гидравлическая система управления вектором тяги ракеты
Классы МПК: | F02K9/50 с использованием сжатой текучей среды для нагнетания топлива (вытеснительная система подачи) |
Автор(ы): | Будников Д.В., Дубинин Б.В. |
Патентообладатель(и): | Конструкторское бюро "Салют" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1988-01-25 публикация патента:
20.05.1996 |
Использование: в устройствах гидравлических систем управления летательных аппаратов. Система содержит шарнирно закрепленную на карданном подвесе двигательную установку, на валах карданного подвеса жестко установлены сервоприводы, соединенные посредством магистралей с топливно-энергетическим блоком. В гидролиниях нагнетания размещены дроссели постоянного сечения, а в гидролиниях слива - дроссели переменного сечения. С противоположной закреплению сервоприводов стороны на карданном подвесе жестко закреплены проточные демпферы вязкого трения. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Гидравлическая система управления вектором тяги ракеты, содержащая шарнирно закрепленную на карданном подвесе двигательную установку и жестко установленную на валах карданного подвеса сервоприводы, соединенные посредством магистрали, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности в работе исключения резонансных явлений и повышения динамической жесткости, она снабжена дросселями постоянного и переменного сечений, жестко установленными на карданном подвесе с противоположной закреплению сервоприводов стороны проточными демпферами вязкого трения, поршневые полости которых соединены посредством гидролиний нагнетания и слива с напорной и сливной магистралями топливно-энергетического блока, причем дроссели постоянного сечения установлены в гидролинии нагнетания, в дроссели переменного сечения в гидролинии слива.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам гидравлических систем управления летательных аппаратов. Известна гидравлическая система управления вектором тяги ракеты, содержащая шарнирно закрепленную на карданном подвесе двигательную установку и жестко установленные на валах карданного подвеса сервопривода, соединенные посредством магистралей с топливно-гидравлическим блоком, и напорную и сливную магистрали. Известная система имеет резонансные колебания и недостаточную динамическую жесткость, что приводит к снижению надежности работы системы. Цель изобретения повышение надежности работы путем исключения резонансных явлений и повышения динамической жесткости. Цель достигается за счет того, что гидравлическая система управления вектором тяги ракеты, содержащая шарнирно закрепленную на карданном подвесе двигательную установку и жестко установленные на валах карданного подвеса сервопривода, соединенные посредством магистралей с топливно-гидравлическим блоком, и напорную и сливную магистрали, снабжена дросселями постоянного и переменного сечения, жестко установленными на карданном подвесе с противоположной закреплению сервоприводов стороны проточных демпферов вязкого трения, поршневые полости которого соединены посредством гидролиний нагнетания и слива с напорной и сливной магистралями топливно-энергетического блока. Дроссели постоянного сечения установлены в гидролинии нагнетания, а дроссели переменного сечения в гидролинии слива. На фиг. 1 дана схема принципиальная комбинированная системы управления вектором тяги; на фиг. 2 график зависимости перепадной характеристики демпфера от скорости перемещения плунжера (сплошной линии соответствует P K, пунктиру P K, на фиг. 3 график частотной характеристики системы (сплошная линия прототип, пунктир предложенная система. Гидравлическая система управления вектором тяги содержит шарнирно закрепленную на карданном подвесе 1 двигательную установку 2. На валах 3 карданного подвеса 1 жестко установлены сервоприводы 4 и 5, которые посредством магистралей 6 и 7 соединены с топливно-энергетическим блоком 8. Топливно-энергетический блок 8 включает бак 9, напорную магистраль 10 с последовательно установленными в ней насосным агрегатом 11, обратным клапаном 12 и регулятором давления 13. С противоположной закреплению сервоприводов 4 и 5 стороны на карданном подвесе жестко закреплены проточные демпферы 14 и 15 вязкого трения, включающие корпус 16 и плунжеры 17 со штоками 18. Поршневые полости 19 соединены посредством гидролиний нагнетания 20 и слива 21 с напорной 10 и сливной 22 магистралями топливно-энергетического блока 8. В гидролиниях нагнетания 20 размещены дроссели 23 постоянного сечения, а в гидролиниях слива 21 дроссели 24 переменного сечения. Плунжеры 17 кинематически связаны с валами 3 кардана 1 посредством рычага 25 и кронштейна 26. Работа системы происходит следующим образом. При включении насосного агрегата 11 рабочая жидкость под давлением по напорной магистрали 10 поступает одновременно в сервоприводы 4 и 5 и в поршневые полости 19 демпферов 14 и 15. При появлении колебаний в системе двигатель 2 сервопривод 4, 5 плунжеры 17 демпферов 17 и 15 будут перемещаться, вытесняя через дроссели 24 рабочую жидкость и снижая тем самым амплитуду колебаний, что повышает динамическую жесткость системы. Плунжеры 17 будут перемещаться и при позиционировании вектора тяги двигателя 2 сервоприводами 4 и 5, что также будет повышать динамическую жесткость системы и позволит исключить резонансные явления. Использование предложенной гидравлической системы управления вектором тяги позволит повысить точность наведения управляемых ракет на объект и вероятность выполнения боевой задачи.Класс F02K9/50 с использованием сжатой текучей среды для нагнетания топлива (вытеснительная система подачи)