многофункциональная присадка к дизельному топливу
Классы МПК: | C10L1/18 содержащие кислород C10L1/22 содержащие азот C10L1/24 содержащие серу, селен или теллур |
Автор(ы): | Россинский В.Р., Козлов С.И., Махов Б.П. |
Патентообладатель(и): | Товарищество с ограниченной ответственностью "Компромисс" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-06-05 публикация патента:
10.04.1996 |
Изобретение относится к присадкам для дизельных топлив. суть изобретения заключается в том, что многофункциональная присадка для дизельных топлив включает в себя следующие составные компоненты; мас.%: оксипропилированные жирные спирты с молекулярной массой 300 - 2000 5 - 15; сульфонат щелочно-земельного металла 5 - 15; нитрат алифатического спирта C3 - C18 до 100. 3 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ на основе нитрата алифатического спирта C3 C18, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит оксипропилированный жирный спирт C6 - C16 с молекулярной массой 300 2000 и сульфонат щелочно-земельного металла при следующем соотношении компонентов, мас. Оксипропилированный жирный спирт C6 C16 с молекулярной массой 300 2000 5,0 15,0Сульфонат щелочно-земельного металла 5,0 15,0
Нитрат алифатического спирта C3 C18 До 100
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к присадкам для дизельных топлив нефтяного, газоконденсатного месторождений или их смесей. Известно использование нитратов органических спиртов в качестве присадок, повышающих цетановое число (ЦЧ) дизельных топлив и улучшающих их пусковые свойства [1]Недостатком этих присадок является однофункциональность их действия, в результате чего не удается реализовать инициирующий эффект нитратов. Вместе с тем повышение ЦЧ топлива сокращает период задержки воспламенения, что приводит к дымности отработавших газов [2]
Целью изобретения является снижение эксплуатационного расхода топлива, улучшение экологических и противоизносных свойств топлив. Это достигается тем, что многофункциональная присадка к дизельному топливу содержит, мас. оксипропилированный жирный спирт С6-С16 с молекулярной массой 300-2000, например, продукт оксипропилирования 2-этилциклогексанола 5-15; сульфонат щелочно-земельного металла, например, кальция, бария, магния и т.д. 5-15; нитрат алифатического спирта С3-С18, например, изопропилнитрат, циклогексилнитрат (ЦГН), норборнилнитрат и др. до 100. Многофункциональная присадка к дизельному топливу готовится путем последовательного растворения оксипропилированного спирта с молекулярным весом 300-2000 и сульфонатов щелочно-земельных металлов в нитроспирте, например, в циклогексилнитрате (ЦГН), причем растворение осуществляется путем последовательного смешения компонентов, входящих в присадку, при 25-35оС. Применение дизельного топлива с предлагаемой присадкой улучшает топливную экономичность в стендовых условиях на 4-7% при одновременном снижении дымности концерогенной сажи отработавших газов двигателей на 15-20% (табл. 1), а также уменьшается износ поршневых колец двигателя (табл.2). Дизельное топливо с предлагаемой присадкой обеспечивает при отрицательных температурах пуск дизелей на 12-15оС ниже, чем без присадки, улучшение низкотемпературной работоспособности систем питания двигателей наземной техники (до полной остановки) на 20-25оС. В условиях реальной эксплуатации автотракторной техники эксплуатационный расход топлива снижается на 15-20% Предложенная функциональная присадка увеличивает срок службы остродефицитных фильтроэлементов тонкой очистки топлива в системе питания дизеля (табл.3).
Класс C10L1/18 содержащие кислород
Класс C10L1/22 содержащие азот
Класс C10L1/24 содержащие серу, селен или теллур