способ получения крепежного соединения установочным винтом
Классы МПК: | F16B21/00 Средства для предотвращения осевых перемещений штырей, штифтов, валов и тп и охватывающих их деталей F16B39/22 стопорение в процессе завинчивания или затяжки |
Автор(ы): | Башкиров Виталий Андреевич, Маринов Тодор Цветкович, Перунов Сергей Иванович |
Патентообладатель(и): | Башкиров Виталий Андреевич, Маринов Тодор Цветкович, Перунов Сергей Иванович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-09-09 публикация патента:
27.04.1996 |
Использование: в области крепления сопряженных деталей, в частности крепления осей и насадных деталей на валах для осевой и радиальной фиксации, а также передачи крутящих моментов. Сущность изобретения: изготавливают врезной винт с резьбой по всей его длине. В охватывающей детали выполняют отверстие с резьбой под винт. В охватываемой детали выполняют гладкое отверстие. Диаметр гладкого отверстия больше внутреннего диаметра резьбы на винте и меньше наружного диаметра последнего. При ввинчивании винта стенки гладкого отверстия срезаают и сминают резьбу на винте, образуя фиксирующий конец. При повторной сборке сминаются и срезаются последующие витки резьбы. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КРЕПЕЖНОГО СОЕДИНЕНИЯ УСТАНОВОЧНЫМ ВИНТОМ, включающий изготовление врезного винта и фиксирующего конца на нем, операцию сверления в сопряженных деталях отверстий, выполнение резьбы в отверстии охватывающей детали и сборку соединения с образованием посадки с натягом в зоне сопряжения фиксирующего конца винта со стенками отверстия в охватываемой детали, отличающийся тем, что диаметр отверстия dотв в охватываемой детали выбирают из соотношенияdнар > dотв > dвн.,
где dнар наружный диаметр резьбы винта;
dвн. внутренний диаметр резьбы винта,
винт выполняют с резьбой по всей длине стержня, а фиксирующий конец винта образуют путем срезания и смятия резьбы стенками отверстия охватываемой детали в процессе сборки соединения.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области крепления сопряженных деталей, в частности крепления осей или насадных деталей на валах для осевой и радиальной фиксации, а также передачи крутящих моментов. Известен способ крепления сопряженных деталей штифтами [1]Недостатком такого соединения является нетехнологичность (требуется совместная обработка отверстия под штифт в соединяемых деталях, а также изготовление самого штифта), отсутствие затяжки соединения, невозможность многократной разработки, необходимость стопорения, а также необходимость сквозного отверстия, ослабляющего вал. Штифты неприемлемы для соединения закаленных деталей с твердостью, превышающей предел обрабатываемости режущим инструментом (более НRСэ ЗО). Известны способы крепления установочными винтами, которые подразделяются на:
1. Способ крепления нажимным винтом [2]
Недостатком данного соединения является ненадежность крепления, невозможность передачи крутящего момента. 2. Способ крепления врезным винтом с коническим фиксирующим хвостовиком [3]
Недостатком данного способа является необходимость получения конического отверстия и изготовления конического фиксирующего хвостовика. 3. Способ крепления врезным винтом с цилиндрическим фиксирующим концом [4] выбранный в качестве прототипа. Этот способ позволяет получить соединение достаточно прочным. Недостатком является необходимость операции развертывания отверстия и изготовления цилиндрического фиксирующего конца с целью получения посадки с натягом Н7/js 6, а также ослабление прочности при монтажно-демонтажных работах. Целью изобретения является получить простой способ крепления двух сопряженных деталей, позволяющий фиксировать положение одной детали относительно другой; обеспечить достаточную прочность соединения, позволяющую передавать крутящий момент; исключить совместную обработку или операцию развертывания отверстия; обеспечить возможность многократности и простоты сборки, разборки; исключить необходимость в сложном стопорении путем получения посадки с натягом на конце установочного винта, в результате срезания на нем резьбы отверстием в сопряженной детали. Это достигается тем, что в способе крепления установочным винтом двух сопрягаемых деталей фиксирующий конец образуется в результате сборки путем срезания и смятия резьбы винта отверстием сопряженной детали, образуя посадку с натягом. Отверстие в сопрягаемой детали, в зависимости от условий применения выполняется следующих размеров:
dнар > dотв > dвн, где dнар наружный диаметр резьбы винта;
dотв диаметр отверстия в охватываемой детали;
dвн внутренний диаметр резьбы винта. При затяжке установочного винта резьба его срезается и сминается отверстием в сопряженной детали (вал, ось), образуя таким образом фиксирующий конец винта, который входит в отверстие по посадке с натягом. При каждой следующей установке после разборки подминаются следующие витки резьбы, обеспечивая плотность соединения. На фиг. 1 изображен установочный винт до сборки; на фиг. 2 крепление сопряженных деталей установочным винтом. Крепежное соединение содержит вал (охватываемую деталь) 1, корпус (охватывающую деталь) 2 с резьбой, установочный винт 3. При затягивании винта в корпусе заходная фаска винта входит в отверстие, далее резьба срезается и сминается отверстием в валу. На конце установочного винта образуется фиксирующий конец на длине l, который образует с отверстием вала посадку с натягом. После разборки для обеспечения плотности и прочности соединения длина l увеличивается на 2-3 шага резьбы путем дополнительного вворачивания винта. Таким образом, данный способ получения крепежного соединения установочным винтом двух сопрягаемых деталей позволяет обеспечить надежность и простоту соединения, снизить трудоемкость изготовления и монтажа.
Класс F16B21/00 Средства для предотвращения осевых перемещений штырей, штифтов, валов и тп и охватывающих их деталей
Класс F16B39/22 стопорение в процессе завинчивания или затяжки
самостопорящаяся гайка - патент 2523985 (27.07.2014) | |
винт - патент 2381391 (10.02.2010) | |
способ изготовления болтового соединения - патент 2373437 (20.11.2009) | |
способ стопорения резьбового крепежного соединения - патент 2029144 (20.02.1995) |