система поездной диспетчерской связи
Классы МПК: | H04B7/26 из которых по меньшей мере одна передвижная |
Автор(ы): | Кручинин В.П., Воронцов Ю.И. |
Патентообладатель(и): | Самарский институт инженеров железнодорожного транспорта им.М.Т.Елизарова |
Приоритеты: |
подача заявки:
1989-07-28 публикация патента:
20.04.1996 |
Использование: в устройствах радиосвязи и в составе аппаратуры канала поездной диспетчерской связи для дистанционного переключения стационарных радиостанций. Сущность изобретения: устройство содержит пульт 1 управления, линии 2, 3 проводной связи, блок 4 переключателей, реле 5 переключения, реле 6 избирательного соединения, блок 7 избирательного соединения, линейный блок 8, приемопередатчик 9, селективные усилители 10, 11 и формирователи 12, 13 сигналов управления. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. СИСТЕМА ПОЕЗДНОЙ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СВЯЗИ, содержащая диспетчерский пульт управления, соединенный со стационарными радиостанциями диспетчерского круга связи посредством основной или резервной линиями проводной связи, при этом каждая радиостанция состоит из блока переключателей, последовательно соединенных блока избирательного соединения, линейного блока и приемопередатчика, соединенного с антенной, причем сигнальные входы блока переключателей являются выходами основной и резервной линий проводной связи, один из управляющих входов блока переключателей соединен через линейный блок с выходом приемопередатчика, второй выход первого селективного усилителя соединен с вторым входом блока избирательного соединения, отличающаяся тем, что, с целью повышения оперативности восстановления связи, в каждую стационарную радиостанцию введены второй селективный усилитель, вход которого соединен с выходом приемопередатчика, первый и второй формирователи сигналов управления, входы которых соединены с выходами первого и второго селективных усилителей соответственно, а выходы с вторым и третьим управляющими входами блока переключателей, при этом вход блока избирательного соединения через один из контактов блока переключателей соединен с выходом основной или резервной проводной линией связи. 2. Система по п.1, отличающаяся тем, что блок переключателей выполнен в виде последовательно соединенных ключей с раздельными цепями управления избирательного соединения.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам радиосвязи и может быть использовано в аппаратуре поездной диспетчерской связи для оперативного восстановления связи при повреждениях участков проводной линии связи. Известна система поездной диспетчерской связи, содержащая диспетчерский пульт управления, соединенный со стационарными радиостанциями диспетчерского круга связи основной или резервной линиями проводной связи, при этом каждая радиостанция состоит из блока переключателей, последовательно соединенных блока избирательного соединения, линейного блока и приемопередатчика, соединенного с антенной, при этом сигнальные входы переключателя являются выходами основной и резервной линий проводной связи, один из управляющих входов блока переключателей соединен через селективный усилитель с выходом приемника, второй выход селективного усилителя соединен с вторым входом блока избирательного соединения. Однако при выходе из строя участков проводной линии связи расположенные в их зонах стационарные радиостанции делаются неуправляемыми с диспетчерского пульта управления, что сопровождается полной потерей связи с машинистами локомотивов. При этом для восстановления связи требуется выезд на трассу бригады для обнаружения места и устранения неисправности, что требует значительных затрат времени. Целью изобретения является повышение оперативности восстановления связи. Это достигается тем, что в каждую стационарную радиостанцию введены второй селективный усилитель, входом соединенный с входом передатчика, первый и второй формирователи сигналов управления, входами соединенные с выходами первого и второго селективных усилителей соответственно, а выходами с вторым и третьим управляющими входами блока переключателей, при этом вход блока избирательного соединения через один из контактов блока переключателей соединен с выходом основной или резервной проводной линии связи. Блок переключателей выполнен в виде последовательно соединенных ключей с раздельными цепями управления от сигнала избирательного соединения. На фиг.1 изображена функциональная схема устройства. Диспетчерский пульт 1 управления через основную 2 или резервную 3 линию проводной связи соединен со стационарными радиостанциями, образующими круг диспетчерской связи. Каждая радиостанция содержит блок переключателей 4, состоящий из реле 5 переключения и реле 6 избирательного соединения, последовательно соединенные блок 7 избирательного соединения, линейный блок 8 и приемопередатчик 9 с антенной. Приемопередатчик 9 выходом и входом дополнительно через первый 10 и второй 11 селективные усилители, а также первый 12 и второй 13 формирователи сигналов управления соединен с управляющими входами реле 5 переключения. Второй выход первого селективного усилителя 10 соединен с вторым входом блока 7 избирательного соединения, а один из выходов линейного блока 8 соединен с управляющим входом реле 6 избирательного соединения. Связь диспетчера с машинистом локомотива по инициативе диспетчера или машиниста осуществляется через приемопередатчики 9 стационарной и поездной 14 радиостанций с использованием перечисленных блоков стационарных радиостанций и линий проводной связи. На фиг. 2 а,б представлены временные эпюры, поясняющие работу системы (а переключение стационарной радиостанции с основной проводной линии связи на резервную при неисправности первой (команда на переключение передается через другую радиостанцию по эфиру), б принцип переключения этой же радиостанции с резервной проводной линии связи на основную (команда на переключение передается по резервной проводной линии связи) при необходимости, например после устранения неисправности в основной линии). Наиболее частым повреждениям в системе поездной диспетчерской связи подвержены линейные участки продольной связи, выход которых из строя, кроме потери связи, делает неуправляемыми стационарные радиостанции со стороны диспетчерского пульта управления. Оперативное восстановление связи базируется на передаче сигнала избирательного соединения выбираемой диспетчером радиостанции с помощью другой радиостанции через эфир и его использовании в качестве сигнала дистанционного переключения выбираемой радиостанции с основного на резервный участок проводной связи. Система поездной диспетчерской связи работает следующим образом. В исходном состоянии контактами реле 5 основная линия 2 подключена к входам блоков 7 избирательного соединения, соединяя входы всех стационарных радиостанций с диспетчерским пультом 1 управления. При этом все радиостанции находятся в режиме дежурного приема, поэтому контакты реле 6 разомкнуты. Пусть в произвольный момент времени (фиг.2,а) диспетчер с пульта 1 управления подал сигнал U избирательный вызов стационарной радиостанции и не получил от последней сигнала Uконтроля ее подключения, будет свидетельствовать о возможной неисправности участка проводной связи около этой радиостанции. Для переключения этой радиостанции на резервную линию диспетчеру необходимо с пульта 1 управления по заведомо исправному участку избирательно вызвать другую радиостанция (сигнал U) и получив от нее сигнал U контроля подключения, при работе приемопередатчика 9 в режиме передачи передать в эфир сигнал U" избирательного соединения первой радиостанции. Приемопередатчик 9 первой радиостанции осуществит прием сигнала U"" избирательного соединения, который выделится первым селективным усилителем 10 и преобразованный первым формирователем 12 поступит на обмотку реле 5, представляющее собой поляризованное реле, срабатывание которого (сигнал U5) обеспечит переключение входа радиостанции с основной 2 на резервную 3 линию проводной связи. С второго выхода первого селективного усилителя принятый сигнал U"" поступит на второй вход блока 7 избирательного соединения и будет воздействовать на последний так же, как если бы он был подан на первый вход блока 7 от диспетчерского пульта управления по проводной линии связи. При этом сигнал U"" через блоки 7 и 8 обеспечит срабатывание реле 6, контактами которого линейный блок 8 окажется подключенным к проводной линии связи, по которой будет передан сигнал U"" контроля подключения на диспетчерский пульт 1 управления, что будет свидетельствовать о готовности радиостанции к работе в штатных режимах, например в режиме установления связи с машинистом по инициативе диспетчера и ведения служебных разговоров. При необходимости дистанционного переключения с пульта управления этой радиостанции вновь на основную проводную линию связи (например, после устранения неисправности в линии) нужно с диспетчерского пульта управления 1 передать по линии проводной связи сигнал U избирательного вызова (фиг.2, б). Получив сигнал U контроля подключения, в результате которого через блоки 7 и 8 осуществится срабатывание реле 6 и замыкание его контактов, необходимо еще раз с пульта 1 передать сигнал U. Этот сигнал, пройдя через линейный блок 8 и второй селективный усилитель 11, будет преобразован вторым формирователем 13 в напряжение питания обмотки реле 5, срабатывание которого (сигнал U5) обеспечит переключение входа радиостанции с резервной линии связи на основную. При этом после такого переключения U контроля подключения полученный ранее, будет отсутствовать, а радиостанция будет готова к работе в штатных режимах.Класс H04B7/26 из которых по меньшей мере одна передвижная