колесо транспортного средства повышенной проходимости
Классы МПК: | B60B9/04 листовых |
Автор(ы): | Козлов О.Е. |
Патентообладатель(и): | Научно-производственное объединение им.С.А.Лавочкина |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-03-23 публикация патента:
10.05.1996 |
Изобретение относится к транспортным средствам повышенной проходимости, обеспечивает эффективное передвижение мобильных роботов и планетоходов по сложному рельефу местности и слабонесущим грунтам. Повышенная надежность работы колеса достигается за счет использования плоских дугообразных упругих спиц 2, 3, расположенных между гибким ободом 4 и ступицей 1 в виде параллельных рядов четного числа. На внешней поверхности обода 4 колеса расположены грунтозацепы 6. Изогнутые плоскости колеса, ряды спиц 2, 3 закреплены на ободе 4 жестко со смещением относительно друг друга и грунтозацепов 5, 6 в шахматном порядке, что снижает динамические нагрузки на колесо, улучшает тяговые характеристики колеса. Места крепления спиц 2, 3 к ободу 4 и ступице 1 расположены на одном радиусе, что обеспечивает симметричное нагружение спиц 2, 3. 2 з. п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ, содержащее ступицу, упругий обод, закрепленные на его внешней поверхности грунтозацепы и расположенные между ободом и ступицей пластинчатые дугообразные упругие спицы, изогнутые в плоскости продольного сечения колеса и жестко закрепленные на ступице, отличающееся тем, что спицы и грунтозацепы расположены в виде четного числа параллельных рядов, при этом угол между касательными к ободу и к каждой спице в точке их пересечения составляет 35 45o, ряды спиц закреплены на ободе жестко со смещением относительно друг друга и грунтозацепов в шахматном порядке с размещением мест крепления к ступице и ободу на одном радиусе. 2. Колесо по п.1, отличающееся тем, что спицы и обод выполнены из одного материала, а отношение толщины обода к толщине спицы составляет 0,6 1,25. 3. Колесо по п. 1, отличающееся тем, что спицы смежных рядов изогнуты одна навстречу другой.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройству колес для транспортных средств повышенной проходимости, и может использоваться в конструкции мобильных роботов, планетоходов и других транспортных средствах для передвижения по сложному пересеченному рельефу местности на грунтах с пониженной несущей способностью по Земле и поверхности других планет Солнечной системы. К устройству колес этого назначения предъявляется ряд требований, связанных как с характеристиками грунтов, по которым передвигается транспортное средство, так и проектными параметрами самого транспортного средства космического назначения. Важнейшими из них является высокая надежность работы в условиях сложного рельефа местности и при передвижении по грунтам со слабой несущей способностью, компактность, относительно небольшая масса. В ряде технических решений, относящихся к концу 19 началу 20 века (патенты Германии N 136458, N 71139, кл. 63d-28), в конструкции колеса использованы дугообразные спицы, выполненные из проволоки круглого сечения, и обод типа резиновой шины. Слабые упругие свойства системы обод шина обуславливают невысокую несущую способность колес этого типа на слабых грунтах, то есть невысокую их надежность работы в аппаратах типа планетоходов. Большая надежность работы колеса обеспечивается в технических решениях, в которых система спиц выполнена в виде многожильного металлического троса (авт.св. N 981019, кл. В 60 В 9/00), арочных дугообразных пружин, выгнутых в плоскости, перпендикулярной плоскости колеса (авт.св. N 906728, кл. В 60 В 1/00), системы переплетенных упругих ленточных спиц, плоскости которых выгнуты в плоскости, перпендикулярной плоскости колеса (пат. Германии N 732326, кл. 63 d 15), либо комбинации упругих арочных пружин, выгнутых в плоскости, перпендикулярной плоскости колеса и системы спиц из проволоки (авт.св. N 416265, кл. В 60 В 1/00). Общим недостатком этих технических решений является большая упругость колеса в направлении, перпендикулярном плоскости колеса, (вдоль его оси) при большой жесткости колеса в плоскости колеса, что обуславливает невысокую надежность конструкций колес этого типа при движении по пересеченной местности, по склонам и на поворотах. Велики массы и габариты колес таких конструкций. Эти недостатки частично устраняются в устройстве колеса (патент США N 3182705, кл. 152-12), которое имеет наибольшее количество сходных признаков с заявленным техническим решением и выбрано в качестве прототипа. Это колесо содержит ступицу, упругий обод и расположенные между ними пластинчатые дугообразные упругие спицы, изогнутые в плоскости продольного сечения колеса и жестко закрепленные на ступице. На внешней поверхности обода закреплены грунтозацепы. При движении по слабым грунтам за счет упругости комбинации спиц и обода в продольной плоскости колеса колесо деформируется, при этом увеличивается площадь контакта с грунтом. За счет этого улучшаются тяговые характеристики колеса. Недостатком данной конструкции колеса является его недостаточно высокая надежность при движении транспортного средства по сложному рельефу местности и по слабым грунтам. Это объясняется рядом факторов. Так колесо имеет различные тяговые характеристики при движении вперед и назад: несимметричность конструкции спиц относительно оси обуславливает различную его жесткость при движении вперед и назад. Это ведет к тому, что возможна ситуация, когда планетоход с таким колесом, двигаясь вперед по грунту с низкими несущими свойствами (при этом жесткость колеса при движении вперед мала), при встрече с непреодолимым препятствием не может двигаться назад: при попытке движения назад жесткость колеса резко возрастает и слабый грунт, проходимый при движении вперед, становится для планетохода непреодолимым препятствием. При движении планетохода по песчаным грунтам, грунтам с мелкими камнями, что характерно, например, для марсианского и лунного рельефа, возможна такая ситуация, когда мелкие частицы грунта будут накапливаться в узкой пазухе между спицей и ободом. За счет клинового эффекта, который обусловлен тем, что спица подходит к ободу по касательной, грунт в этом месте будет уплотняться, что в конечном итоге приведет к деформации спицы и отрыву спицы от обода и разрушению колеса. Использование колеса такого типа для транспортных средств повышенной массы ведет к усугублению этих недостатков. Технической задачей, решаемой данным изобретением, является повышение надежности работы колеса в условиях массовых и габаритных ограничений, предъявляемых к колесам транспортных средств космического назначения. Для решения этой задачи колесо транспортного средства повышенной проходимости, так же как и прототип, содержит ступицу, упругий обод, на внешней поверхности которого закреплены грунтозацепы, пластинчатые дугообразные спицы, изогнутые в плоскости продольного сечения колеса, жестко закрепленные на ступице и размещенные между ободом и ступицей. В отличие от прототипа спицы расположены в виде четного числа параллельных рядов, при этом спицы смежных рядов изогнуты навстречу друг другу, смещены относительно друг друга в шахматном порядке и жестко закреплены на ступице. Угол между касательными к ободу и спице составляет при этом 35-45о, места крепления спиц на ободе и ступице расположены на одном радиусе. Грунтозацепы расположены на ободе в виде параллельных рядов и смещены относительно друг друга и спиц в шахматном порядке. Спицы, обод и ступица выполнены из одного материала, а толщина спиц и обода выбраны из соотношения

















Радиус гиба спицы составляет
R (0,6 0,8)(Dоб dсп)/2, где Dоб диаметр обода, dсп диаметр спицы. Распределенная жесткость (Ск) при этом выражается соотношением
Ск К N Eсп





Dоб диаметр обода колеса,
N число спиц,
К эмпирический коэффициент, его значение лежит в пределах от 2


