кран пробковый со смазкой в.и.козина
Классы МПК: | F16K5/22 отличия, относящиеся к смазке |
Патентообладатель(и): | Козин Валентин Иванович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-01-17 публикация патента:
20.06.1996 |
Использование: в сантехнике и газовой промышленности. Сущность изобретения: кран состоит из корпуса с входным и выходным патрубками и подпружиненной пробки. Во фланце выполнено осевое отверстие и в нем установлена заглушка. В пробке в зоне проходного канала выполнен вырез в виде криволинейного сегмента. Длина проходного канала равна сумме половины окружности по периметру внутренней поверхности корпуса и ширины окна патрубка. Ось пробки совмещена с продольным отверстием. Между буртом заглушки и фланцем установлена шайба. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Кран пробковый со смазкой, содержащий конусный корпус с входными и выходными патрубками, герметично установленную в нем коническую пробку с проходным каналом, нагруженную пружиной в сторону рукоятки управления, установленной на цапфе меньшего основания пробки, в которой выполнены сообщенные между собой и с камерой смазки продольным отверстием два ряда сквозных радиальных отверстий, выходящих на внутреннюю поверхность корпуса по обе стороны от проходного канала пробки, а на большем торце корпуса посредством крепежных элементов закреплен фланец, и резьбовую заглушку для подачи смазки из камеры смазки через продольное и радиальные отверстия пробки на трущиеся поверхности внутри крана, отличающийся тем, что во фланце выполнено центральное резьбовое отверстие и в нем установлена резьбовая заглушка, а пробка в зоне проходного канала выполнена с вырезом, образующим в поперечном сечении криволинейный сегмент, а проходной канал пробки образован криволинейной поверхностью сегмента и противоположной внутренней поверхностью корпуса, длина которого равна сумме половины окружности по периметру внутренней поверхности корпуса и ширины окна патрубка в средней части выреза пробки, ось которой совмещена с осью продольного отверстия, а на внешнем торце заглушки выполнен кольцевой бурт, между которым и фланцем установлена шайба.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области арматуростроения и может быть использовано в различных областях промышленности. Известны краны пробковые со смазкой, содержащие корпус с входным и выходным патрубками, герметичную установленную в нем коническую пробку с проходным каналом, нагруженную пружиной в сторону рукоятки управления [1]Недостатками известных кранов являются низкая герметичность и надежность, а также сложность изготовления. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является кран пробковый со смазкой, содержащий конусный корпус с входным и выходным патрубками, герметично установленную в нем коническую пробку с проходным каналом, нагруженную пружиной в сторону рукоятки управления, установленной на цапфе меньшего основания пробки, в которой выполнены сообщенные между собой и с камерой смазки продольным отверстием два ряда сквозных радиальных отверстий, выходящих на внутреннюю поверхность корпуса по обе стороны от проходного канала пробки, а на большем торце корпуса посредством крепежных элементов закреплен фланец, и резьбовую заглушку для подачи смазки из камеры смазки через продольные и радиальные отверстия пробки на трущиеся поверхности внутри крана [2]
К недостаткам указанного крана относится eго полная разгерметизация в случаях критического термовоздействия: взрывы, пожары и т.п. Задача изобретения состоит в повышении надежности, герметичности и безопасной эксплуатации кранов со смазкой. Этот технический результат достигается тем, что в известном кране во фланце выполнено центральное резьбовое отверстие и в нем установлена резьбовая заглушка, а пробка в зоне проходного канала выполнена с вырезом, образующим в поперечном сечении криволинейный сегмент, а проходной канал пробки образован криволинейной поверхностью сегмента и противоположной внутренней поверхностью корпуса, длина которого равна сумме половины окружности по периметру внутренней поверхности корпуса и ширины окна патрубка в средней части выреза пробки, а также тем, что ось продольного отверстия совмещена с осью пробки, а на внешнем торце заглушки выполнен кольцевой бурт, между которым, и фланцем установлена шайба. Изобретение поясняется чертежом, где на фиг. 1 изображен вертикальный разрез крана с двумя патрубками в положении "открыто"; на фиг. 2 показан горизонтальный разрез А А на фиг. 1; на фиг. 3 изображен горизонтальный разрез крана с двумя патрубками в положении "закрыт"; на фиг. 4 показан вариант крана с тремя патрубками в положении "открыт". Кран пробковый со смазкой состоит из корпуса 1 с двумя или тремя штуцерами, конусной пробки 2 с ручкой управления 3 и пазом-вырезом 4 по периметру пробки крана. В образовавшемся сегменте -секторе 5 выполнено центральное осевое отверстие 6 от камеры смазки через перпендикулярные внутренние каналы 7 на обоих концах пробки 2. В камере для набивки смазки, образованной над большим конусом пробки, установлена пружина 8, нажатая фланцем 9, установленным на корпусе крана на резьбе в полшага или закрепленным винтами 10. В осевое отверстие фланца ввернута заглушка 11 до упора в шайбу 12, препятствующую стопор-контакту между заглушкой и пробкой крана. Кран пробковый со смазкой работает следующим образом. Вывертывается заглушка 11 из фланца 9 и во внутреннюю камеру набивается смазка. При ввинчивании заглушки 11 смазка по каналам 6 и 7 выдавливается на поверхность между гнездом в корпусе 1 и пробкой 2. Ручкой управления 3 пробка 2 поворачивается в положения "открыт", "закрыт" по фиг. 1, 2, 3, 4. В случаях, когда возникает необходимость застопоривания пробки 2 с целью недопущения ее поворота, шайба 12 удаляется и заглушка 11 ввертывается во фланец 9 до упора в пробку 2, препятствуя ее вращению. В конструкции крана нет хвостовика и других деталей, подвергающихся слому. Смазка пробки крана производится без выброса газа.