одновинтовое судно
Классы МПК: | B63B1/08 форма кормовой части B63H25/38 рули B63H5/16 устанавливаемых в туннелях; с неподвижными водонаправляющими элементами; средства предотвращения обрастания гребных винтов, например ограждающие защитные устройства, защитные решетки или экраны |
Автор(ы): | Лебедева М.П., Николаев Е.П. |
Патентообладатель(и): | Центральный научно-исследовательский институт им.акад. А.Н. Крылова |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-07-17 публикация патента:
20.05.1996 |
Использование: в области судостроения, при проектировании и компоновке движительно-рулевых комплексов одновинтовых судов. Сущность изобретения: одновинтовое судно оборудовано замкнутой обтекаемой профилированной наделкой, установленной на кронштейне руля симметрично относительно диаметрально плоскости судна. Нижняя часть наделки представляет собой обращенную в сторону гребного винта кольцевую дугу крылового профиля длиной 60 - 80o с радиусом кривизны, превышающим в 1,1 - 1,3 раза радиус гребного винта, и с центром кривизны, совпадающим с осью гребного винта. Боковыми стенками наделки являются две профилированные стойки, соединяющие кольцевую дугу с корпусом судна. Задняя кромка наделки совпадает с задней кромкой кронштейна руля, а длина наделки равна или превышает ширину кронштейна. Использование изобретения улучшает управляемость судна с большим коэффициентом общей полноты (выше 0,75) при сохранении возможной грузовместимости и формы обводов корпуса судна. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Одновинтовое судно, содержащее корпус, гребной винт и полуподвесной балансирный руль, установленный в кормовом подзоре корпуса за гребным винтом на обтекаемом кронштейне, на котором симметрично относительно диаметральной плоскости судна закреплена обтекаемая наделка, отличающееся тем, что обтекаемая наделка выполнена замкнутой, ее нижняя часть выполнена в виде обращенной в сторону гребного винта кольцевой дуги крылового профиля длиной 60 80o с радиусом кривизны 1,1 1,3 радиуса гребного винта, и связана с корпусом судна посредством двух обтекаемых профилированных стоек, при этом ширина наделки не менее ширины кронштейна руля и ее задняя кромка совпадает с задней кромкой кронштейна.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов проектирования движительно-рулевого комплекса одновинтового судна с малым отношением длины L к ширине В и большим коэффициентом общей полноты. Увеличение полноты судна обусловлено стремлением повысить его рентабельность. Однако при увеличении полноты корпуса и уменьшении L/B может оказаться необеспеченной устойчивость прямолинейного движения. В ряде случаев для обеспечения устойчивости проектанты были вынуждены уменьшить полноту обводов в кормовой оконечности. Ожидаемый уровень рентабельности при этом снизился на 0,5-1,5%Известно принятое в качестве ближайшего аналога одновинтовое судно, содержащее корпус, гребной винт и полуподвесной балансирный руль, установленный в кормовом подзоре корпуса за гребным винтом на обтекаемом кронштейне, на котором симметрично относительно диаметральной плоскости судна закреплена обтекаемая наделка. Судно обладает улучшенными пропульсивными качествами, однако, наделка не приводит к повышению устойчивости движения. Для неустойчивого судна существенно возрастает вероятность аварии, особенно в условиях стесненной акватории порта, на мелководье и т.п. и вследствие чрезмерной рискливости даже на слабом волнении, возрастает сопротивление движению, увеличивается расход топлива, что приводит к снижению экономических показателей. Цель изобретения улучшение управляемости судна с большим коэффициентом общей полноты при сохранении максимально возможной грузовместимости. Цель достигается тем, что обтекаемая наделка выполнена замкнутой, ее нижняя часть выполнена в виде обращенной в стороне гребного винта кольцевой дуги крылового профиля длиной 60-80о с радиусом кривизны, равным 1,1-1,3 радиуса гребного винта, и связана с корпусом судна посредством двух обтекаемых профилированных стоек. Наделка имеет длину не менее ширины кронштейна руля, а ее задняя кромка совпадает с задней кромкой кронштейна. Благодаря наличию наделки на кронштейне руля оказывается возможным обеспечить устойчивость прямолинейного движения неустойчивого судна и, как следствие, уменьшить потерю скорости, неизбежную при большой рискливости, а также расход топлива. Радиус кривизны дуги нижней части наделки необходимо подбирать индивидуально для каждого судна на основе результатов модельных испытаний управляемости и ходкости. На чертеже изображена кормовая оконечность одновинтового судна. В кормовом подзоре судна в диаметральной плоскости размещен гребной винт 1, установленный на гребном валу. За гребным винтом к корпусу 2 судна жестко прикреплен кронштейн 3 полуподвесного балансирного руля 4. На кронштейне 3 симметрично диаметральной плоскости судна размещена обтекаемая замкнутая наделка 5, нижняя часть 6 которой, обращенная в сторону гребного винта, представляет собой кольцевую дугу крылового профиля длиной 60-80о, обращенную в сторону гребного винта, с центром кривизны, совпадающим с осью гребного винта. Радиус кривизны указанной кольцевой дуги составляет 1,1-1,3 радиуса гребного винта. Боковые профилированные стойки 7 наделки связывают кольцевую дугу с корпусом судна. Сечение нижней части дуги наделки выполнено в виде крылового профиля. Длина наделки равна или превышает ширину кронштейна руля, но при этом ее задняя кромка совпадает с задней кромкой кронштейна. Предложенное устройство позволяет повысить степень устойчивости прямолинейного движения судна с большим коэффициентом общей полноты без изменения формы обводов корпуса, сохранить максимальную возможную грузовместимость, а следовательно, повысить рентабельность судна.
Класс B63B1/08 форма кормовой части
движительное и рулевое устройство для судна - патент 2390464 (27.05.2010) | |
рулевое устройство для малогабаритного судна - патент 2276648 (20.05.2006) | |
активный руль судна - патент 2207297 (27.06.2003) | |
элемент управления транспортным средством для аморфной среды - патент 2162046 (20.01.2001) | |
рулевое устройство для аморфной среды - патент 2143378 (27.12.1999) | |
рулевое устройство судна - патент 2130856 (27.05.1999) | |
судовой руль - патент 2090443 (20.09.1997) | |
одновинтовое судно - патент 2055776 (10.03.1996) | |
одновинтовое судно - патент 2042572 (27.08.1995) | |
движительно-рулевой комплекс - патент 2031056 (20.03.1995) |
Класс B63H5/16 устанавливаемых в туннелях; с неподвижными водонаправляющими элементами; средства предотвращения обрастания гребных винтов, например ограждающие защитные устройства, защитные решетки или экраны