способ переработки нефтяных фракций

Классы МПК:C10G69/02 только из нескольких последовательных ступеней
C10G45/02 для удаления гетероатомов без изменения скелета подвергаемого обработке углеводорода и без крекинга на нижекипящие углеводороды; гидродоочистка
Автор(ы):, , , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество "Ачинский нефтеперерабатывающий завод"
Приоритеты:
подача заявки:
1993-04-05
публикация патента:

Использование: в нефтехимии. Сущность изобретения: дизельные фракции совместно со смесью бензина и легкого газойля коксования подвергают гидроочистке и стабилизации. Боковой погон колонны стабилизации после отпарки легких фракций используют в качестве компонента дизельных фракций. Легкие фракции эжектируют в колонну стабилизации. 1 з. п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

1. СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ ФРАКЦИЙ путем подачи дизельных фракций на гидроочистку, направления полученного гидрогенизата на стабилизацию в ректификационную колонну с выводом с верха колонны газа и бензиновой фракции, с низа колонны стабильного дизельного топлива, отличающийся тем, что на гидроочистку подают дополнительно смесь бензина и легкого газойля коксования, из ректификационной колонны выводят боковой погон, который после отпарки легких фракций используют в качестве компонента дизельных фракций.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что отпаренные из бокового погона легкие фракции эжектируют гидрогенизатом, направляемым в ректификационную колонну.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к химической, нефтехимической промышленности, конкретно к способам переработки нефтяных фракций.

Известен способ переработки нефтяных фракций путем гидроочистки дизельных фракций, предусматривающий ввод нестабильного гидрогенизата в ректификационную колонну для отпарки газа и бензиновой фракции из гидроочищенного дизельного топлива.

Прототипом изобретения является способ переработки нефтяных фракций путем подачи дизельных фракций на гидроочистку, направления полученного гидрогенизата на стабилизацию в ректификационную колонну с выводом с верха колонны газа и бензиновой фракции, с низа колонны стабильного дизельного топлива. При таком способе наблюдается недостаточно высокая выработка дизельных фракций и невозможно получать наряду с дизельным топливом утяжеленного фракционного состава легкий компонент дизельных фракций. Бензин и легкий газойль коксования имеют повышенное содержание непредельных углеводородов и серы. Наиболее рациональный путь их использования гидроочистка, после чего газойль можно использовать в качестве дизельного топлива, а бензин в качестве сырья установки каталитического риформинга.

Целью изобретения являются увеличение выработки бензина и дизельных фракций и получение легкого компонента дизельных фракций.

Поставленная цель достигается тем, что в способе переработки нефтяных фракций путем подачи дизельных фракций на гидроочистку, направления полученного гидрогенизата настабилизацию в ректификационную колонну с выводом с верха колонны газа и бензиновой фракции, с низа колонны стабильного дизельного топлива, согласно изобретению на гидроочистку подают дополнительно смесь бензина и легкого газойля коксования, из ректификационной колонны выводят боковой погон, который после отпарки легких фракций используют в качестве компонента дизельных фракций, причем целесообразно отпаренные из бокового погона легкие фракции эжектировать гидрогенизатом, направляемым в ректификационную колонну.

Отличием изобретения является то, что на гидроочистку подают дополнительно смесь бензина и легкого газойля коксования, из ректификационной колонны выводят боковой погон, который после отпарки легких фракций используют в качестве компонента дизельных фракций, причем целесообразно отпаренные из бокового погона легкие фракции эжектировать гидрогенизатом, направляемым в ректификационную колонну.

В отличие от известных в науке и технике способов предлагаемый способ за счет переработки на установке гидроочистки дополнительно смеси бензина и легкого газойля коксования и вывода из ректификационной колонны стабилизации гидрогенизата бокового погона позволяет увеличить выработку бензина и дизельных фракций без установки дополнительной ректификационной колонны для разделения стабильного дизельного топлива на легкую и тяжелую фракции.

На чертеже представлена схема, иллюстрирующая способ переработки нефтяных фракций.

Исходное сырье нестабильный гидрогенизат после обработки смеси дизельных фракций (линия 1) с бензином и легким газойлем коксования (линия 2) на блоке гидроочистки 3 вводят по линии 4 в ректификационную колонну стабилизации гидрогенизата 5. С верха колонны 5 по линии 6 выводят пар, который после конденсации и охлаждения в конденсаторе-холодильнике 7 направляют по линии 8 в емкость орошения 9. С верха емкости 9 по линии 10 выводят неконденсируемый газ, а с низа бензин, часть которого возвращают по линии 11 на орошение колонны 5, а балансовый избыток выводят по линии 12. В низ колонны 5 по линии 13 вводят паровое орошение. Из колонны 5 в качестве остатка по линии 14 выводят стабильное дизельное топливо утяжеленного фракционного состава. Из укрепляющей секции колонны 5 по линии 15 выводят боковой погон, который после отпарки из него легких фракций в отпарной секции 16 отводят по линии 17 в качестве легкого компонента дизельных фракций. В низ отпарной секции 16 по линии 18 вводят паровое орошение. Отпаренные из бокового погона легкие фракции по линии 19 возвращают в колонну. Причем целесообразно их направлять по линии 20 на эжектирование потоком сырья, вводимым в колонну 5.

Изобретение иллюстрируется следующими примерами.

Были проведены расчеты по предлагаемому способу и прототипу. В ректификационной колонне стабилизации гидрогенизата установлено 25 двухсливных, в отпарной секции 10 односливных клапанных тарелок. Диаметр колонны 2,6 м; для давление верха колонны 0,57 МПа. Массо- и теплообменный коэффициент полезного действия тарелок укрепляющей секции принят равным 0,60, отгонной и отпарной секций 0,50, что соответствует коэффициенту полезного действия относительно теоретической тарелки 0,45 и 0,35 соответственно.

П р и м е р 1 (по предлагаемому способу). Загрузка блока гидроочистки 176 т/ч, в том числе 69% прямогонного дизельного топлива, 6,5% бензина и 13,9% легкого газойля коксования, остальное циркулирующий водородсодержащий газ с содержанием водорода более 85 мас. Температура на входе в реактор 355оС, давление 3,5 МПа, перепад давления в реакторе 0,12 МПа. Как указывалось ранее, бензин и легкий газойль коксования имеют повышенное по сравнению с прямогонными продуктами содержание нежелательных непредельных и сернистых соединений.

В связи с этим гидроочистка прямогонного дизельного топлива в смеси с бензином и легким газойлем коксования, превышающими по расходу 7 и 15% на загрузку блока, несмотря на увеличение выработки целевых гидроочищенных продуктов связана с перегрузкой колонны стабилизации и трудностью обеспечения требуемого обессеривания одновременно и бензиновых и дизельных фракций, требующих разной степени обессеривания.

Нестабильный гидрогенизат после гидроочистки смеси дизельных фракций с бензином и легким газойлем коксования с температурой 320оС в количестве 157,6 т/ч вводят в ректификационную колонну между 15 и 16 (счет с низа) тарелками. Пары с верха колонны конденсируют и охлаждают до 40оС. С верха емкости орошения отводят неконденсируемый газ в количестве 5,62 т/ч. Часть бензина в количестве 51,37 т/ч возвращают на верх колонны в качестве орошения, а 5 т/ч бензина отводят с установки. В низ колонны и отпарной секции в количестве 0,5 и 0,3 т/ч соответственно с температурой 30оС вводят водородсодержащий газ. Из колонны в качестве остатка выводят 109,74 т/ч стабильного дизельного топлива утяжеленного фракционного состава (тяжелое дизельное топливо). С 21 (счет с низа) тарелки колонны выводят боковой погон и после отпарки из него легких фракций в отпарной секции отводят в количестве 38 т/ч в качестве легкого компонента дизельных фракций (легкого дизельного топлива). Отпаренные из бокового погона легкие фракции в количестве 11,44 т/ч возвращают под 21 тарелку колонны.

Основные режимные параметры работы колонны стабилизации гидрогенизата по примеру 1 представлены в табл. 1, фракционный состав сырья нестабильного гидрогенизата и продуктов разделения колонны в табл.2.

П р и м е р 2 (по предлагаемому способу). Процесс проводят в условиях примера 1, только отпаренные из бокового погона легкие фракции в количестве 13,48 т/ч эжектируют потоком гидрогенизата вводимым в ректификационную колонну. Основные режимные параметры работы колонны по примеру 2 представлены в табл.1, фракционный состав продуктов разделения в табл.3.

П р и м е р 3 (по прототипу). Процесс проводят в условиях примера 1 за исключением подачи на установку гидроочистки дополнительно смеси бензина и легкого газойля коксования и вывода с 21 (счет с низа) тарелки колонны бокового погона. Сырье подают между 20 и 21 (счет с низа) тарелками.

Основные режимные параметры работы колонны по примеру 3 представлены в табл.1, фракционный состав продуктов разделения в табл.4.

Из представленных данных следует, что в примере 1 по сравнению с примером 3 расход сырья колонны увеличивается со 121,5 до 157,6 т/ч. Вывод бокового погона из колонны и отпарка из него легких фракций позволяет получать 38 т/ч легкого дизельного топлива с содержанием сероводорода 1,1способ переработки нефтяных фракций, патент № 205968810-4 и фр. н. к. 120оС 0,85 мас. При этом расход тяжелого дизельного топлива составляет 109,74 т/ч, содержание в нем сероводорода уменьшается с 2,2способ переработки нефтяных фракций, патент № 205968810-4 по 6,06способ переработки нефтяных фракций, патент № 205968810-6 мас. Общая выработка стабильного дизельного топлива возрастает с 118,29 до 147,74 т/ч, т. е. на 24,9% Пример 1 по сравнению с примером 3 позволяет получать с верха колонны 5,0 т/ч бензина вместо 2,3 т/ч, при этом содержание в нем фр. 180оС, к. к. снижается с 37,98 до 9,14% Увеличение расхода газа с 1,26 до 5,66 т/ч связано с более высоким содержанием сероводорода и легких газовых компонентов в гидрогенизате, что объясняется подачей на блок гидроочистки дополнительно бензина и легкого газойля коксования.

Таким образом, предлагаемый способ по сравнению с прототипом позволяет увеличить выработку бензина с 2,3 до 5 т/ч, дизельных фракций с 118,29 до 147,74 т/ч и получить 38 т/ч легкого компонента дизельных фракций.

Из представленных данных следует, что пример 2 по сравнению с примером 3 характеризуется такими же преимуществами, что и пример 1. Кроме того, по сравнению с примером 1 он позволяет за счет контакта с сырьем паров с верха отпарной секции осуществить предварительную частичную отпарку сероводорода из жидкой фазы сырья и снизить давление в отпарной секции, что в свою очередь приводит к снижению содержания сероводорода в легком и тяжелом дизельном топливе с 1,1способ переработки нефтяных фракций, патент № 205968810-4 до 9,57способ переработки нефтяных фракций, патент № 205968810-5 и с 6,06способ переработки нефтяных фракций, патент № 205968810-6 до 3,81способ переработки нефтяных фракций, патент № 205968810-6 соответственно.

Увеличение выработки бензина и дизельных фракций и получение легкого компонента дизельных фракций делают целесообразным использование способа переработки нефтяных фракций при переработке нефтяных фракций путем подачи на установку гидроочистки дополнительно смеси бензина и легкого газойля коксования, вывода из ректификационной колонны бокового погона, отпарки из него легких фракций для получения компонента дизельных фракций.

Например, организация работы секции гидроочистки дизельных фракций только одной установки ЛК-6У по предлагаемому способу позволяет получать до 304 тыс. т/год легкого компонента дизельных фракций и 30 тыс. т/год бензина.

Класс C10G69/02 только из нескольких последовательных ступеней

обработка посредством гидроочистки и депарафинизации для улучшения температуры замерзания топлива для реактивных двигателей -  патент 2513992 (27.04.2014)
способ гидрообработки в кислой среде для производства базовых смазочных масел -  патент 2513105 (20.04.2014)
способ получения олефиновых мономеров из биологических масел -  патент 2493141 (20.09.2013)
способ получения средних дистиллятов гидроизомеризацией и гидрокрекингом тяжелой фракции, выделяемой из смеси, получаемой синтезом фишера-тропша -  патент 2469069 (10.12.2012)
способ гидрирования олефинов и кислородсодержащих соединений в составе синтетических жидких углеводородов, полученных по методу фишера-тропша, и катализатор для его осуществления -  патент 2446136 (27.03.2012)
способ получения средних дистиллятов гидроизомеризацией и гидрокрекингом сырья, поступающего с процесса фишера-тропша, использующий многофункциональный защитный слой -  патент 2419650 (27.05.2011)
способ десульфуризации углеводородов -  патент 2402594 (27.10.2010)
последовательность процессов гидроконверсии и конверсии с водяным паром с целью оптимизации получения водорода на разрабатываемых месторождениях -  патент 2395562 (27.07.2010)
способ изомеризации исходного сырья, содержащего бензол, и установка для его осуществления -  патент 2374216 (27.11.2009)
способ снижения содержания бензола в бензиновых фракциях -  патент 2322478 (20.04.2008)

Класс C10G45/02 для удаления гетероатомов без изменения скелета подвергаемого обработке углеводорода и без крекинга на нижекипящие углеводороды; гидродоочистка

способ гидроконверсии углеводородного сырья -  патент 2518103 (10.06.2014)
способ гидрокрекинга с использованием реакторов периодического действия и сырья, содержащего 200 м.д.масс.-2% масс. асфальтенов -  патент 2509798 (20.03.2014)
способ гидрообработки в кислой среде для производства дизельного топлива -  патент 2509142 (10.03.2014)
реактор для гидропереработки углеводородного сырья -  патент 2495910 (20.10.2013)
способ и катализатор гидропереработки -  патент 2495082 (10.10.2013)
способ получения зимнего дизельного топлива евро -  патент 2464299 (20.10.2012)
способ получения зимнего дизельного топлива -  патент 2455342 (10.07.2012)
способ демеркаптанизации керосиновых фракций -  патент 2436838 (20.12.2011)
процесс гидрогенизации парафина и процесс получения топливной основы -  патент 2425092 (27.07.2011)
система управления, способ и устройство для непрерывной жидкофазной гидропереработки -  патент 2411285 (10.02.2011)
Наверх