наклонный бескамерный судоподъемник

Классы МПК:E02C3/00 Наклонные судоподъемники
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Государственный институт проектирования на речном транспорте "Гипроречтранс"
Приоритеты:
подача заявки:
1992-03-04
публикация патента:

Использование: изобретение относится к гидротехническому строительству и касается конструирования наклонных бескамернх судоподъемников. Сущность заключается в том, что передвижной затвор наклонного лотка бескамерного судоподъемника выполнен обратным, сегментным и установлен с зазором относительно стен и дна лотка и с возможностью перелива воды через его верхнюю кромку, а тяговый механизм снабжен балкой и траверсами с подхватами для поочередного перемещения судна вдоль водяного клина и затвора с водяным клином. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

НАКЛОННЫЙ БЕСКАМЕРНЫЙ СУДОПОДЪЕМНИК, содержащий наклонный лоток с горизонтальным дном в его нижней части, соответствующей зоне размещения судна и затвора на расчетной глубине, передвижной затвор с тяговым механизмом и полушлюз в верхнем бьефе, отличающийся тем, что передвижной затвор выполнен обратным, сегментным и установлен с зазором относительно стен и дна лотка и с возможностью перелива вода через его верхнюю кромку, а тяговый механизм снабжен балкой и траверсами с подхватами для поочередного перемещения судна вдоль водяного клина и затвора с водяным клином.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к гидротехническому строительству и касается конструирования наклонных бескамерных судоподъемников.

Известен наклонный бескамерный судоподъемник, содержащий наклонный лоток с горизонтальным дном в его нижней части, соответствующей зоне размещения судна и затвора на расчетной глубине, передвижной затвор с тяговым механизмом и полушлюз в верхнем бьефе.

Однако такое выполнение судоподъемника с известной геометрической схемой соединения затвора и механизма передвижения утяжеляет этот механизм последнего из-за необходимости компенсации направленной вверх вертикальной составляющей гидростатического давления воды (тягового усилия), что также ведет к увеличению материалоемкости и снижает надежность его эксплуатации.

Технический результат, достигаемый при реализации изобретения, заключается в уменьшении материалоемкости, что увеличивает полезную мощность тягового передвижного механизма и повышает надежность эксплуатации наклонного бескамерного судоподъемника.

Указанный результат достигается тем, что передвижной затвор выполнен обратным сегментным и установлен с зазором относительно стен и дна лотка и с возможностью перелива воды через его верхнюю кромку, а тяговый механизм снабжен балкой и траверсами с подхватами для поочередного перемещения судна вдоль водяного клина и затвора с водяным клином.

На фиг. 1 показан продольный разрез наклонного бескамерного судоподъемника; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 2.

Наклонный бескамерный судоподъемник содержит наклонный лоток 1, у которого нижний участок 2 выполнен с горизонтальным дном, полушлюз 3 в верхнем бьефе с воротами 4, передвижной затвор 5, шарнирно закрепленный на портале 6, и тяговый механизм. Передвижной затвор 5 выполнен обратным сегментным без уплотнений по контуру с лотком 1 с возможностью перелива воды через его верхнюю кромку. Портал 6 снабжен механизмом 7 подъема затвора 5 и балкой 8 перемещения судна 9 с механизмом 10 ее подъема. Тяговый механизм, состоящий, например, из гидроцилиндров 11, подсоединен через нижнюю траверсу 12 к порталу 6 и через верхнюю траверсу 13 к балке 8. Траверсы 12 и 13 оборудованы соответственно подхватами 14 и 15, обеспечивающими жесткое закрепление портала 6 или балки 8 к конструкциям лотка 1 и 2.

Наклонный бескамерный судоподъемник эксплуатируется следующим образом при переводе судна из нижнего бьефа в верхний.

Портал 6 подхватами 14 на нижней траверсе 12 неподвижно закреплен к конструкциям лотка 2. При полностью закрытых воротах 4 у полушлюза 3 и поднятых в судоходное положение на портале 6 передвижном затворе 5 и балки 8 судно 9 входит из нижнего бьефа в нижнюю с горизонтальным дном часть лотка 2. С помощью механизмов 7 и 10 опускаются в рабочее положение передвижной затвор 5 и балка 8, которая крепится к верхней траверсе 13 тягового механизма. Судно 9 пришвартовывается к балке 8. Ворота 4 полушлюза 3 приподнимаются над порогом и через образовавшуюся щель в водяной клин из верхнего бьефа поступает необходимое количество воды до полного его объема, необходимого на наклонном участке лотка 1. Подача воды из верхнего бьефа в водяной клин на полушлюзе 3 может производиться и другим путем, например, через обходные галереи, клинкеты в воротах 4 и пр. Тяговый механизм (первая операция) с помощью гидроцилиндров 11 через верхнюю траверсу 13 перемещает балку 8 и соответственно судно 9 вдоль водяного клина на величину полного рабочего хода. Подхваты 15 закрепляют неподвижно к конструкциям лотка траверсу 13. Подхваты 14 на траверсе 12 убираются и тяговый механизм (вторая операция) гидроцилиндрами 11 перемещает в сторону верхнего бьефа портал 6, передвижной затвор 5 с водяным клином на величину рабочего хода гидроцилиндров. Подхваты 14 выдвигаются и закрепляют траверсу 12 к конструкциям лотка, а подхваты 15 убираются и освобождают траверсу 13. Последовательным повторением операций тяговый механизм перемещает передвижной затвор и водяной клин с плавающим в нем судном до уровня верхнего бьефа (положение на фиг. 1, указанное пунктиром). Ворота 4 полушлюза 3 открываются, судно 9 отшвартовывается от балки 8 и выходит в верхний бьеф. В течение всего процесса перемещения фильтрующая через зазор у затвора 5 по контуру с лотком 1 вода пополняется в водяном клине через полушлюз 3 из верхнего бьефа.

Перевод судна из верхнего бьефа в нижний осуществляется в обратной последовательности.

Применение предлагаемого наклонного судоподъемника благодаря выполнению на нижнем участке лотка горизонтального дна, прикреплению передвижного затвора к тяговому механизму по схеме обратного сегмента и выполнению его без уплотнения и с верхней переливной кромкой, обеспечению постоянного пропуска воды из верхнего бьефа в лоток через полушлюз, а также выполнению тяговым механизмом при перемещении судна и затвора двух последовательных операций позволит уменьшить материалоемкость судоподъемника и мощность тягового механизма, улучшить и повысить надежность эксплуатации сооружения.

Наверх