способ ремонта опоры скольжения силового цилиндра
Классы МПК: | B23P6/02 поршней или цилиндров |
Автор(ы): | Зорин А.Т., Хабибуллин М.Г. |
Патентообладатель(и): | Казанское моторостроительное производственное объединение |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-03-10 публикация патента:
20.05.1996 |
Использование: ремонт опоры скольжения силового цилиндра, например реверсивного устройства турбореактивного двигателя. Сущность изобретения: ремонт опоры скольжения силового цилиндра, имеющей стойку с выходными отверстиями, охваченную двумя разъемными крышками, имеющими на сферической или цилиндрической поверхности контактирования со стойкой цилиндрические канавки для удержания смазки и входные отверстия, осуществляют следующим образом. Снятие изношенного слоя с поверхности контактирования производят только на стойке, устанавливают штифты в канавки крышки и в каждую крышку на поверхность контактирования, устанавливают разъемный неметаллический антифрикционный вкладыш толщиной, равной толщине снятого слоя, имеющий ребра с пазами и отверстиями. При этом ребра вводят в канавки крышек, пазы располагают над штифтами, а отверстия - напротив входных отверстий крышек и выходных отверстий стойки, соединяют крышки, производят обработку вкладыша по поверхности контактирования со стойкой, путем притирки до размеров и формы, обеспечивающих первоначальную посадку на поверхности стойки, устанавливают в крышках с вкладышем стойку, соединяют крышки по поверхности их разъема и производят совместную приработку стойки и вкладыша по поверхности их контактирования путем многократного ее поворота до получения необходимого усилия при ее развороте. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Способ ремонта опоры скольжения силового цилиндра, имеющей стойку с выходными отверстиями, охваченную двумя разъемными крышками, имеющими на сферической или цилиндрической поверхности контактирования со стойкой цилиндрические канавки для удержания смазки и входные отверстия, при котором осуществляют снятие изношенного слоя с контактируемых поверхностей и восстановление их исходной геометрии, отличающийся тем, что снятие изношенного слоя с поверхности контактирования производят только на стойке, устанавливают штифты в канавки крышки и в каждую крышку на поверхность контактирования устанавливают разъемный неметаллический антифрикционный вкладыш толщиной, равной толщине снятого слоя, имеющий ребра с пазами и отверстиями, при этом ребра вводят в канавки крышек, пазы располагают над штифтами, а отверстия - напротив входных отверстий крышек и выходных отверстий стойки, соединяют крышки, производят обработку вкладыша по поверхности контактирования со стойкой путем притирки до размеров и формы, обеспечивающих первоначальную посадку на поверхности стойки, устанавливают в крышках с вкладышем стойку, соединяют крышки по поверхности их разъема и производят совместную приработку стойки и вкладыша по поверхности их контактирования путем многократного ее поворота до получения необходимого усилия при ее развороте.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к ремонту опоры скольжения силового цилиндра, например, реверсивного устройства турбореактивного двигателя. Опора предназначена для закрепления силового цилиндра на корпусе реверсивного устройства и обеспечения подачи сжатого воздуха в полости цилиндра при его развороте в процессе перемещения поршня. Опора состоит из неподвижной стойки, схваченной двумя разъемными крышками. Поверхность контактирования крышек и стойки выполнена сферической (может быть выполнена и цилиндрической) и покрыта никелем. На сферической поверхности стойки имеются выходные отверстия. В крышках, на поверхности контактирования выполнены цилиндрические канавки для удержания консистентной смазки и входные отверстия, расположенные напротив выходных отверстий в стойке. Указанные силовые цилиндры эксплуатируются на двигателе НК-8-2У самолета ТУ-154Б. В процессе перемещения поршня силовых цилиндров при работе на двигателе, а также вследствие воздействия вибрации двигателя происходит износ сферической поверхности стойки и крышек с нарушением слоя покрытия и основного материала. Известен способ ремонта опор силового цилиндра, заключающийся в снятии слоя изношенного покрытия и повторном его нанесении в случае нарушения только слоя покрытия. При наличии значительного нарушения основного материала опоры бракуются. При наличии незначительного нарушения основного материала опоры пропускают в производстве по эталону либо решением специальной комиссии [1]Была опробована технология по снятию изношенного слоя и нанесения слоя металла и покрытия, но эта технология оказалась весьма трудоемкой, дорогостоящей и вызывала коробление деталей. Задача изобретения снижение трудоемкости ремонта силового цилиндра. Это достигается тем, что способ ремонта опоры скольжения силового цилиндра, имеющей стойку с выходными отверстиями, охваченную двумя разъемными крышками, имеющими на сферической или цилиндрической поверхности контактирования со стойкой цилиндрические канавки для удержания смазки и входные отверстия, при котором осуществляют снятие изношенного слоя с контактируемых поверхностей и восстановление их исходной геометрии, согласно изобретения снятие изношенного слоя с поверхности контактирования производят только на стойке, устанавливают штифты в канавки крышки и в каждую крышку на поверхность контактирования устанавливают разъемный неметаллический антифрикционный вкладыш толщиной, равной толщине снятого слоя, имеющий ребра с пазами и отверстиями, при этом ребра вводят в канавки крышек, пазы располагают над штифтами, а отверстия напротив входных отверстий крышек и выходных отверстий стойки, соединяют крышки, производят обработку вкладыша по поверхности контактирования со стойкой, путем притирки до размеров и формы, обеспечивающих первоначальную посадку на поверхности стойки, устанавливают в крышках с вкладышем стойку, соединяют крышки по поверхности их разъема и производят совместную приработку стойки и вкладыша по поверхности их контактирования путем многократного ее поворота до получения необходимого усилия при ее развороте. На чертеже представлена конструкция опоры скольжения силового цилиндра для реализации предложенного способа ее ремонта. Опора состоит из неподвижной стойки 1, схваченной двумя разъемными крышками 2 и 3. Между крышками и стойками устанавливается разъемный неметаллический антифрикционный вкладыш 4. Стойка, вкладыш и крышки по соответствующим поверхностям контактирования выполнены сферической формы. Стойка 1 с выходными отверстиями 5 по поверхности контактирования 6 доработана на глубину снятия изношенного слоя. В крышках на поверхности контактирования 7 имеются входные отверстия 8, 9 и цилиндрические канавки 10 и 11, в которые установлены штифты 12 и 13. Вкладыш 4 выполнен толщиной, равной глубине снятого изношенного слоя со стойки 1, и имеет ребра 14 с пазами 15 и отверстия 16. При установке вкладышей 4 вводят в канавки 10 и 11 крышек, пазы располагают штифтами 12 и 13, а отверстия 16 напротив входных отверстий 7 и 8 крышек 2 и 3 и соединяют крышки. При снятой стойке 1 и установленом в крышки вкладыше 4 производят обработку его внутренней поверхности контактирования со стойкой 1, например, путем притирки (притиром) до размеров и формы, обеспечивающих прежнюю посадку (зазор) контактируемой поверхности стойки. Затем в крышки с вкладышем устанавливают стойку, соединяют крышки по поверхности разъема и производят совместную приработку неподвижной стойки и вкладыша 4 по поверхности контактирования путем многократного ее поворота вокруг оси до получения потребного усилия и легкости хода при ее развороте. Указанный ремонт опор скольжения силовых цилиндров путем доработки неподвижной стойки и установки неметаллического антифрикционного вкладыша позволяет восстанавливать изношенные (по сфере) силовые цилиндры реверсивного устройства двигателя. По предлагаемому способу были отремонтированы силовые цилиндры двигателя НК-8-2У, при этом титановые стойка и крышки контактировали с вкладышем, изготовленным из неметаллической фторопластовой композиции Ф-4К20. Два комплекта отремонтированных по предлагаемому способу силовых цилиндров проверены в составе двигателя длительными испытаниями за 6000 ч. (на двигатель устанавливается четыре силовых цилиндра). Замечаний по работе силовых цилиндров в процессе испытаний не имелось. Состояние деталей опор силовых цилиндров удовлетворительное, вращение стойки во вкладыше крышек легкое. На контактируемых сферических поверхностях следов износа не имеется. Отсутствие износа деталей опоры скольжения объясняется тем, что использование контактирования пары металл-неметалл в условиях действия вибрации на двигателе обеспечивает сочленение демпфирующие свойства и исключает образование продуктов износа и фреттинг-коррозии, имевших место до ремонта в паре металл-металл. Недорогой в изготовлении вкладыш и простая доработка стойки и крышек (постановка штифта) обеспечивают значительное снижение трудоемкости ремонта силового цилиндра. Кроме того, отпадает необходимость нанесения слоя никеля на контактируемые поверхности стойки и крышек и их совместную трудоемкую операцию притирки.
Класс B23P6/02 поршней или цилиндров