способ возведения станции метрополитена глубокого заложения

Классы МПК:E02D29/00 Подземные и подводные сооружения; подпорные стенки
E21D13/00 Подземные камеры большого объема; способы и устройства для их проходки
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество открытого типа Проектно-изыскательский институт "Метрогипротранс"
Приоритеты:
подача заявки:
1993-02-08
публикация патента:

Изобретение относится к метростроению и касается способа возведения станции метрополитена глубокого заложения. Способ включает предварительную проходку штолен с выполнением в них опор для сводов боковых и среднего тоннелей, монтаж на опорах опорных элементов и проходку и монтаж обделок сводов боковых и среднего тоннелей с опиранием их нижних торцов на опорные элементы с последующей разработкой грунта до уровня подошвы опор и возведение лотковой части станции. Новым является то, что при монтаже опорных элементов на крайних опорах боковых тоннелей монтируют опорные элементы в виде металлических прямолинейных пластин, а на всех остальных промежуточных опорах - опорные элементы в виде металлических пластин ломанного очертания со средним горизонтальным участком и примыкающими к нему под углом наклонным периферийными участками. После этого сначала проходят средний тоннель и монтируют его обделку в направлении от опор к шелыге с опиранием нижних торцов свода на обращенные друг к другу периферийные наклонные участки пластин опор среднего тоннеля. После этого осуществляют проходку боковых тоннелей и возведение их обделок в направлении от опор к шелыгам с опиранием нижних торцов их сводов соответственно на прямолинейные пластины крайних опор боковых тоннелей и обращенные к ним периферийные наклонные участки пластин опор среднего тоннеля. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

Способ возведения станции метрополитена глубокого заложения, включающий предварительную проходку штолен с выполнением в них опор для сводов боковых и среднего тоннелей, монтаж на опорах опорных элементов и проходку и монтаж обделок сводов боковых и среднего тоннелей с опиранием их нижних торцов на опорные элементы и последующей разработкой грунта до уровня подошвы опор и возведение лотковой части станции, отличающийся тем, что при монтаже опорных элементов на крайних опорах боковых тоннелей монтируют опорные элементы в виде металлических прямолинейных пластин, а на всех остальных промежуточных опорах опорные элементы в виде металлических пластин ломаного очертания со средним горизонтальным участком и примыкающими к нему под углом наклонными периферийными участками, после чего сначала проходят средний тоннель и монтируют его обделку в направлении от опор к шелыге с опиранием нижних торцов свода на обращенные друг к другу периферийные наклонные участки пластин опор среднего тоннеля, после чего осуществляют проходку боковых тоннелей и возведение их обделок в направлении от опор к шелыгам с опиранием нижних торцов их сводов соответственно на прямолинейные пластины крайних опор боковых тоннелей и обращенные к ним периферийные наклонные участки пластин опор среднего тоннеля.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к строительству и предназначено для строительства станционных тоннелей метрополитена, возводимых закрытым способом работ.

Известен способ возведения станции метрополитена, включающий предварительную проходку тоннелей с монтажом их обделки, проходку среднего тоннеля с последующим монтажом его обделки, сооружение проходов [1]

В этом способе три независимых параллельно расположенных тоннеля станции сооружают последовательно в три этапа: проходка одного бокового тоннеля, затем с отставанием на 30-50 м другого и среднего.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является способ возведения станции метрополитена глубокого заложения, включающий предварительную проходку штолен с выполнением в них опор для сводов боковых и среднего тоннелей, монтаж на опорах опорных элементов и проходку и монтаж обделок сводов боковых и среднего тоннелей с опиранием их нижних торцов на опорные элементы с последующей разработкой грунта до уровня подошвы опор и возведением лотковой части станции [2]

В этом способе в качестве опорных элементов используют особой конструкции тюбинги, причем проходку боковых и среднего тоннелей осуществляют до уровня установленных опорных элементов.

Недостатками этого способа являются повышенная металлоемкость и трудоемкость вследствие необходимости установки в стесненных условиях штольни опорных элементов в виде тюбингов, что приводит к повышению опасности производства работ.

Задачей изобретения является снижение металлоемкости, трудоемкости изготовления опорных элементов и их монтажа и повышение безопасности производства работ.

Для этого в способе возведения станции метрополитена глубокого заложения, включающем предварительную проходку штолен с выполнением в них опор для сводов боковых и среднего тоннелей, монтаж на опорах опорных элементов и проходку и монтаж обделок сводов боковых и среднего тоннелей с опиранием их нижних торцов на опорные элементы и последующей разработкой грунта до уровня подошвы опор и возведением лотковой части станции, при монтаже опорных элементов на крайних опорах боковых тоннелей монтируют опорные элементы в виде металлических прямолинейных пластин, а на всех остальных промежуточных опорах опорные элементы в виде металлических пластин ломанного очертания со средним горизонтальным участком и примыкающими к нему под углом наклонными периферийными участками, после чего сначала проходят средний тоннель и монтируют его обделку в направлении от опор к шелыге с опиранием нижних торцов свода на обращенные друг к другу периферийные наклонные участки пластин опор среднего тоннеля, после чего осуществляют проходку боковых тоннелей и возведение их обделок в направлении от опор с шелыгам с опиранием нижних торцов их сводов соответственно на прямолинейные пластины крайних опор боковых тоннелей и обращенные к ним периферийные наклонные участки пластин опор среднего тоннеля.

На фиг.1 изображено сооружение штолен под боковые и средние опоры сводов и устройство в штольнях опор и опорных элементов; на фиг.2 сооружение среднего и боковых сводов; на фиг.3 монтаж обделок среднего и боковых сводов с опиранием их на опорные элементы; на фиг.4 разработка грунта до уровня подошвы опор.

Сооружение станции метрополитена ведут следующим образом: сначала сооружают шотльни 1 с одновременным их закреплением металлическими арками 2 и набрызгбетоном 3. В штольнях 1 бетонируют боковые 4 и средние 5 опоры. На крайних опорах 4 боковых тоннелей монтируют опорные элементы в виде металлических пластин 6. На средних опорах 5 монтируют опорные элементы в виде металлических пластин 7 ломанного очертания со средним горизонтальным участком. После чего осуществляют проходку комбайнами без применения буровзрывных работ сначала среднего тоннеля 8 и монтируют его обделку 10 в направлении от опор 4 к шелыге с опиранием нижних торцов свода на обращенные друг к другу периферийные наклонные участки пластин 7 опор 5 среднего тоннеля 8. Затем осуществляют проходку боковых тоннелей 9 и возведение их обделок 11 в направлении от опор к шелыгам с опиранием нижних торцов их сводов соответственно на прямолинейные пластин 6 опор 4 боковых тоннелей 9 и обращенные к ним периферийные наклонные участки пластин 7 опор 5 среднего тоннеля 8. Затем осуществляют разработку грунта 12 до уровня подошвы опор 4 и 5.

После выполнения указанных работ известным способом сооружают лотковую часть 13 и проходы между боковыми 9 и средним 8 тоннелями.

Применение способа возведения станции метрополитена глубокого заложения позволит

отказаться от буровзрывных работ на всех стадиях разработки грунта при сооружении тоннелей;

исключить разработку грунта и применение чугунных обделок ниже диаметра в лотковой части боковых и среднего тоннелей;

существенно уменьшить деформации поверхности.

Изобретение может быть реализовано на строительстве станций "Сретенский бульвар", "Марьина роща" Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена, где проектируемые станции расположены в центре города под густо застроенной площадью с большим количеством охраняемых государством памятников истории и архитектуры.

Класс E02D29/00 Подземные и подводные сооружения; подпорные стенки

защитная система для береговой линии -  патент 2529741 (27.09.2014)
дорожное устройство, а именно люк с рамой и затвором, снабженным обратным ходом относительно рамы, обеспечивающим закрытое положение затвора в раме -  патент 2526924 (27.08.2014)
способ укрытия вантуза от несанкционированного доступа -  патент 2524589 (27.07.2014)
противооползневое защитное сооружение -  патент 2524225 (27.07.2014)
армированное земляное сооружение -  патент 2521375 (27.06.2014)
габионная подпорная стенка -  патент 2520689 (27.06.2014)
способ возведения подземного сооружения -  патент 2519321 (10.06.2014)
подводное сооружение для бурения нефтегазовых скважин и добычи углеводородов и способы его транспортировки, монтажа и эксплуатации -  патент 2517285 (27.05.2014)
сооружение из упрочненного грунта и элементы наружной обшивки для его конструкции -  патент 2511160 (10.04.2014)
трехсводчатая станция метрополитена колонного типа и способы ее возведения (устройство и способы юркевича п.б.) -  патент 2510444 (27.03.2014)

Класс E21D13/00 Подземные камеры большого объема; способы и устройства для их проходки

Наверх