локомотив
Классы МПК: | B61C9/24 электрические B61C9/00 Локомотивы и моторные вагоны, отличающиеся типом используемой системы передач; системы передач, специально приспособленные для локомотивов и моторных вагонов |
Автор(ы): | Голубятников С.М., Дубровин В.А., Щербинин Ю.П., Григорьев В.А., Володин М.А., Гнатенко К.М., Бондаренко Л.М. |
Патентообладатель(и): | Научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-10-27 публикация патента:
20.04.1996 |
Использование: в конструкции тепловозов с электрической передачей для маневровых работ, используемых с низкими скоростями (0,05-1км/ч) в технологическом режиме движения (с машинами для ремонта и содержания железнодорожного пути или в технологических циклах на промышленных предприятиях). Сущность: маневровый тепловоз содержит раму, силовую установку с тяговым генератором, тяговой привод, состоящий из тяговых электродвигателей, раздаточного редуктора, карданных валов и осевых редукторов. Для передачи вращающего момента от тяговых электродвигателей колесным парам тепловоз оборудован дополнительным тяговым электродвигателем, связанным с раздаточным редуктором через понижающий редуктор и муфту включения. Предлагаемое устройство повышает КПД тягового электрооборудования при низких скоростях его движения до номинального значения и тем самым снижает расход топлива двигателем внутреннего сгорания. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
ЛОКОМОТИВ, содержащий раму, силовую установку, включающую по меньшей мере один основной тяговый электродвигатель и вспомогательный двигатель, раздаточный редуктор и передаточный механизм от него к колесным парам, причем вспомогательный двигатель связан с раздаточным редуктором через дополнительный редуктор и муфту включения, отличающийся тем, что силовая установка выполнена с питающим основной тяговый электродвигатель тяговым генератором, а в качестве вспомогательного двигателя использован электродвигатель малой мощности, подключаемый параллельно с основным тяговым электродвигателем к тяговому генератору и связанный с раздаточным редуктором через понижающий редуктор, обеспечивающий технологическую скорость движения локомотива.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции тепловозов с электрической передачей для маневровых работ, используемых с низкими скоростями (0,05-1 км/ч) в технологическом режиме движения (с машинами для ремонта и содержания железнодорожного пути или в технологических циклах на промышленных предприятиях). Известны маневровые тепловозы с индивидуальным тяговым приводом, где крутящий момент на каждую колесную пару передается от присоединенного к оси через передаточный механизм и понижающий редуктор тягового электродвигателя. Недостатком известных тепловозов является то, что при низких скоростях (0,05-1 км/ч) КПД их тягового оборудования снижается и повышается расход топлива. Известен тепловоз с групповым приводом колесных пар от тягового электродвигателя через понижающий редуктор и дышловой механизм. Этот тепловоз также имеет указанный выше недостаток. Известен тепловоз для маневровых работ, выбранный в качестве прототипа, имеющий электрическую передачу и групповой карданный привод колесных пар. Два тяговых электродвигателя установлены на главной раме тепловоза и передают вращающий момент на суммирующий (раздаточный) редуктор, от которого вращение передается через карданные валы и осевые редукторы на движущие колесные пары. Недостаток известного тепловоза низкая экономичность при использовании тепловоза при малых скоpостях в технологическом режиме за счет снижения КПД тягового электрооборудования. Цель изобретения повышение экономичности тепловоза с электрической передачей с групповым приводом осей при работе с низкими скоростями (0,05-1 км/ч). Указанная цель достигается тем, что маневровый тепловоз, содержащий раму, силовую установку с тяговым генератором, тяговый привод, состоящий из тяговых электродвигателей, раздаточного редуктора, карданных валов и осевых редукторов для передачи вращающегося момента от тяговых электродвигателей колесным парам, оборудуется дополнительным тяговым электродвигателем, связанным с раздаточным редуктором через понижающий редуктор и муфту включения. На фиг.1 схематически показан тепловоз, общий вид; на фиг.2 тяговый привод. Тепловоз включает в себя двигатель 1 внутреннего сгорания и тяговый генератор 2, напряжение от которого подается на тяговые электродвигатели 3 поездного режима (один или два), которые соединены с раздаточным редуктором 4. Колесные пары 5 через осевые редукторы 6 и карданные валы 7 связаны с раздаточным редуктором 4. К раздаточному редуктору 4 через муфту 8 включения и понижающий редуктор 9 подсоединен тяговый электродвигатель 10 технологического (рабочего) режима. Силовая установка и узлы тягового привода установлены на главной раме 11 тепловоза. Тепловоз работает следующим образом. В поездном режиме и в маневровом с обычно принятыми скоростями 8-15 км/ч. Напряжение от тягового генератора 2 подается на тяговый электpодвигатель 3, который приводит во вращение колесные пары 5 при отключенной муфте 8 через раздаточный редуктор 4, карданные валы 7 и осевые редукторы 6. При работе в технологическом режиме на низких скоростях (0,05-1 км/ч) напряжение от тягового генератора 2 подается на дополнительный тяговый электродвигатель 10, который приводит во вращение колесные пары 5 при включенной муфте 8 через понижающий редуктор 9, раздаточный редуктор 4, карданные валы 7 и осевые редукторы 6. При этом напряжение от генератора 2 на тяговый двигатель 3 не подается, и он вращается с низкой частотой как маховая масса. При перевозке тепловоза в железнодорожном составе муфта 8 отключается. Параметры тягового электродвигателя 10 и передаточное отношение редукторов от вала тягового электродвигателя 10 до карданных валов 7 выбираются исходя из получения наиболее высокого КПД тягового электродвигателя 10 в заданном диапазоне скоростей технологического режима. Использование изобретения при работе тепловоза в технологических режимах на промышленных предприятиях, при работе с машинами для ремонта и содержания железнодорожного пути, в том числе щебнеочистительными, со скоростями 0,05-1 км/ч повысит КПД тягового электрооборудования до номинального значения и тем самым снизит расход топлива двигателем внутреннего сгорания.локомотив - патент 2133203 (20.07.1999) |
Класс B61C9/00 Локомотивы и моторные вагоны, отличающиеся типом используемой системы передач; системы передач, специально приспособленные для локомотивов и моторных вагонов