топливный бак транспортного средства
Классы МПК: | B60K15/03 топливные баки |
Автор(ы): | Карташевич Анатолий Николаевич[BY], Кожушко Виктор Константинович[BY], Кондраль Александр Евгеньевич[BY] |
Патентообладатель(и): | Карташевич Анатолий Николаевич[BY], Кожушко Виктор Константинович[BY], Кондраль Александр Евгеньевич[BY] |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-08-24 публикация патента:
20.05.1996 |
Использование: изобретение относится к машиностроению, преимущественно к системам топливоподачи транспортных средств. Сущность изобретения: топливо, находящееся в корпусе бака, очищается от воды водоадсорбентом, находящимся в коробке, расположенной под корпусом, а атмосферный воздух, поступающий в корпус бака, очищается в полости коробки, закрепленной сбоку корпуса. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Топливный бак транспортного средства, содержащий корпус с расположенными на нем заливной горловиной, топливозаборником и коробками с водоадсорбентом, например сополимером винилового спирта с метилметакрилатом или сшитыми поликрилатами калия, размещенными сбоку корпуса и под корпусом и соединенными с полостью бака гидравлически, причем обе коробки снабжены датчиками предельного насыщения водоадсорбента водой, а коробка, расположенная на боковой поверхности корпуса, снабжена обратным клапаном, расположенным у днища коробки, отличающийся тем, что датчики предельного насыщения выполнены в виде смонтированных над поверхностью водоадсорбента друг против друга светодиода и фоторезистора, соединенных с подстроечным и эталонным резисторами в мостовую схему, одна диагональ которой соединена с источником электрического тока, а другая с сигнальным светодиодом.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к системам топливоподачи транспортных средств. Известен топливный бак транспортного средства, содержащий корпус бака с заливной горловиной и топливозаборным отверстием, связанный с атмосферой через предохранительный клапан для прохода воздуха и снабженный коробкой, внутренняя полость которой заполнена влагопоглощающим материалом и соединена с надтопливным пространством, и установленной под днищем корпуса бака дополнительной коробкой, внутренняя полость которой заполнена влагопоглощающим материалом и связана с внутренней полостью бака через отверстие в днище корпуса, датчиком сигнализации, компаратором, делителем и стабилизатором напряжения, причем внутренняя полость основной коробки через указанный клапан для прохода воздуха соединена с атмосферой, при этом в корпусе основной и дополнительной коробок через изоляторы установлены электроды, одним концом размещенные во влагопоглощающем материале, а другим электрически связан с датчиком сигнализации насыщения водой влагопоглощающего материала через компараторы, которые в свою очередь связаны электрически с делителем и стабилизатором напряжения. Однако использование в качестве водопоглощающего материала цеолитов или силикагелей, имеющих достаточно низкую водопоглощающую емкость, увеличивает габариты основной и дополнительной коробок, требует частой смены или регенерации водопоголощающего материала. Кроме того, установка в основную и дополнительную коробки электродов приводит к осаждению на них механических примесей, что снижает чувствительность системы контроля степени насыщения влагопоглощающего материала. Цель изобретения увеличение времени работы влагопоглощающего материала с повышением чувствительности системы контроля. Указанная цель достигается тем, что нижняя часть основной и дополнительной коробок заполнена водоадсорбентом (например, сополимер винилового спирта с метилметакрилатом или сшитые полиакрилаты калия), а в верхней части установлены светодиоды, напротив которых расположены фоторезисторы, соединенные с подстроечными и эталонными резисторами в мостовую схему, одна диагональ которой соединена с источником электрического тока, а вторая с сигнальным светодиодом. На фиг.1 изображен топливный бак; на фиг.2 принципиальная электрическая схема системы контроля. Топливный бак содержит корпус 1, заливную горловину 2, пробку 3 заливной горловины, фильтр 4 предварительной очистки, установленный в заливной горловине, фильтр 5 предварительной очистки, установленный в топливозаборной трубке 6, сливную пробку 7, основную коробку 8, нижняя часть внутренней полости которой заполнена водоадсорбентом 9. В нижней части коробки 8 установлен клапан 10 для прохода воздуха, верхняя часть коробки 8 соединена трубкой 11 с верхней частью топливного бака, в верхней части которой установлен светодиод 12, напротив которого помещен фоторезистор 13. В нижней части топливного бака под его днищем также установлена дополнительная коробка 14, нижняя часть которой заполнена водоадсорбентом 9, причем в верхней части дополнительной коробки 14 установлен светодиод 15, напротив которого помещен фоторезистор 16. Связь внутренней полости корпуса 1 с внутренней полостью коробки 14 осуществляется через отверстие 17 и сетку 18. В пробке 3 заливной горловины установлен предохранительный клапан 19, предохраняющий бак от повышения давления при испарении топлива. Принципиальная электрическая схема системы контроля кроме светодиода 12 и фоторезистора 13 (или 15 и 16), содержит подстроечный резистор 20, эталонные резисторы 21 и 22, причем фоторезистор 13, подстроечный резистор 20 и эталонные резисторы 21 и 22 соединены по мостовой схеме, в одну диагональ которой включен сигнальный светодиод 23, а во вторую диагональ светодиод 12. Питание электрической схемы осуществляется от аккумуляторной батареи 24. Очистка топлива от воды в топливном баке осуществляется следующим образом. Так как вода имеет большой удельный вес, то она отстаивается на дне корпуса 1 бака и через отверстие 17, сетку 18 поступает в коробку 14. При поступлении в коробку 14 топлива с растворенной или мелкодисперсионной водой водоадсорбент 9 за счет действия молекулярных сил впитывает в себя воду, удерживая ее в связанном состоянии, предохраняя от попадания воды топливоподающую аппаратуру. По мере потребления двигателем топлива в верхней части корпуса 1 бака создается разрежение. За счет разрежения открывается клапан 10, атмосферный воздух через коробку 8, трубку 11 поступает в корпус 1 бака. Проходя через водоадсорбент 9, воздух очищается от водяных паров, что предотвращает попадание воды в топливоподающую аппаратуру. Система контроля степени насыщения водоадсорбента работает следующим образом. При отсутствии воды в коробке 14 водоадсорбент 9 занимает только нижнюю часть коробки. Световой поток от светодиода 12 (фиг.2) попадает на фторезистор 13. С помощью подстроечного резистора 20 мост балансируется таким образом, что в его диагонали, где установлен светодиод 23, напряжение отсутствует и светодиод 23 не высвечивается. При насыщении водой водоадсорбент 9 значительно увеличивается в своем объеме, что приводит к полному заполнению коробки 14, в результате чего световой поток от светодиода 12 к фоторезистору 13 перекрывается. В этом случае баланс моста нарушается и в диагонали моста, где установлен сигнальный светодиод 23 появляется напряжение, достаточное для его высвечивания, т.е. следует сигнал о предельном насыщении водой водоадсорбента 9. Аналогичным образом работает система контроля степени насыщения водоадсорбента в коробке 8. Предлагаемая система может быть также использована в хранилищах топлива. На одну емкость для хранения топлива необходима установка двух коробок: одна для поглощения воды в нижней точке дна бака, другая для поглощения воды из атмосферного воздуха. Таким образом, использование водоадсорбента, имеющего в несколько тысяч раз большую емкость по сравнению с остальными адсорбентами, позволяет уменьшить габариты основной и дополнительной коробок или увеличить время между двумя техническими обслуживаниями, при которых происходит смена или регенерация водопоглощающего материала.Класс B60K15/03 топливные баки