порта-убежища 17 вводятся пользователем через клавиатуру ЭВМ.

Класс B63B39/14 для определения крена или периода качки 

автоматизированная система кренования судна -  патент 2522671 (20.07.2014)
способ контроля непотопляемости судна -  патент 2518374 (10.06.2014)
устройство для определения углов крена и дифферента подвижных объектов -  патент 2486098 (27.06.2013)
способ прогнозирования движения объекта швартовки -  патент 2459742 (27.08.2012)
способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении -  патент 2455190 (10.07.2012)
устройство для измерения угла крена или дифферента плавучего средства на волнении -  патент 2440912 (27.01.2012)
способ контроля остойчивости судна -  патент 2405712 (10.12.2010)
устройство для измерения угла крена или дифферента плавучего средства на волнении -  патент 2277057 (27.05.2006)
способ контроля остойчивости и скорости судна -  патент 2259301 (27.08.2005)
способ прогнозирования фазового состояния судна -  патент 2221726 (20.01.2004)
Наверх