устройство для спуска

Классы МПК:A62B1/14 с тормозами, скользящими по тросу 
Патентообладатель(и):Кашевник Борис Лазаревич
Приоритеты:
подача заявки:
1993-07-13
публикация патента:

Изобретение относится к оснащению бойцов пожарной охраны, спасательных и специальных служб и предназначено для быстрого управляемого спуска на более низкий уровень здания или сооружения. Задачей изобретения является повышение надежности устройства. Тормоз устройства выполнен в виде U-образной скобы, концы которой сведены к оси симметрии и связаны между собой округленным наконечником, с двумя поперечными валиками для охвата веревкой. Валики несут на концах фланцы для контактирования с опорой и связаны между собой наклонной перемычкой для разделения витков веревки. Количество витков на верхнем валике составляет не менее двух оборотов, а на нижнем - не менее одного. 1 з. п. ф-лы, 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

Формула изобретения

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА, содержащее веревку для крепления на опоре и тормоз, включающий U-образную скобу, концы которой сведены к оси симметрии и связаны между собой, с тормозным поперечным валиком для охвата веревкой, отличающееся тем, что оно снабжено дополнительно валиком, установленным в скобе параллельно первому, при этом валики несут на концах фланцы для контактирования с опорой и связаны между собой наклонной к ним перемычкой для разделения витков веревки, причем количество последних на верхнем валике составляет не менее двух оборотов, а на нижнем не менее одного оборота.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что скоба выполнена из прутка, а ее концы соединены между собой скругленным наконечником.

Описание изобретения к патенту

Изобретение касается средств оснащения бойцов пожарной охраны, а также спасательных и специальных служб и предназначено для быстрого управляемого спуска на более низкий уровень здания или сооружения при необходимости срочного самоспасения.

Устройства для спуска по гибкому элементу известны. В частности, они широко используются в альпинизме, например устройства по авт. св. NN 1353448, 961715, 1205900.

За прототип принято устройство для спуска, содержащее веревку для прикрепления на опоре и тормоз, включающий образную скобу, концы которой сведены к оси симметрии и связаны между собой, с тормозным поперечным валиком для охвата веревкой (см. патент США N 1351734, 1920).

Недостатками прототипа являются относительно большие размеры и вес, сложность эксплуатации при экстремальных условиях (например при пожаре) в связи с необходимостью закладки гибкого элемента в тормоз непосредственно перед началом спуска, трудность пропускания веревок через валики в начальный момент спуска вследствие возможности прижатия заправленной в тормоз веревки к элементам здания, что может привести к защемлению веревки в устройстве, горизонтально лежащем на подоконнике.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков прототипа, а именно уменьшение веса и габаритов, упрощение эксплуатации и повышение надежности.

Это достигается за счет того, что тормоз устройства имеет два валика, которые снабжены концевыми фланцами и связаны между собой введенной в устройство наклонной перемычкой разделителем витков, скоба выполнена симметричной, ее концы сведены к оси симметрии и соединены скругленными наконечниками, а гибкий элемент, являющийся неотъемной частью устройства, охватывает верхний валик по меньшей мере на 2 оборота и нижний валик по меньшей мере на один оборот. Компоновка и работа устройства поясняются чертежами, где на фиг. 1 представлено устройство во время спуска, общий вид; на фиг. 2 тормоз устройства; на фиг. 3 сечение по А-А на фиг. 2; на фиг. 4 сечение по Б-Б фиг. 2; на фиг. 5 тормоз с заправленным гибким элементом; на фиг. 6 модификация заправки гибкого элемента в тормоз; на фиг. 7 закладка гибкого элемента для остановки (фиксация). Гибкий элемент 1, преимущественно в виде шнура сквозного плетения диаметром 6-7 мм из арамидного волокна с шагом плетения 10-13 мм, масса 1 пог.м. 18-20 г, с разрывным усилием не менее 1000 кгс, на верхнем конце снабжен местной защитной оплеткой 2 на длине 1 1,5 м; верхний конец шнура предназначен для закрепления, например завязывания узлом, на неподвижном элементе 3, связанном жестко со зданием 4. Нижний конец гибкого элемента может быть пришит к дну чехла 5.

Гибкий элемент заправлен (фиг. 2) в тормоз 6, состоящий из U-образной скобы 7 из прутка круглого сечения, на которую насажены валики 8 и 9 с фланцами 10 на концах. Валики 8 и 9 соединены между собой наклонной перемычкой разделителем витков гибкого элемента 11. Диаметры валиков заданы равными 1,6 2,0 d, расстояние в свету между валиками 8 и 9 1,9 2,1 d и между ветвями скобы 7 3,8 4,1 d, где d диаметр гибкого элемента (шнура). Верхние концы 12 скобы 7 сведены к оси симметрии скобы и соединены скругленным наконечником 13, например в виде шарика с одной или двумя лысками, и зафиксированы в шарике, например, штифтом 14. Нижнее ушко тормоза, образованное скобой 7 и валиком 9, соединено с телом спускающегося посредством петли 15, изготовленной из высокопрочного материала (фиг. 5) или карабина, присоединенных к обвязке, или, например, к поясу спасателя 16.

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии элементы 1 и 2 (частично) и 6 уложены в чехол 5; петля 15 пристегнута к поясу 16; возможно также присоединение тормоза к спускающемуся посредством карабина. Перед спуском верхний конец гибкого элемента 1, защищенный оплеткой 2, привязывают к опоре 3, например к трубе или батарее отопления. Оплетка 2 из теплостойкого волокна защищает элемент 1 от возможного воздействия нагрева и компенсирует снижение прочности от завязывания узла и соприкосновения с кромками здания. Далее спускающийся сбрасывает в проем здания 4 свободный конец гибкого элемента 1 вместе с чехлом 5, выходит через проем (окно) наружу и спускается, притормаживая свободный конец шнура 1 рукой в рукавице 17; усилие торможения спуска благодаря по меньшей мере трехкратному огибанию валиков 8 и 9 элементом 1 может превышать в 50-100 раз усилие торможения, создаваемое рукой 18. При заправке элемента 1 в тормоз 6, направление огибания валиков 8 и 9 элементом 1 может быть одинаковым (фиг. 5) или противоположным (фиг. 6).

Перемычка-разделитель 11 направляет и разделяет витки гибкого элемента, предотвращая наслаивание витков друг на друга и последующее заклинивание тормоза. Фланцы 10 выполняют две функции: фиксируют расстояние между валиками 8 и 9 и в случае прижатия тормоза к горизонтальной поверхности здания (например на подоконнике) предотвращают зажатие шнура между валиком и подоконником.

При необходимости остановить спуск свободный конец гибкого элемента 1 закладывают для фиксации между верхней натянутой ветвью и скобой 7 под скругленный наконечник 13 (см. фиг. 7).

Устройство, заправленное арамидным шнуром диаметром 6 мм и длиной 12 м имеет габаритные размеры в чехле (диаметр, высота) 85 х 150 мм, массу 400 г. Кроме представленных и описанных примеров осуществления изобретения специалистам очевидна возможность модификаций, например замены чехла 5 укладкой непосредственно в карман одежды пожарного.

Изобретение является неразделимым комплектом, содержащим гибкий элемент (шнур 1), тормоз 6 и элемент крепления к корпусу спускающегося, с описанными выше параметрами, сочетание которых обеспечивает достижение поставленной цели.

Класс A62B1/14 с тормозами, скользящими по тросу 

устройство для гравитационного спуска людей -  патент 2452537 (10.06.2012)
спасательное устройство -  патент 2440166 (20.01.2012)
лестница для эвакуации людей из помещений многоэтажных зданий и сооружений -  патент 2429892 (27.09.2011)
тормозной механизм для каната и троса "антипаник" -  патент 2422175 (27.06.2011)
устройство для спуска людей из зданий и сооружений при пожарах и других чрезвычайных ситуациях -  патент 2416440 (20.04.2011)
индивидуальное спасательное рычажное устройство -  патент 2415685 (10.04.2011)
аппарат устанавливаемой грузоподъемности для экстренного спуска человека по канату -  патент 2414940 (27.03.2011)
устройство для спуска людей из зданий и сооружений при пожарах и других чрезвычайных ситуациях -  патент 2414939 (27.03.2011)
устройство для спасения людей -  патент 2412730 (27.02.2011)
спасательное устройство для спуска людей -  патент 2342176 (27.12.2008)
Наверх