способ получения дизельного топлива
Классы МПК: | G01N33/22 топлива, взрывчатых веществ C10L1/08 для воспламенения от сжатия |
Автор(ы): | Россинский В.Р., Козлов С.И., Махов Б.П. |
Патентообладатель(и): | Товарищество с ограниченной ответственностью "Компромисс" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-06-05 публикация патента:
10.04.1996 |
Изобретение относится к способам получения дизельных топлив. Суть изобретения заключается в том, что до ввода депрессорной присадки подсчитывают эффект действия депрессора по формуле
где D- эффективность действия депрессора; Tисх.заст. - температура застывания базового топлива по стандартному методу ГОСТ 20287; Тисх.пом. - температура помутнения базового топлива по стандартному методу ГОСТ 5066; a, b - коэффициенты, полученные экспериментальным путем;
модуль числа. 2 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2
где D- эффективность действия депрессора; Tисх.заст. - температура застывания базового топлива по стандартному методу ГОСТ 20287; Тисх.пом. - температура помутнения базового топлива по стандартному методу ГОСТ 5066; a, b - коэффициенты, полученные экспериментальным путем;
модуль числа. 2 табл.
Формула изобретения
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА с требуемыми низкотемпературными характеристиками путем смешения базового дизельного топлива с депрессорной присадкой, отличающийся тем, что перед смешением топлива с депрессорной присадкой рассчитывают эффективность действия присадки на топливо по следующей формулегде D эффективность действия депрессорной присадки;
Tbc[заст температура застывания базового топлива по методу ГОСТ 20287;
Tbc[пом температуры помутнения базового топлива по методу ГОСТ 5066;
модуль числа;
a, b коэффициенты, полученные экспериментальным путем.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к способу улучшения низкотемпературных показателей качества дизельных топлив нефтяного, газоконденсатного происхождения или их смесей. Согласно ГОСТ 305 показателями низкотемпературных свойств диз. топлив являются температура застывания (Тзаст.), определяемая по ГОСТ 20287, и температура помутнения (Тпом.), определяемая по ГОСТ 5066. По Тзаст. судят о предельно низкой температуре прокачиваемости топлива в системе питания дизеля, в магистральных трубопроводах и т.д. Тпом. свидетельствует о начале забивки тонкопористого фильтроэлемента очистки топлива кристаллами парафинов при низких температурах. Известен способ улучшения низкотемпературных свойств дизельных топлив с помощью депрессорных присадок, например, сополимера алкилметакрилатов C12-C20 с винилацетатом [1,2]Потребность народного хозяйства России в зимнем топливе удовлетворяется в настоящее время всего на 25-30% в то время как летнего топлива вырабатывается до 90% от общего объема производства дизельных топлив. Поэтому расширение ресурсов зимнего ассортимента топлив за счет вовлечения депрессорных присадок в летние сорта представляет огромное народнохозяйственное значение. Однако введение депрессоров в летние топлива, вырабатываемые на НПЗ, как правило, с предельными по ГОСТ 305 низкотемпературными показателями, малоэффективно, в результате чего этот наиболее технически выгодный способ оптимизации низкотемпературных свойств дизельных топлив не нашел в России необходимого применения. Целью изобретения является расширение ресурсов обеспечения народного хозяйства страны зимним ассортиментом дизельных топлив при минимальной их себестоимости за счет применения депрессорных присадок с максимальным их эффектом действия по снижению (депрессии) исходных значений температур застывания и помутнения. Это достигается путем увеличения разности между температурами застывания и помутнения базового топлива. Процесс получения дизельных топлив с желаемым уровнем показателей низкотемпературных свойств достаточно прост:
а) по ГОСТ 20287 и 5066 определяются температуры застывания и помутнения;
б) подсчитывают модульТзаст.исх.-Тпом.исх.| и если этот модуль равен 5 и меньше, то введение депрессорной присадки никак не скажется на качестве топлива;
если модуль больше 5 и меньше 8, то введение депрессорной присадки понизит температуру застывания Тзаст. и эффективность действия депрессора подсчитывается по формуле
Д a|Tзаст.исх. Тпом.исх.| b (1) где Д эффективность действия депрессора;
Тзас.исх. температура застывания базового топлива по стандартному методу ГОСТ 20287, Тпом.исх. температура помутнения базового топлива по стандартному методу ГОСТ 5066,
a, b коэффициенты, полученные экспериментальным путем, которые характерны для Тзаст. (табл.1). Если модуль больше 8, то депрессатор будет воздействовать и на температуру застывания и на температуру помутнения, понижая их. Эффективность действия депрессатора подсчитывается по формуле (1), а коэф. а и b определяются по температуре помутнения Тпом. (табл.1). В табл. 1 приведены значения коэффициентов a, b, полученные экспериментальным путем, причем а характеризует темп изменения показателей низкотемпературных свойств топлива, а b отражает предельную температуру показателей топлива, при которой появляется эффект депрессии. В табл.2 приведены результаты определения низкотемпературных характеристик дизельных топлив с 0,1% депрессорной присадки (ПДП) ТУ 38.401-58-20-91 (сополимер высших алкилметакрилатов С12-С20 с винилацетатом), полученные стандартным методом и расчетным путем по предлагаемой формуле, которые свидетельствуют о вполне удовлетворительной корреляции полученных данных (коэф. корреляции 0,91). Применение депрессоров с использованием настоящего изобретения позволит решить проблему дефицита зимнего ассортимента дизельных топлив в нашей стране. Пример расчета. Топливо "Л" Ангарского нефтеперерабатывающего завода (табл.2). 1. Вычислить модуль числаТзаст.исх. Тпом.исх.| 17 + 6| 11
2. Так как это число больше 5 и 8, то введение депрессора в топливо понизит температуру застывания и помутнения, причем эффект от присадки подсчитывается для Тзаст. по формуле
Д аТзаст.исх. Тпом.исх.| b 2 11 10 12 (коэф. a, b из табл.1) для Тпом. по формуле
Д а|Тзаст.исх. Тпом.исх.| b 0,911 7 2,9
3. После введения присадки Тзаст. 17- 12 29, Тпом. 6 2,9 8,9
Класс G01N33/22 топлива, взрывчатых веществ
Класс C10L1/08 для воспламенения от сжатия