устройство дозирования топлива
Классы МПК: | F02C9/26 управление топливоподачей |
Автор(ы): | Ильясов Б.Г., Денисова Е.В., Мурзинова Л.П., Костюкова Л.П. |
Патентообладатель(и): | Уфимский государственный авиационный технический университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-06-10 публикация патента:
27.04.1996 |
Использование: авиаприборостроение, а именно в системах автоматического регулирования (САР) дозирования топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя (ГТД). Сущность изобретения: для экономии топлива за счет повышения стабильности статических и динамических характеристик устройства дозирования топлива, а также сокращения цикла испытаний двигателя при повышении надежности САР частоты вращения ротора устройство дозирования топлива содержит серводвигатель 1 с поршнем 2 и штоком 3, часть которого является дроссельной иглой 4 с переменным сечением 5, два электромагнитных клапана 6 и 10, два широтно-импульсных модулятора 7 и 11 и блок 12 управления. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
УСТРОЙСТВО ДОЗИРОВАНИЯ ТОПЛИВА, содержащее серводвигатель, шток которого соединен с дроссельной иглой переменного сечения, расположенной в камере, одна полость которой служит для соединения с топливным насосом и одной из полостей клапана постоянного перепада давления, а другая полость соединена с другой полостью клапана постоянного перепада давления, отличающееся тем, что в него введены первый и второй электромагнитные клапаны, два широтно-импульсных модулятора и блок управления, подключенный к входам широтно-импульсных модуляторов, выходы которых через соответствующие электромагнитные клапаны соединены с соответствующими полостями дроссельной иглы и клапана постоянного перепада давления.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиаприборостроению, а именно к системам автоматического регулирования (САР) дозирования топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя (ГТД). Известны устройства дозирования топлива, содержащие сервопоршень с дроссельной иглой, на регулируемом сечении которой поддерживается заданный перепад давлений клапаном постоянного перепада, распределительный клапан, соединяющий устройство дозирования с форсунками топливного коллектора ГТД [1]Основным недостатком данных устройств является нестабильность статических и динамических характеристик вследствие естественного разброса параметров, обусловленного точностью изготовления устройства дозирования топлива, изменением вязкости топлива при изменении температуры, а также вследствие других причин, таких как старение, износ материалов, что в совокупности приводит к повышению расхода топлива. Целью изобретения является экономия топлива за счет повышения стабильности статических и динамических характеристик устройства, а также сокращение цикла испытаний двигателя при повышении надежности САР частоты вращения ротора. Для этого в устройство дозирования топлива, содержащее серводвигатель, который соединен с дроссельной иглой переменного сечения, расположенной в полости, соединенной с топливным насосом и одной из полостей клапана постоянного перепада давления, а вторая полость соединена с другой полостью клапана постоянного перепада давления, введены первый и второй электромагнитные клапаны, два широтно-импульсных модулятора и блок управления, подключенный к входам широтно-импульсных модуляторов, выходы которых через соответствующие электромагнитные клапаны соединены с соответствующими полостями дроссельной иглы и клапана постоянного перепада давления. На фиг. 1 изображена принципиальная схема устройства дозирования топлива; на фиг. 2 конфигурация программы управления блока управления. Принципиальная схема устройства дозирования топлива (фиг. 1) включает серводвигатель 1 с поршнем 2 и штоком 3, часть которого является дроссельной иглой 4 с переменным сечением 5, положением которого через электромагнитный клапан 6 управляет широтно-импульсный модулятор 7, на котором поддерживается заданный перепад давлений клапаном постоянного давления 8 с поршнем 9, положением которого через электромагнитный клапан 10 управляет широтно-импульсный модулятор 11 по сигналам от блока управления 12, и регулировочные жиклеры 13-16. Устройство работает следующим образом. Регулирование расхода топлива, дозируемого в двигатель, производится по сигналам блока 12 в зависимости от величины рассогласования между заданной частотой вращения ротора ГТД и фактической n по заранее определенной программе (фиг. 2). Величина расхода топлива определяется соотношением
Qт= af где а коэффициент, зависящий от плотности топлива;
- коэффициент расхода. f сечение дроссельной иглы;
Р перепад давлений на профиле дроссельной иглы. При малой величине рассогласования изменяется перепад давления Р, при большой величине рассогласования изменяется сечение f, существует также зона совместного управления, т.е. в устройстве реализовано двухканальное управление величиной расхода топлива, за счет чего повышается статическая и динамическая точность устройства. Для увеличения расхода топлива при величине рассогласования лежащей в пределах от мин до 1(фиг. 2), блок 12 через широтно-импульсные модулятор 11 и электромагнитный клапан 10 прикрывают соответствующий слив топлива, при этом давление в полости А серводвигателя 1 возрастает. Для увеличения расхода топлива при величине рассогласования лежащей в пределах от 2 до макс, блок 12 через широтно-импульсные модулятор 7 и электромагнитный клапан 6 прикрывают соответствующий слив топлива, при этом давление в полости В серводвигателя 1 возрастает и поршень 2 со штоком 3 и дроссельной иглой 4 перемещается влево, увеличивая сечение 5 дроссельной иглы 4. Для увеличения расхода топлива при величине рассогласования , лежащей в пределах от 1 до 2, блок 12 через соответствующие широтно-импульсные модуляторы и электромагнитные клапаны прикрывает оба слива топлива, при этом давление в полостях А и В серводвигателя 1 возрастает и поршень 2 со штоком 3 и дроссельной иглой 4 перемещается влево, увеличивая сечение 5 дроссельной иглы 4. Выбор величины , 1, 2, мин, макс диктуется физическими параметрами устройства дозирования топлива (вес и размеры элементов, затяжки и жесткости пружин и т.д.).
Класс F02C9/26 управление топливоподачей