системы пуска танкового двигателя

Классы МПК:F02N9/04 давление среды создается иным путем, например предварительным сжатием 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Старостин Михаил Михайлович,
Трояновский Борис Федорович,
Кутарев Леонард Борисович
Приоритеты:
подача заявки:
1993-04-08
публикация патента:

Использование: бронетанковая техника, в частности системы запуска двигателей. Сущность изобретения: система содержит датчики температуры воды, давления масла, уровня масла в радиаторе и масла в маслобаке, устройства для опроса этих датчиков, а также сигнализатор состояния систем, установленный в поле зрения механика-водителя. Система может быть использована для повышения долговечности и безаварийности работы двигателей, уровня их боевой готовности в войсках. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

СИСТЕМЫ ПУСКА ТАНКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащая баллоны со сжатым воздухом, пусковой клапан, воздухораспределитель, клапаны воздухопуска, датчики температуры и давления масла, маслозакачивающий насос системы смазки двигателя, отличающаяся тем, что к входу воздухораспределителя подсоединен электроклапан, соединенный с баллонами со сжатым воздухом и с выходом усилителя мощности, вход которого связан с элементом НЕ, соединенным со светодиодом, и с логическим элементом И, четыре входа которого связаны с датчиками температуры и давления масла через регулируемые компараторы и с датчиками уровня масла и охлаждающей жидкости непосредственно, причем параллельно датчикам подсоединено реле отключения, с выходом которого связан маслозакачивающий насос.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к военной технике, преимущественно бронетанковой, и может быть использовано для автоматизации процесса пуска двигателей внутреннего сгорания.

Опыт эксплуатации танков показывает, что долговечность, безаварийность танковых двигателей зависит от всестороннего обеспечения каждого их пуска. Основным способом пуска двигателей современных танков является пуск двигателя сжатым воздухом.

Нормативно-технической документацией устанавливаются правила подготовки к пуску и пуска двигателей внутреннего сгорания сжатым воздухом в различных условиях эксплуатации. При этом предусматривается обязательная проверка уровня масла и охлаждающей жидкости в системах силовой установки танка, оценка соответствия давления и температуры масла требуемым значениям, соблюдения режима работы маслозакачивающего насоса системы смазки двигателя (не более 1 мин работы).

Однако в реальных условиях эксплуатации танков эти правила выполняются неполностью, особенно малоопытными механиками-водителями, что вызывает ускоренный износ двигателей и их отказы. Поэтому конструктивное обеспечение автоматизации процессов подготовки к пуску и пуска танковых двигателей является важной военно-технической задачей.

Известна система воздушного запуска двигателя танка, содержащая компрессор, влагомаслоотделитель, фильтры, автомат давления, баллоны со сжатым воздухом, воздушный редуктор, электропневмоклапан, воздухораспределитель, пусковые клапаны двигателя.

При подготовке к пуску танкового двигателя сжатым воздухом используется маслозакачивающий насос системы смазки двигателя: контроль давления и температуры масла производится визуально по контрольно-измерительным приборам; контроль уровня охлаждающей жидкости и масла производится визуально. Из-за нечеткого выполнения контрольных операций механиками-водителями возможны аварии и поломки двигателей.

Известна также система пуска двигателя внутреннего сгорания, содержащая баллоны со сжатым воздухом, пусковой клапан, воздухораспределитель, клапаны воздухопуска двигателя, маслозакачивающий насос (МЗН) и датчик давления масла. В этой системе автоматизированы операция контроля давления масла двигателя и режим работы МЗН. Данная система принята за прототип для создания системы пуска танкового двигателя.

Задачей изобретения является повышение надежности пуска двигателя, его долговечности и безаварийности.

Это достигается тем, что пуск двигателя осуществляется только после опроса датчиков уровня масла и охлаждающей жидкости, датчиков температуры и давления масла двигателя и сопоставления их показателей с требуемыми путем автоматического выполнения предусмотренной последовательности операций подготовки к пуску и пуска двигателя сжатым воздухом.

При несоответствии показателей датчиков с требуемыми значениями в поле зрения механика-водителя подается сигнал красного цвета. По этому сигналу механик-водитель оценивает показания приборов на щите механика-водителя, выясняет причину незапуска двигателя, принимает меры к ее устранению и производит повторный пуск двигателя.

Для практической реализации предлагаемой системы в системе пуска двигателя внутреннего сгорания к входу воздухораспределителя через трубопровод подсоединяется электроклапан, соединенный с баллонами со сжатым воздухом и с выходом усилителя мощности, с входом которого связаны логический элемент НЕ (инвертор), нагрузкой которого служит светодиод, и логический элемент И, имеющий четыре входа. К первому и второму входам элемента И через регулируемые компараторы подсоединены штатные датчики температуры и давления масла двигателя, а к третьему и четвертому входам непосредственно датчики уровня масла и охлаждающей жидкости. Первый компаратор отрегулирован на температуру масла не ниже 10оС, а второй на давление масла не менее 2 кгс/см2. Параллельно датчикам к бортовой электрической сети танка подсоединено реле отключения маслозакачивающего насоса, отрегулированное на 1 мин работы МЗН.

На фиг. 1 показана схема предлагаемой системы.

На фиг. 1 обозначены: электроклапан 1, усилитель 2 мощности, логический элемент НЕ 3, светодиод 4, логический элемент И 5, регулируемые компараторы 6 и 7, датчик 8 температуры масла двигателя, датчик 9 давления масла, датчик 10 уровня масла, датчик 11 уровня охлаждающей жидкости, аккумуляторные батареи (АКБ) 12, выключатель 13 батарей (ВБ), реле 14 отключения МЗН, маслозакачивающий насос (МЗН) 15, баллоны 16 со сжатым воздухом, воздухораспределитель 17, клапаны 18 воздухопуска двигателя.

На фиг. 2 показана возможная схема соединения маслозакачивающего насоса с реле отключения МЗН. На фиг. 2 обозначены: АКБ 12, ВБ 13, реле 14 отключения МЗН, МЗН 15, кнопка 19 МЗН двигателя, постоянно замкнутые контакты 20 отключения МЗН.

В исходном состоянии (при включенном выключателе батарей 13 и неработающем маслозакачивающем насосе 15) обмотка тягового реле электроклапана 1 обесточена (так как на выходе логического элемента И 5 единичный сигнал не вырабатывается), воздушный канал от баллонов 16 к воздухораспределителю 17 перекрыт; на вход датчиков 8-11 подано напряжение бортовой электрической сети танка.

Система начинает работать при нажатии на кнопку 19 МЗН двигателя (фиг. 2), при этом запускаются маслозакачивающий насос 15 и реле 14 отключения. По истечении 1 мин МЗН автоматически отключается. При поступлении сигналов на входы логического элемента И 5 от датчиков 8, 9, 10 и 11 на выходе элемента И формируется единичный сигнал (по формуле 1х1х1х1=1), который через усилитель 2 подается на электроклапан 1, открывающий воздушный канал между баллонами 16 и воздухораспределителем 17. Сжатый воздух поступает в воздухораспределитель 17 и в соответствии с порядком работы цилиндров поступает через клапаны 18 воздухопуска в цилиндры двигателя; происходит пуск двигателя. При отпускании кнопки 19 электроклапан 1 перекрывает воздушный канал.

При отсутствии сигналов от датчиков 8-11 или хотя бы одного из них на выходе логического элемента И 5 формируется нулевой сигнал (по формулам, например, 0х0х0х0=0 или 1х0х1х1=0), который запускает логический элемент НЕ 3, связанный со светодиодом 4, светодиод "загорается" красным цветом. По этому сигналу механик-водитель выясняет причину незапуска двигателя, принимает меры к ее устранению и производит повторный пуск двигателя.

Для аварийного пуска двигателя сжатым воздухом в конструкции электроклапана 1 выполнен рычажок ручного включения электроклапана подобно тому, как это предусмотрено в конструкции электропневмоклапана ЭК-48.

Использование предлагаемой системы практически исключает возможность ускоренного износа элементов двигателя и их отказов, повышает надежность пуска двигателя сжатым воздухом и обеспечивает повышение долговечности и безаварийности танкового двигателя.

Наверх