способ переработки нефтяных фракций
Классы МПК: | C10G69/02 только из нескольких последовательных ступеней C10G45/02 для удаления гетероатомов без изменения скелета подвергаемого обработке углеводорода и без крекинга на нижекипящие углеводороды; гидродоочистка |
Автор(ы): | Сидоров Г.М., Деменков В.Н., Кондратьев А.А., Баланич А.А., Демьяненко Е.А., Карибов А.К., Бирюков Ф.И., Оразсахатов К.С., Зорькин А.М., Грасюков И.И., Шиверский К.В. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество "Ачинский нефтеперерабатывающий завод" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-04-05 публикация патента:
10.05.1996 |
Использование: в нефтехимии. Сущность изобретения: дизельные фракции совместно со смесью бензина и легкого газойля коксования подвергают гидроочистке и стабилизации. Боковой погон колонны стабилизации после отпарки легких фракций используют в качестве компонента дизельных фракций. Легкие фракции эжектируют в колонну стабилизации. 1 з. п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
1. СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ ФРАКЦИЙ путем подачи дизельных фракций на гидроочистку, направления полученного гидрогенизата на стабилизацию в ректификационную колонну с выводом с верха колонны газа и бензиновой фракции, с низа колонны стабильного дизельного топлива, отличающийся тем, что на гидроочистку подают дополнительно смесь бензина и легкого газойля коксования, из ректификационной колонны выводят боковой погон, который после отпарки легких фракций используют в качестве компонента дизельных фракций. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что отпаренные из бокового погона легкие фракции эжектируют гидрогенизатом, направляемым в ректификационную колонну.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к химической, нефтехимической промышленности, конкретно к способам переработки нефтяных фракций. Известен способ переработки нефтяных фракций путем гидроочистки дизельных фракций, предусматривающий ввод нестабильного гидрогенизата в ректификационную колонну для отпарки газа и бензиновой фракции из гидроочищенного дизельного топлива. Прототипом изобретения является способ переработки нефтяных фракций путем подачи дизельных фракций на гидроочистку, направления полученного гидрогенизата на стабилизацию в ректификационную колонну с выводом с верха колонны газа и бензиновой фракции, с низа колонны стабильного дизельного топлива. При таком способе наблюдается недостаточно высокая выработка дизельных фракций и невозможно получать наряду с дизельным топливом утяжеленного фракционного состава легкий компонент дизельных фракций. Бензин и легкий газойль коксования имеют повышенное содержание непредельных углеводородов и серы. Наиболее рациональный путь их использования гидроочистка, после чего газойль можно использовать в качестве дизельного топлива, а бензин в качестве сырья установки каталитического риформинга. Целью изобретения являются увеличение выработки бензина и дизельных фракций и получение легкого компонента дизельных фракций. Поставленная цель достигается тем, что в способе переработки нефтяных фракций путем подачи дизельных фракций на гидроочистку, направления полученного гидрогенизата настабилизацию в ректификационную колонну с выводом с верха колонны газа и бензиновой фракции, с низа колонны стабильного дизельного топлива, согласно изобретению на гидроочистку подают дополнительно смесь бензина и легкого газойля коксования, из ректификационной колонны выводят боковой погон, который после отпарки легких фракций используют в качестве компонента дизельных фракций, причем целесообразно отпаренные из бокового погона легкие фракции эжектировать гидрогенизатом, направляемым в ректификационную колонну. Отличием изобретения является то, что на гидроочистку подают дополнительно смесь бензина и легкого газойля коксования, из ректификационной колонны выводят боковой погон, который после отпарки легких фракций используют в качестве компонента дизельных фракций, причем целесообразно отпаренные из бокового погона легкие фракции эжектировать гидрогенизатом, направляемым в ректификационную колонну. В отличие от известных в науке и технике способов предлагаемый способ за счет переработки на установке гидроочистки дополнительно смеси бензина и легкого газойля коксования и вывода из ректификационной колонны стабилизации гидрогенизата бокового погона позволяет увеличить выработку бензина и дизельных фракций без установки дополнительной ректификационной колонны для разделения стабильного дизельного топлива на легкую и тяжелую фракции. На чертеже представлена схема, иллюстрирующая способ переработки нефтяных фракций. Исходное сырье нестабильный гидрогенизат после обработки смеси дизельных фракций (линия 1) с бензином и легким газойлем коксования (линия 2) на блоке гидроочистки 3 вводят по линии 4 в ректификационную колонну стабилизации гидрогенизата 5. С верха колонны 5 по линии 6 выводят пар, который после конденсации и охлаждения в конденсаторе-холодильнике 7 направляют по линии 8 в емкость орошения 9. С верха емкости 9 по линии 10 выводят неконденсируемый газ, а с низа бензин, часть которого возвращают по линии 11 на орошение колонны 5, а балансовый избыток выводят по линии 12. В низ колонны 5 по линии 13 вводят паровое орошение. Из колонны 5 в качестве остатка по линии 14 выводят стабильное дизельное топливо утяжеленного фракционного состава. Из укрепляющей секции колонны 5 по линии 15 выводят боковой погон, который после отпарки из него легких фракций в отпарной секции 16 отводят по линии 17 в качестве легкого компонента дизельных фракций. В низ отпарной секции 16 по линии 18 вводят паровое орошение. Отпаренные из бокового погона легкие фракции по линии 19 возвращают в колонну. Причем целесообразно их направлять по линии 20 на эжектирование потоком сырья, вводимым в колонну 5. Изобретение иллюстрируется следующими примерами. Были проведены расчеты по предлагаемому способу и прототипу. В ректификационной колонне стабилизации гидрогенизата установлено 25 двухсливных, в отпарной секции 10 односливных клапанных тарелок. Диаметр колонны 2,6 м; для давление верха колонны 0,57 МПа. Массо- и теплообменный коэффициент полезного действия тарелок укрепляющей секции принят равным 0,60, отгонной и отпарной секций 0,50, что соответствует коэффициенту полезного действия относительно теоретической тарелки 0,45 и 0,35 соответственно. П р и м е р 1 (по предлагаемому способу). Загрузка блока гидроочистки 176 т/ч, в том числе 69% прямогонного дизельного топлива, 6,5% бензина и 13,9% легкого газойля коксования, остальное циркулирующий водородсодержащий газ с содержанием водорода более 85 мас. Температура на входе в реактор 355оС, давление 3,5 МПа, перепад давления в реакторе 0,12 МПа. Как указывалось ранее, бензин и легкий газойль коксования имеют повышенное по сравнению с прямогонными продуктами содержание нежелательных непредельных и сернистых соединений. В связи с этим гидроочистка прямогонного дизельного топлива в смеси с бензином и легким газойлем коксования, превышающими по расходу 7 и 15% на загрузку блока, несмотря на увеличение выработки целевых гидроочищенных продуктов связана с перегрузкой колонны стабилизации и трудностью обеспечения требуемого обессеривания одновременно и бензиновых и дизельных фракций, требующих разной степени обессеривания. Нестабильный гидрогенизат после гидроочистки смеси дизельных фракций с бензином и легким газойлем коксования с температурой 320оС в количестве 157,6 т/ч вводят в ректификационную колонну между 15 и 16 (счет с низа) тарелками. Пары с верха колонны конденсируют и охлаждают до 40оС. С верха емкости орошения отводят неконденсируемый газ в количестве 5,62 т/ч. Часть бензина в количестве 51,37 т/ч возвращают на верх колонны в качестве орошения, а 5 т/ч бензина отводят с установки. В низ колонны и отпарной секции в количестве 0,5 и 0,3 т/ч соответственно с температурой 30оС вводят водородсодержащий газ. Из колонны в качестве остатка выводят 109,74 т/ч стабильного дизельного топлива утяжеленного фракционного состава (тяжелое дизельное топливо). С 21 (счет с низа) тарелки колонны выводят боковой погон и после отпарки из него легких фракций в отпарной секции отводят в количестве 38 т/ч в качестве легкого компонента дизельных фракций (легкого дизельного топлива). Отпаренные из бокового погона легкие фракции в количестве 11,44 т/ч возвращают под 21 тарелку колонны. Основные режимные параметры работы колонны стабилизации гидрогенизата по примеру 1 представлены в табл. 1, фракционный состав сырья нестабильного гидрогенизата и продуктов разделения колонны в табл.2. П р и м е р 2 (по предлагаемому способу). Процесс проводят в условиях примера 1, только отпаренные из бокового погона легкие фракции в количестве 13,48 т/ч эжектируют потоком гидрогенизата вводимым в ректификационную колонну. Основные режимные параметры работы колонны по примеру 2 представлены в табл.1, фракционный состав продуктов разделения в табл.3. П р и м е р 3 (по прототипу). Процесс проводят в условиях примера 1 за исключением подачи на установку гидроочистки дополнительно смеси бензина и легкого газойля коксования и вывода с 21 (счет с низа) тарелки колонны бокового погона. Сырье подают между 20 и 21 (счет с низа) тарелками. Основные режимные параметры работы колонны по примеру 3 представлены в табл.1, фракционный состав продуктов разделения в табл.4. Из представленных данных следует, что в примере 1 по сравнению с примером 3 расход сырья колонны увеличивается со 121,5 до 157,6 т/ч. Вывод бокового погона из колонны и отпарка из него легких фракций позволяет получать 38 т/ч легкого дизельного топлива с содержанием сероводорода 1,110-4 и фр. н. к. 120оС 0,85 мас. При этом расход тяжелого дизельного топлива составляет 109,74 т/ч, содержание в нем сероводорода уменьшается с 2,210-4 по 6,0610-6 мас. Общая выработка стабильного дизельного топлива возрастает с 118,29 до 147,74 т/ч, т. е. на 24,9% Пример 1 по сравнению с примером 3 позволяет получать с верха колонны 5,0 т/ч бензина вместо 2,3 т/ч, при этом содержание в нем фр. 180оС, к. к. снижается с 37,98 до 9,14% Увеличение расхода газа с 1,26 до 5,66 т/ч связано с более высоким содержанием сероводорода и легких газовых компонентов в гидрогенизате, что объясняется подачей на блок гидроочистки дополнительно бензина и легкого газойля коксования. Таким образом, предлагаемый способ по сравнению с прототипом позволяет увеличить выработку бензина с 2,3 до 5 т/ч, дизельных фракций с 118,29 до 147,74 т/ч и получить 38 т/ч легкого компонента дизельных фракций. Из представленных данных следует, что пример 2 по сравнению с примером 3 характеризуется такими же преимуществами, что и пример 1. Кроме того, по сравнению с примером 1 он позволяет за счет контакта с сырьем паров с верха отпарной секции осуществить предварительную частичную отпарку сероводорода из жидкой фазы сырья и снизить давление в отпарной секции, что в свою очередь приводит к снижению содержания сероводорода в легком и тяжелом дизельном топливе с 1,110-4 до 9,5710-5 и с 6,0610-6 до 3,8110-6 соответственно. Увеличение выработки бензина и дизельных фракций и получение легкого компонента дизельных фракций делают целесообразным использование способа переработки нефтяных фракций при переработке нефтяных фракций путем подачи на установку гидроочистки дополнительно смеси бензина и легкого газойля коксования, вывода из ректификационной колонны бокового погона, отпарки из него легких фракций для получения компонента дизельных фракций. Например, организация работы секции гидроочистки дизельных фракций только одной установки ЛК-6У по предлагаемому способу позволяет получать до 304 тыс. т/год легкого компонента дизельных фракций и 30 тыс. т/год бензина.Класс C10G69/02 только из нескольких последовательных ступеней
Класс C10G45/02 для удаления гетероатомов без изменения скелета подвергаемого обработке углеводорода и без крекинга на нижекипящие углеводороды; гидродоочистка