коробка передач

Классы МПК:F16H1/20 с более чем двумя зацепляющимися колесами 
Патентообладатель(и):Гайфутдинов Марс Фасхутдинович
Приоритеты:
подача заявки:
1991-11-20
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения - повышение износостойкости за счет конструкции механизма переключения ступеней. Предлагаемая коробка передач содержит корпус, установленные в нем входной и выходной валы с расположенными на них шестернями соответствующих ступеней и механизм переключения ступеней, входной вал выполнен со шлицами, выходной вал выполнен гладким и полым, с продольными сквозными вырезами, выполненными на наружной поверхности вала в местах расположения шестерен, установленных на нем с возможностью вращения и фиксации, а механизм переключения ступеней выполнен в виде установленного внутри выходного вала с возможностью осевого перемещения стержня с рукояткой на одном конце, установленной с возможностью перемещения в зигзагообразной прорези пластины, установленной на корпусе коробки, и овальной головкой на другом конце, и шлицев, установленных в продольных вырезах выходного вала и подпружиненных относительно его оси в радиальном направлении и предназначенных для взаимодействия с выемками, выполненными в головке стержня, установленной на нем с возможностью вращения вокруг его оси, и вырезами, выполненными в посадочных отверстиях шестерен выходного вала. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, содержащая корпус, установленные в нем входной и выходной валы с расположенными на них шестернями соответствующих ступеней и механизм переключения ступеней, отличающаяся тем, что она снабжена пластиной с зигзагообразной прорезью, установленный на корпусе входной вал выполнен со шлицами, входной вал выполнен гладким и полым, с продольными сквозными вырезами, выполненными на наружной поверхности вала в местах расположения шестерен, установленных на нем с возможностью вращения и фиксации, а механизм переключения ступеней выполнен в виде установленного внутри входного вала с возможностью осевого перемещения стержня с рукояткой на одном конце, установленной с возможностью перемещения и фиксации в зигзагообразной прорези пластины, и овальной головкой на другом конце, и подвижных шлицев, установленных в продольных вырезах выходного вала и подпружиненных относительно его оси в радиальном направлении и предназначенных для взаимодействия с выемками, выполненными в головке стержня, установленной на нем с возможностью вращения вокруг его оси, и вырезами, выполненными в посадочных отверстиях шестерен выходного вала.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению. Известен механизм "заскакивающей шпонки", применяемый в станочных коробках передач. В зависимости от положения шпонки, передвигаемой в прорези на ведущем валу, соответствующее колесо передает движение колесу, заклиненному на ведомом валу. При больших усилиях и скоростях шпонка быстро изнашивается.

Цель изобретения повышение износостойкости коробки передач.

Цель достигается за счет новой конструкции механизма переключения ступеней.

На фиг.1 представлена коробка передач, вид сверху в поперечном разрезе; на фиг. 2 вид сбоку; на фиг.3 узел А на фиг.1, положение "нейтральное"; на фиг.4 то же, положение "включено"; на фиг.5 вид по стрелке Б на фиг.3.

Коробка передач содержит корпус 1, входной вал 2 со шлицами, установленный в подшипниках 3, на валу 2 установлены шестерни 4 ступеней передач и задней скорости; выходной вал 5 с шестернями 6 ступеней передач и задней скорости, установленными на валу 5 с возможностью вращения и фиксации. Вал 5 выполнен гладким, полым, с продольными сквозными вырезами, выполненными на наружной поверхности вала в местах установки шестерен 6; механизм переключения ступеней выполнен в виде установленного внутри выходного вала 5 с возможностью осевого перемещения стержня 7 с рукояткой 8 на одном конце, установленной с возможностью перемещения в зигзагообразной прорези пластины, которой снабжена коробка, установленной на ее корпусе, и овальной головкой 9 на другом, и подвижных шлицев 10 с выемками, установленных в продольных вырезах выходного вала и подпружиненных относительно его оси в радиальном направлении и предназначенных для взаимодействия с овальной головкой стержня, установленной на нем с возможностью вращения вокруг его оси, и вырезами, выполненными в посадочных отверстиях шестерен 6 выходного вала 5; промежуточная шестерня 11 предназначена для обеспечения задней скорости.

Коробка работает следующим образом.

Входной вал и его шестерни 4 приводятся во вращения от двигателя (не показано). Шестерни 4, взаимодействуя с шестернями 6, находясь с ними в постоянном зацеплении, вращают их на выходном валу. Для включения первой ступени рукоять стержня перемещают. Головка стержня выдвигает подвижные шлицы, входит в их выемки и фиксируется в них. Шлицы, выдвинутые из выходного вала, входят в вырезы шестерни первой передачи, обеспечивая неподвижное ее соединение с выходным валом. Самопроизвольному перемещению рукояти препятствует также то, что головка стержня, вращаясь, за счет силы трения прижимает рукоять к углу паза пластины с зигзагообразной прорезью. Для включения второй ступени рукоять перемещают на ее соседнее колено. При включении задней скорости с целью погасить инерцию вращения валов и шестерен, коробка передач может быть оснащена тормозным устройством, останавливающим вращение при выжатом сцеплении (не показано).

Класс F16H1/20 с более чем двумя зацепляющимися колесами 

зубчатая передача -  патент 2427744 (27.08.2011)
зубчатый редуктор -  патент 2410586 (27.01.2011)
зубчатый цилиндрический редуктор -  патент 2362923 (27.07.2009)
зубчатая передача -  патент 2068515 (27.10.1996)
механизм изменения скорости -  патент 2029173 (20.02.1995)
Наверх