Пиркулов Дмитрий Владимирович, Шеремет Леонид Иванович
Патентообладатель(и):
Пиркулов Дмитрий Владимирович, Шеремет Леонид Иванович
Приоритеты:
подача заявки: 1991-10-15
публикация патента: 27.04.1996
Использование: в авиационной технике, в частности при проектировании и постройке различных типов летательных аппаратов. Сущность изобретения: самолет содержит переднее горизонтальное оперение 1, выполненное по схеме низкоплан, основное крыло 2, выполненное по схеме высокоплан, и вертикальное оперение, выполненное в виде Т-образного киля и двух параллельных ему неподвижных плоскостей 9, в верхней части соединенных со стабилизатором 10 горизонтального оперения, а в нижней сопрягаемых с кожухом 7 защиты воздушного винта двигателя, установленного в задней части фюзеляжа. Изобретение позволяет улучшить характеристики устойчивости полета самолета во всех режимах полета . 4 ил.
САМОЛЕТ, содержащий фюзеляж, двигатель, основное крыло, выполненное по схеме высокоплан, переднее горизонтальное оперение, выполненное по схеме низкоплан, и вертикальное оперение в виде Т-образного киля со стабилизатором горизонтального оперения, отличающийся тем, что двигатель установлен в хвостовой части фюзеляжа и его воздушный винт помещен в кольцевой кожух защиты, а вертикальное оперение выполнено в виде замкнутого контура, образованного Т-образным килем и двумя параллельными килю неподвижными плоскостями, сопряженными с кожухом защиты воздушного винта двигателя.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при проектировании и постройке различных типов летательных аппаратов. Известен самолет, содержащий фюзеляж, двигатель, основное крыло, выполненное по схеме высокоплан, переднее горизонтальное оперение, выполненное по схеме низкоплан, и Т-образный киль. Известно, что переднее горизонтальное оперение повышает маневренность самолета и обладает естественной противоштопорной защитой, уменьшает балансировочное сопротивление. Однако при эксплуатации самолета с низкорасположенным и среднерасположенным крылом вихревая зона от переднего горизонтального оперения искажает поток над крылом, что создает моменты по крену, а также оказывает влияние на киль. Задачей изобретения является создание самолета с улучшенными характеристиками устойчивости полета на всех режимах полета. Задача решается тем, что в известном самолете двигатель установлен в хвостовой части фюзеляжа и его воздушный винт помещен в кольцевой кожух защиты, а вертикальное оперение выполнено в виде замкнутого контура, образованного Т-образным килем и двумя параллельными килю неподвижными плоскостями, сопряженными с кожухом защиты воздушного винта двигателя. На фиг. 1 схематично показан самолет, вид сбоку; на фиг. 2 то же, вид сверху; на фиг. 3 то же, вид спереди; на фиг. 4 хвостовая часть самолета. Самолет содержит переднее горизонтальное оперение 1, основное крыло 2 с концевыми крылышками Уиткомба 3, фюзеляж 4, в задней части которого установлен двигатель 5 с толкающим винтом 6, помещенным в кожух 7 защиты, выполняющий роль кольца, повышающего эффективность воздушного винта. В хвостовой части фюзеляжа 4 расположены киль с рулем 8 направления и две неподвижные параллельные ему плоскости 9, в верхней части соединенные со стабилизатором 10 горизонтального оперения Т-образного киля, а в нижней сопрягаемые с кожухом 7 защиты воздушного винта. В результате образуется замкнутая система. При этом киль с рулем 8 направления оказывается помещенным внутри описанной замкнутой системы, что повышает эффективность управления самолетом по направлению, а также улучшает устойчивость благодаря увеличению площади вертикального оперения. Переднее горизонтальное оперение 1, площадь которого составляет не более 15% площади основного крыла 2, лишь выполняет роль дополнительного стабилизатора и руля высоты, что повышает маневренность, создает противоштопорную защиту. Высокое расположение основного крыла 2 выгодно меньшим значением индуктивного сопротивления, улучшает обзор экипажу и пассажирам, облегчает доступ в салон. Применение концевых крылышек Уиткомба 3 разбивает сбегающий вихрь большой интенсивности на ряд более слабых, таким образом уменьшая индуктивное сопротивление самолета. Кроме того, когда на малых углах атаки срыв потока с крыла отсутствует, верхнее горизонтальное оперение обладает высокой эффективностью. Таким образом, три горизонтальные и три вертикальные поверхности дополняют друг друга и обеспечивают улучшение устойчивости полета при малых и больших углах атаки, противоштопорную защиту, а замкнутый контур хвостового оперения с помещенным внутри кольца воздушным винтом улучшает обтекание конструкции, стабилизирует полет самолета.