Использование: судостроение. Сущность: грунтоотвозная шаланда содержит грузовое помещение 1, в котором по вертикальным направляющим, расположенным на его поперечных переборках, посредством гидропривода перемещается затвор 4 в виде вертикальной шахты коробчатого сечения, сопрягаемой с кромками окна 5, которое выполнено по всей длине грузового помещения в его днище. Для равномерной загрузки грузового помещения грунтом над затвором 4 установлен рассекатель 6, а для гравитационного выпуска грунта предусмотрены наклонные борта 7. 4 ил.
ГРУНТООТВОЗНАЯ ШАЛАНДА, содержащая водоизмещающий корпус с грузовым помещением, ограниченным носовой и кормовой поперечными переборками, а также днищевый затвор для выпуска грунта, имеющий гидропривод, отличающийся тем, что упомянутый затвор выполнен в виде вертикальной коробчатой шахты, имеющей высоту, соответствующую высоте грузового помещения, и установленной с возможностью вертикального перемещения по выполненным на носовой и кормовой поперечных переборках направляющих.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению и предназначено для загрузки, транспортировки и разгрузки донного грунта на подводные земляные отвалы или для засыпки траншей трубопроводов, проложенных по дну акватории. Известна грунтоотвозная шаланда, содержащая водоизмещающий корпус с грузовым помещением, ограниченным переборками, а также днищевый затвор для выпуска грунта, имеющий гидропривод (авт.свид.СССР N 1505837, кл. В 63 В 35/30, 1989). Недостатком указанной шаланды является загрязнение поверхностного слоя воды в процессе одновременной разгрузки из нее большой массы грунта, что оказывает отрицательное воздействие на фауну в данном районе. Техническим результатом изобретения является обеспечение экологических требований при эксплуатации шаланды. Технический результат достигается тем, что днищевый затвор выполнен в виде вертикальной коробчатой шахты, имеющей высоту, соответствующую высоте грузового помещения, и установленной с возможностью вертикального перемещения по выполненным на носовой и кормовой поперечных переборках направляющим. На фиг. 1 изображена конструктивная схема шаланды (вид сбоку и сверху); на фиг.2 сечение А-А на фиг.1 по грузовому трюму; на фиг.3 опущенное положение шахты при выгрузке грунта в придонное пространство; на фиг.4 поднятое положение шахты при выгрузке грунта на мелководье. Корпус шаланды имеет грузовое помещение 1, в котором по вертикальным направляющим 2, расположенным на его поперечных переборках в носовой и кормовой частях, посредством гидропривода 3 перемещается затвор 4 в виде вертикальной шахты коробчатого сечения, сопрягаемый с кромками окна 5, которое выполнено по всей длине грузового помещения в его днище. Для равномерной загрузки грузового помещения грунтом над затвором 4 установлен рассекатель 6, а для гравитационного выпуска грунта предусмотрены наклонные борта 7. Погрузка шаланды производится при положении затвора 4 в верхнем положении, при этом выходное отверстие в днище перекрыто (фиг.2). В районе разгрузки грунта гидроприводом 3 опускают затвор 4 в нижнее положение, при этом грунт из грузового помещения 1 шаланды по наклонным бортам 7 сгружается на дно, не загрязняя верхние слои воды (фиг.3). В тех случаях, когда глубина водоема в районе разгрузки не позволяет опустить затвор 4 в нижнее положение, его приподнимают гидроприводом 3 над отверстием днища шаланды, открывая выход грунту, минуя затвор 4 (фиг.4).