судно
Классы МПК: | B63B3/28 поперечный; стрингеры |
Патентообладатель(и): | Царенко Анатолий Иванович[UA] |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-09-24 публикация патента:
20.05.1996 |
Использование: изобретение относится к судостроению и водному транспорту и касается конструирования судов для перевозки текучих сред под избыточным давлением типа сжатых или сжиженных газов. Сущность изобретения заключается в том, что бортовые цилиндрические емкости судна охвачены по периметру на всем протяжении по длине прямоугольными пластинами, которые выполнены в оконечностях с клиновидными насадками переменного поперечного сечения. Кроме того, настил палубы надстройки над упомянутыми емкостями изнутри подкреплен листами из просечно-вытяжной цельнорешетчатой стали, замоноличенными бетоном, а снаружи он подкреплен продольными ребрами жесткости, расположенными между цилиндрическими емкостями. При этом упомянутые горизонтальные листы выполнены с каналами для нагревания пограничного слоя и ячейками из поперечных труб с отверстиями в верхней их части для заполнения газом этих ячеек. Прямоугольные пластины у каждой емкости образуют между собой квадрат в плоскости шпангоута и подкреплены продольными ребрами жесткости у вершин этого квадрата. Свободное пространство между наружной поверхностью боковых цилиндрических (поверхностей) емкостей и внутренними поверхностями охватывающих их прямоугольных пластин заполнено легковесным наполнителем. 6 з. п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Судно, содержащее бортовые цилиндрические емкости, простирающиеся по всей длине корпуса, соединенные между собой пластинами, образующими надстройку, и рубки над ней, отличающееся тем, что бортовые цилиндрические емкости охвачены по периметру на всем протяжении по длине прямоугольными пластинами, которые выполнены в оконечностях с клиновидными насадками переменного поперечного сечения. 2. Судно по п.1, отличающееся тем, что настил палубы надстройки над упомянутыми емкостями изнутри подкреплен листами из просечно-вытяжной цельнорешетчатой стали, замоноличенными бетоном, а снаружи он подкреплен продольными ребрами жесткости, расположенными между цилиндрическими емкостями. 3. Судно по пп.1 и 2, отличающееся тем, что упомянутые горизонтальные листы выполнены с каналами для нагревания пограничного слоя и ячейками из поперечных труб с отверстиями в верхней их части для заполнения газом этих ячеек. 4. Судно по пп.1 3, отличающееся тем, что упомянутые прямоугольные пластины у каждой емкости образуют между собой квадрат в плоскости шпангоута и подкреплены продольными ребрами жесткости у вершин этого квадрата. 5. Судно по пп.1 4, отличающееся тем, что пространство между наружными поверхностями упомянутых емкостей и внутренними поверхностями их охватывающих пластин заполнено легковесным наполнителем. 6. Судно по пп.1 5, отличающееся тем, что упомянутая надстройка выполнена с карлингсами и стрингерами, расположенными в плоскостях диаметральных сечений указанных емкостей. 7. Судно по пп.1 6, отличающееся тем, что указанные емкости выполнены с выведенными выше надстройки цилиндрическими вертикальными каналами со сферическими крышками, образующими с ними горизонтальные разъемы.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению и водному транспорту и касается конструирования судов для перевозки текучих сред под избыточным давлением типа сжатых или сжиженных газов. Известно судно, содержащее бортовые цилиндрические емкости, простирающиеся по всей длине корпуса, соединенные между собой пластинами, образующими надстройку, и рубки над ней. Оно характеризуется сложностью конструкции и не пригодно для перевозки жидких грузов при избыточном давлении, поскольку не оебспечивает безопасности перевозок. Цель изобретения обеспечение безопасности перевозок жидких грузов под избыточным давлением и упрощение конструкции. Поставленная цель достигается тем, что бортовые цилиндрические емкости охвачены по периметру на всем протяжении по длине прямоугольными пластинами, которые выполнены в оконечностях с клиновидными насадками переменного поперечного сечения. Кроме того, настил палубы надстройки над упомянутыми емкостями изнутри подкреплен листами из просечно-вытяжной цельнорешетчатой стали, замоноличенными бетоном, а снаружи он подкреплен продольными ребрами жесткости, расположенными между цилиндрическими емкостями. Кроме того, упомянутые горизонтальные листы выполнены с каналами для нагревания пограничного слоя и ячейками из поперечных труб с отверстиями в верхней их части для заполнения газом этих ячеек. Кроме того, прямоугольные пластины у каждой емкости образуют между собой квадрат в плоскости шпангоута и подкреплены продольными ребрами жесткости у вершин этого квадрата. Кроме того, пространство между наружными поверхностями упомянутых выше емкостей и внутренними поверхностями их охватывающих пластин заполнено легковесным наполнителем, а надстройка выполнена с карлингсами и стрингерами, расположенными в плоскостях диаметральных сечений вышеуказанных емкостей. Кроме того, вышеуказанные емкости выполнены с выведенными выше надстройки цилиндрическими вертикальными каналами со сферическими крышками, образующими с ними горизонтальные разъемы. На фиг. 1 показан боковой вид судна; на фиг.2 поперечный разрез корпуса судна по конструктивному мидель-шпангоуту; на фиг.3 узел I на фиг.1; на фиг. 4 сечение А-А на фиг.3. Судно включает расположенные по длине корпуса бортовые цилиндрические емкости 1, 2, соединенные между собой пластинами 3, образующими помещения надстройки. Цилиндрические емкости 1, 2 охвачены по периметру на всем протяжении по длине пластинами, переходящими в оконечностях в клиновидные насадки 4, 5 переменного поперечного сечения. Помещения 6 надстройки расположены над конструктивной ватерлинией. Прямоугольные пластины 7 охватывают цилиндрические емкости 1, 2 с квадратными поперечными сечениями. Конструктивная ватерлиния соответствует свободной поверхности 8 спокойной акватории. Пластины 3 помещений 6 надстройки подкреплены карлингсами 9, стрингерами 10 и продольными ребрами жесткости 11. Бимсы расположены перпендикулярно карлингсам 9. Боковые стрингеры 10 и карлингсы 9 помещений 6 надстройки над ватерлинией совмещены с диаметральными сечениями боковых цилиндрических емкостей 1, 2. Прямоугольные пластины боковых цилиндрических емкостей 1, 2 подкреплены расположенными у вершин квадрата продольными ребрами жесткости 12. Настил палубы помещений 6 над конструктивной ватерлинией изнутри помещения подкреплен листами 13 из цельнорешетчатой просечно вытяжной стали, замоноличенными бетоном 14. Борта помещения 6 подкреплены рамными шпангоутами 15. Свободное пространство 16 между наружными поверхностями боковых цилиндрических емкостей 1,2 и внутренними поверхностями охватывающих их пластин 7 заполнено легковесным наполнителем. Боковые цилиндрические емкости 1, 2 снабжены выведенными выше надстроек цилиндрическими вертикальными каналами 17 со сферическими крышками 18 с горизонтальным разъемом. Надстройки в оконечностях корпуса судна и рубки 19 расположены выше конструктивной ватерлинии. Судно оборудовано мачтами 20, грузовыми устройствами, другими устройствами, системами и трубопроводами (на чертежах не показаны). Настил дна помещений 6 снаружи подкреплен продольными ребрами жесткости 21, расположенными снаружи помещения между боковыми цилиндрическими емкостями 1, 2. Открытые части палуб, надстроек и рубок оборудованы фальшбортом и леерными ограждениями 22. Горизонтальные листы, охватывающие снизу боковые цилиндрические емкости 1, 22, снабжены каналами 23 для нагревания пограничного слоя и ячейками, заполняемыми неподвижными газами из поперечных труб 24 с отверстиями 25, 26 в их верхней части (фиг.4). При эксплуатации судна в боковых цилиндрических емкостях 1, 2 можно перевозить жидкие грузы под избыточным давлением, например сжатые или сжиженные газы. В помещениях 6 можно перевозить сухие грузы. Общая продольная прочность корпуса обеспечивается пластинами 3, 7 и карлингсами 9, стрингерами 10, ребрами жесткости 11, 12. 21. Подкрепление настила дна помещений 6 листами 13 и слоями бетона 14 позволяет при повышении прочности, жесткости и устойчивости формы сократить потребную высоту связей, улучшая грузовместимость судна без увеличения высоты помещения 6. В продольные каналы 23 через разобщительные клапаны подается пароводяная смесь от контура охлаждения, например ядерного реактора (на чретежах не показан). нагрев пограничного слоя снижает сопротивление воды движению судна. Заполнение под днищем ячеек, ограниченных трубчатыми каналами, неподвижными газами через отверстия 25, 26 снижает потери тепла на нагрев забортной воды. Кроме того, неподвижные газы в ячейках под днищем играют роль смазки на пластинах дна, уменьшающей трение воды о поверхность пластин дна, что способствует уменьшению потерь энергии на преодоление сопротивления воды движению судна. Судно отличается простотой конструкции и технологии. При этом обеспечивается возможность эффективной перевозки в боковых цилиндрических емкостях 1, 2, не участвующих в восприятии нагрузок от общего продольного изгиба корпуса судна жидких сред под избыточным давлением типа сжатых или сжиженных газов, а также наливных грузов и др. Через вертикальные каналы 17 возможен доступ в боковые цилиндрические емкости 1, 2 (при посторойке, ремонте, ревизии). Через них (при закрытых крышках 18) удобно производить загрузку и выгрузку боковых цилиндрических емкостей 1, 2 при помощи вмонтированных в крышки трубопроводов с разобщительной арматурой (на чертежах не показаны).Класс B63B3/28 поперечный; стрингеры