кулачково-зубчато-рычажный механизм для воспроизведения периодического поворота
Классы МПК: | F16H3/20 с выводимыми из зацепления зубчатыми колесами |
Автор(ы): | Балабина Т.А. |
Патентообладатель(и): | Московская государственная академия автомобильного и тракторного машиностроения |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-04-13 публикация патента:
10.04.1996 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многопозиционных поворотных столах металлорежущих станков, револьверных подачах прессов и транспортирующих устройствах. Технический результат - улучшение динамических характеристик механизма и упрощение конструкции. Поставленный технический результат достигается тем, что кривошип выполнен составным из двух частей 1 и 11, а упругий элемент 8 размещен между частями кривошипа и предназначен для связи их между собой. При вращении кривошипа кулачок 10, воздействуя на фиксатор 9, позволяет ведомому колесу 7 свободно поворачиваться вокруг своей оси. Когда сила, передаваемая вдоль кривошипа, меньше силы выбранного предварительного натяга упругого элемента 8, то части 1 и 11 кривошипа движутся как одно звено. При принудительной остановке колеса 7 превышение силы предварительного натяга упругого элемента 8 вызывает относительно движение частей 1 и 11 кривошипа. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
КУЛАЧКОВО-ЗУБЧАТО-РЫЧАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ПОВОРОТА, содержащий шарнирный четырехзвенник, установленные на осях шарниров четырехзвенника и взаимодействующие между собой зубчатые колеса, одно из которых ведомое, установленный на оси вращения кривошипа четырехзвенника кулачок, взаимодействующий с кулачком фиксатор ведомого колеса, и упругий элемент, выполненный в виде пружины, установленный с преднатягом для обеспечения движения механизма во время выстоя ведомого колеса, отличающийся тем, что кривошип выполнен составным из двух частей, а упругий элемент размещен между частями кривошипа и предназначен для связи их между собой.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многопозиционных поворотных столах металлорежущих станков, револьверных подачах прессов и транспортирующих устройствах. Известен зубчато-рычажный механизм для воспроизведения периодического поворота ведомого колеса, содержащий кривошипно-коромысловый шарнирный четырехзвенник, на осях подвижных шарниров и неподвижного шарнира коромысла которого установлены последовательно зацепляющиеся между собой зубчатые колеса. Колесо, установленное на оси подвижного шарнира ведущего кривошипа, связано с кривошипом жестко, а промежуточное и ведомое колеса вращаются на осях шарниров коромысла свободно [1]Однако такой механизм обеспечивает лишь приближенный выстой ведомого колеса, поскольку оно во время выстоя совершает обратный поворот. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является кулачково-зубчато-рычажный механизм для воспроизведения периодического поворота, содержащий шарнирный четырехзвенник, кулачок, установленный на оси вращения кривошипа четырехзвенника, взаимодействующие между собой зубчатые колеса, установленные на осях подвижных шарниров и неподвижного шарнира коромысла, одно из которых является ведомым, фиксатор ведомого колеса, взаимодействующий с кулачком, фиксатор ведущего кривошипа, взаимодействующий с зубчатым колесом, установленным на подвижном шарнире кривошипа, и упругий элемент, установленный с преднатягом, взаимодействующий одним концом с кривошипом, а другим с зубчатым колесом, установленным на подвижном шарнире кривошипа [2]
Недостатком известного механизма являются неблагоприятные динамические характеристики и наличие дополнительного фиксатора, связывающего кривошип и зубчатое колесо, что увеличивает число звеньев и усложняет конструкцию механизма. Сущность изобретения заключается в том, что кулачково-зубчато-рычажный механизм для воспроизведения периодического поворота содержит шарнирный четырехзвенник, установленные на осях шарниров четырехзвенника и взаимодействующие между собой зубчатые колеса, одно из которых ведомое, установленный на оси вращения кривошипа четырехзвенника кулачок, взаимодействующий с кулачком фиксатор ведомого колеса, и упругий элемент, выполненный в виде пружины, установленной с преднатягом между частями кривошипа, состоящего из двух частей, причем упругий элемент предназначен для связи их между собой и обеспечивает движение механизма во время выстоя ведомого колеса. Технический результат от использования изобретения заключается, во-первых, в улучшении динамических характеристик механизма за счет введения упругого элемента непосредственно в рычажную цепь механизма по сравнению с другими вариантами, когда, например, упругий элемент соединяет между собой зубчатые колеса или зубчатое колесо и звено рычажного механизма. Такой вариант установки упругого элемента позволяет получить значительный выигрыш в силе в зацеплении выходного колеса, передаваемой от упругого элемента. От этой силы зависит интенсивность разгона выходного колеса в момент начала движения после окончания выстоя, что влияет на быстроходность механизма. Во-вторых, за счет исключения фиксатора кривошипа упрощается конструкция механизма. На чертеже представлена кинематическая схема предлагаемого механизма. Кулачково-зубчато-рычажный механизм содержит шарнирный четырехзвенник АВСD, состоящий из кривошипа, составленного из двух частей 1 и 1", шатуна 2, коромысла 3, стойки 4; взаимодействующие между собой зубчатые колеса 5, 6 и 7; упругий элемент 8, выполненный в виде спиральной пружины сжатия и установленный с предварительным натягом двухстороннего действия таким образом, что как уменьшение, так и увеличение длины кривошипа по сравнению с его первоначальной длиной, требует превышения силой растяжения или сжатия кривошипа силы предварительного натяга его упругого элемента; фиксатор 9, взаимодействующий с кулачком 10 и ведомым колесом 7. Механизм работает следующим образом. При вращении кривошипа 1 и 1", закрепленный на его валу кулачок 10, воздействуя на фиксатор 9, удерживает его в отведенном от колеса 7 положении, что позволяет ведомому колесу 7 свободно поворачиваться вокруг своей оси. При этом сила, передаваемая вдоль кривошипа 1, меньше силы выбранного предварительного натяга упругого элемента 8. Вследствие этого части кривошипа 1 и 1" движутся как одно звено. В начале угла выстоя кулачок 10 освобождает фиксатор 9 и последний фиксирует колесо 7 от поворота. Принудительная остановка колеса 7 приводит к превышению силы предварительного натяга упругого элемента 8, в результате чего начинается относительное движение частей кривошипа 1 и 1", что и позволяет механизму продолжать движение при остановленном колесе 7. В конце угла выстоя кулачок 10 отводит фиксатор 9 и цикл движения повторяется. Изобретение за счет того, что упругий элемент, выполненный в виде пружины, связывает между собой с преднатягом части кривошипа, позволяет улучшить динамические характеристики механизма за счет введения упругого элемента непосредственно в рычажную цепь механизма, а также упростить конструкцию механизма путем исключения фиксатора кривошипа.
Класс F16H3/20 с выводимыми из зацепления зубчатыми колесами
механизм тонкой регулировки - патент 2224152 (20.02.2004) | |
коробка передач - патент 2163315 (20.02.2001) | |
двухпоточная зубчатая передача - патент 2062925 (27.06.1996) | |
механизм изменения скорости - патент 2029173 (20.02.1995) |