тепловой двигатель
Классы МПК: | F03D7/06 когда ось вращения ротора перпендикулярна направлению ветра H05K7/12 упругие или зажимные приспособления для крепления детали к конструкции |
Автор(ы): | Шавелкин А.Д. |
Патентообладатель(и): | Тульский проектно-конструкторский технологический институт машиностроения |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-07-01 публикация патента:
20.04.1996 |
Изобретение относится к машинам, преобразующим подводимую к ним энергию в движение. Сущность изобретения заключается в том, что в зоне нагрева биметаллических пластин расположена наклонная поверхность, ориентированная так, чтобы пластины, изгибаясь от нагрева, производили давление на эту поверхность и под действием результирующей силы реакции опоры меняли свое местоположение относительно наклонной поверхности, удаляясь из зоны нагрева и тем самым поворачивая ступицу, вследствие чего в зону нагрева попадают следующие неизогнутые пластины и цикл повторяется. Биметаллические пластины, выходящие из зоны нагрева, остывают и приобретают прямолинейную форму. Таким образом, двигатель вращается пока в зоне нагрева будет достаточный подвод тепла, а в зоне остывания будет достаточный отбор тепла. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
ТЕПЛОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ, преобразующий тепловую энергию во вращательное движение, содержащий вал с насаженной на него ступицей, закрепленные на ступице одними своими концами пластины, каждая из которых выполнена из материалов с разными температурными коэффициентами расширения, и корпус-экран, частично закрывающий вал со ступицей и пластинами в зоне воздействия тепловой энергии, отличающийся тем, что он снабжен упором с наклонной плоскостью, который закреплен на корпусе и обращен своей наклонной плоскостью в сторону свободных концов пластин с возможностью механического контактирования с ними.Описание изобретения к патенту
Тепловой двигатель относится к машинам, преобразующим подводимую к ним энергию в движение. Аналогами теплового двигателя являются турбины, паровые двигатели и т.п. [1] для которых основной функцией является преобразование подводимой энергии в движение. Прототипом является тепловой двигатель [2] действующий лучистой теплотой. Он состоит из вала, опирающегося на подшипники, ступицы, насаженной на вал, имеющей ручки, к которым прикреплены биметаллические пластины, несущие на концах грузы, и экрана, закрывающего часть двигателя от воздействия тепловых лучей. Недостатком прототипа является наличие грузов, увеличивающих массу двигателя. Целью изобретения является преобразование тепловой энергии во вращательное движение с улучшением массогабаритных характеристик теплового двигателя. Сравнительный анализ предложенного и известного технических решений показал, что общими существенными признаками предложенного технического решения с прототипом являются вал, насаженная на вал ступица, закрепленные на ступице одними своими концами пластины, каждая из которых выполнена из материалов с разными температурными коэффициентами расширения, и корпус-экран, частично закрывающий вал со ступицей и пластинами в зоне воздействия тепловой энергии. Отличием предложенного технического решения от известного, выбранного за прототип, является наличие упора с наклонной плоскостью, который закреплен на корпусе-экране и обращен своей наклонной плоскостью в сторону свободных концов пластин с возможностью контактирования с ними. На наклонную плоскость производят давление изгибающиеся, нагреваемые биметаллические пластины, вследствие чего согласно схеме на фиг.1 возникает крутящий момент, где Р сила давления биметаллической пластины; Рн нормальная составляющая Р; Рк касательная составляющая Р; Рр результирующая от Рн и Рк. На фиг.2, 3 и 4 представлен тепловой двигатель. Он состоит из корпуса-экрана 1 (фиг. 3) с окном 6 (фиг.4), ступицы 2 (фиг.2) с биметаллическими пластинами 5 (фиг. 4), установленной на вал 3 (фиг.3), и упора 4 (фиг.3), представляющего собой наклонную плоскость. Предлагаемый тепловой двигатель работает следующим образом. Через окно 6 любым из известных способов (контактная теплопередача, конвентивная, радиационная) подводится тепло, которое нагревает биметаллические пластины 5 ступицы 2. Пластины, изгибаясь, давят на наклонную плоскость упора 4. Действующая в точке контакта упора 4 с биметаллической пластиной 5 сила создает крутящий момент и поворачивает ступицу на валу 3, в зону нагрева попадает следующая биметаллическая пластина и цикл повторяется. Пластина, выходящая из зоны нагрева, остывает и распрямляется. Технико-экономическая эффективность получается в результате того, что в данном двигателе грузы не применяются, чем достигается облегчение и удешевление конструкции, а также возможность эксплуатации в невесомости.Класс F03D7/06 когда ось вращения ротора перпендикулярна направлению ветра
Класс H05K7/12 упругие или зажимные приспособления для крепления детали к конструкции