подводный танкер

Классы МПК:B63B35/00 Суда или подобные плавучие устройства, предназначенные для специальных целей
B63C7/00 Работы по спасению и поддержанию на плаву судов, получивших повреждения или севших на мель; работы по подъему затонувших судов; спасение конструктивных элементов судов или судового оборудования, например сейфов; подъем прочих объектов, находящихся под водой
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Центральный научно-исследовательский институт им.акад.А.Н.Крылова
Приоритеты:
подача заявки:
1993-05-31
публикация патента:

Использование: для очистки затонувшего объекта от грязной жидкости. Сущность изобретения: подводный танкер, выполненный с прочным и легким корпусами, снабжен расположенным в междубортном пространстве гибким шлангом с приводом его стравливания и выборки, системой допоиска затонувшего объекта, автоматической системой удержания танкера на заданной глубине и автоматической системой позиционирования танкеров в горизонтальной плоскости. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

Подводный танкер преимущественно для очистки затонувшего объекта от находящейся в нем грязной жидкости, содержащий легкий корпус и прочный корпус, включающий в себя грузовые, энергетический, механический, жилые и насосные отсеки, балластные цистерны и цистерны стабилизации, соединенные трубопроводами и вентилями с источником сжатого воздуха и насосами, а также гидролокационную станцию и движитель в виде гребного винта, при этом вентили выполнены с исполнительными механизмами, отличающийся тем, что он снабжен расположенным в выгородке, выполненной между легким и прочным корпусами, гибким шлангом с дистанционно управляемым приводом его стравливания и выборки, системой допоиска затонувшего объекта, а также автоматической системой удержания танкера на заданной глубине и автоматической системой динамического позиционирования танкера в горизонтальной плоскости, при этом гибкий шланг сообщен одним своим концом через вентиль с одним из грузовых отсеков, сообщенных между собой трубопроводами с вентилями, система допоиска затонувшего объекта выполнена с размещенными в носовой части танкера между легким и прочным корпусами приборами обнаружения магнитных масс и радиоактивности, а также с размещенным в нижней части танкера в междубортном пространстве автономным глубоководным аппаратом, выполненным со стыковочным узлом для соединения с отсеками прочного корпуса, шарнирными манипуляторами с захватами для доставки и соединения с затонувшим объектом свободного конца гибкого шланга, гидроакустическими приемниками и передатчиками для связи с танкером, приборами гидролокации и осветителями, автоматическая система удержания танкера на заданной глубине выполнена с установленными на корпусе датчиками глубины и дифферента, электрически связанными через органы программного управления с упомянутыми исполнительными механизмами вентилей балластных цистерн, цистерн стабилизации, насосов и источника сжатого воздуха, а автоматическая система динамического позиционирования в горизонтальной плоскости выполнена с установленными в носовой и кормовой оконечностях танкера подруливающими устройствами, выполненными в виде движителей, установленных в сквозных каналах, выполненных в корпусе танкера, донными маяками и установленными в нижней части танкера в междубортном пространстве приемниками-пеленгаторами акустических сигналов донных маяков, электрически связанными через органы программного управления с подруливающими устройствами, движителем и приводом гибкого шланга.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к областям техники, связанным с решением вопросов экологии моря или водоемов с созданием технических средств, обеспечивающих экологически чистые способы подъема затонувших судов, подводных лодок и других объектов с загрязненными полостями.

Известен подводный танкер, содержащий легкий корпус и прочный корпус, включающий в себя грузовые, энергетический, механический, жилые и насосные отсеки, балластные цистерны и цистерны стабилизации, соединенные трубопроводами и вентилями с источником сжатого воздуха, и насосами, а также гидролокационную станцию и движитель в виде гребного винта, при этом вентили выполнены с исполнительными механизмами /"Гидрометеоиздат", 1989, c.150-152/. Этот танкер не может быть использован для очистки затонувшего объекта от находящейся в нем грязной жидкости.

Технический результат от использования изобретения заключается в обеспечении возможности очистки затонувшего объекта от находящейся в нем грязной жидкости.

Этот технический результат достигается тем, что танкер, содержащий упомянутые выше конструктивные элементы, снабжен расположенным в выгородке, выполненной между легким и прочным корпусами, гибким шлангом с дистанционно управляемым приводом его сравнивания и выборки, системой допоиска затонувшего объекта, а также автоматической системой удержания танкера на заданной глубине и автоматической системой динамического позиционирования танкера в горизонтальной плоскости, при этом гибкий шланг сообщен одним своим концом через вентиль с одним из грузовых отсеков, сообщенных между собой трубопроводами с вентилями, система допоиска затонувшего объекта выполнена с размещенными в носовой части танкера между легким и прочным корпусами приборами обнаружения магнитных масс и радиоактивности, а также с размещенным в нижней части танкера в междубортном пространстве автономным глубоководным аппаратом, выполненным со стыковочным узлом для соединения с затонувшим объектом свободного конца гибкого шланга, гидроакустическими приемниками и передатчиками для связи с танкером, приборами гидролокации и осветителями. Автоматическая система удержания танкера на заданной глубине выполнена с установленными на корпусе датчиками глубины и дифферента, электрически связанными через органы программного устройства управления с упомянутыми исполнительными механизмами вентилей балластных цистерн, цистерн стабилизации насосов и источника сжатого воздуха, а автоматическая система динамического позиционирования в горизонтальной плоскости выполнена с установленными в носовой и кормовой оконечностях танкера подруливающими устройствами, выполненными в виде движителей, установленных в сквозных каналах; выполненных в корпусе танкера, донными маяками и установленными в нижней части танкера в междубортном пространстве приемниками пеленгаторами акустических сигналов донных маяков, электрически связанных через органы программного управления с подруливающими устройствами, движителем и приводом гибкого шланга.

На фиг.1 показан подводный танкер; на фиг.2 поперечный разрез подводного танкера; на фиг.3 глубоководный аппарат; на фиг.4 подводный танкер с затонувшим объектом.

Подводный танкер 1 имеет наружный легкий корпус 2, прочный корпус 3, включающий в себя грузовые отсеки 4 для транспортировки грязной жидкости, насосные отсеки 5, энергетический, механический и жилые отсеки (не показаны), балластные цистерны 6 и цистерны стабилизации 7, соединенные трубопроводами с вентилями с источником сжатого воздуха в виде баллонов 8 и с насосами 9. Все вентили имеют исполнительные механизмы. Между прочным и легким корпусами танкера образована выгородка 10, в которой размещен гибкий шланг 11, имеющий дистанционно управляемый привод 12 для стравливания и выбирания шланга 11. Конец шланга 11 через вентиль 13 соединен с одним из грузовых отсеков 14 с вентилями 15. Танкер оборудован органами программного управления с ЭВМ 16 и системой допоиска затонувшего объекта, которая состоит из расположенных в носовой части танкера в междубортном пространстве гидролокационной станции 17, приборов 18 обнаружения магнитных масс и приборов 19 обнаружения радиоактивности, а также из расположенного в нижней части танкера в междубортном пространстве автономного глубоководного аппарата 20, соединенного через стыковочный узел 21 с прочным корпусом. Глубоководный аппарат 20 оборудован шарнирными манипуляторами с захватами 22 для доставки и соединения с затонувшим объектом свободного конца шланга 11, гидроакустическими приемниками 23 и передатчиками 24 для связи с танкером, приборами гидролокации 25 и осветителями 26.

Танкер имеет автоматическую систему удержания его на заданной глубине, которая состоит из датчиков глубины 27 и дифферента 28, установленных на корпусе, электрически связанных через органы программного управления и ЭВМ 16 с исполнительными механизмами вентилей насосов 9, балластных цистерн 6 и цистерн стабилизации 7 и источника сжатого воздуха 8.

Кроме того, танкер имеет автоматическую систему динамического позиционирования в горизонтальной плоскости, выполненную с установленными в носовой и кормовой оконечностях танкера подруливающими устройствами 29, выполненными в виде размещенных в сквозных каналах движителей, с приемниками - пеленгаторами 30 акустических сигналов, размещенных в нижней части танкера в междубортном пространстве, а также с донными маяками 31. Приемники-пеленгаторы 30 и гидролокационная станция 17 связаны с органами программного управления 16. С последними также связаны подруливающие устройства 29, гребной винт 32 танкера и привод 12 гибкого шланга 11. В рубке 33 находится центр командного управления 34.

Операция по очистке от грязной жидкости выполняется в следующей последовательности.

Подводный танкер 1 с помощью гидролокационной станции системы 17 производит поиск затонувшего объекта 35. Фиксируют его положение на грунте гидроакустическими донными маяками 31, становятся над объектом в рабочее положение на заданной глубине путем маневрирования движителями 29, 32 по данным, полученным с маяков 31 приемниками-пеленгаторами 30.

В процесс операции положение танкера автоматически корректируется системой удержания, управляемой ЭВМ 16 путем перекачки воды в цистернах стабилизации 7 насосами 9, продувки балластных цистерн 6 воздухом из баллонов 8 и подрабатывания движителями 29, 32.

Глубоководный аппарат 20 отделяется от танкера, переходит в рабочее положение, уточняет местоположение и состояние затонувшего объекта 35, производит поиск наиболее доступных отверстий 36 на корпусе объекта 35, сообщает полученную информацию на танкер с помощью передатчиков 24.

Из легкого корпуса танкера по команде из центра управления 33 начинает стравливаться гибкий шланг 11.

Глубоководный аппарат 20, используя осветители 26, захватывает шланг 11 манипуляторами 22, вытягивает его из междубортного пространства, заводит свободный конец шланга в отверстие 36 на корпусе затонувшего объекта и подает его внутрь объекта.

После сообщения с аппарата 20 о завершении заводки шланга 11 по команде из центра управления 33 открывается вентиль 13 гибкого шланга 11 и грязная жидкость 37 начинает поступать в грузовой отсек 4. Когда грузовой отсек 4 заполнится, вентиль 13 закрывается, шланг 11 извлекается аппаратом 20 из затонувшего объекта 35, выбирается, например, лебедкой на штатное место в выгородке междубортного пространства танкера.

Если по заполнении отсека 4 грязная жидкость 37 будет удалена из объекта неполностью, шланг 11 не выбирают, а производят перекачку жидкости через трубопровод 14 в другие грузовые отсеки. В этом случае вентиль 13 перекрывается после заполнения всех грузовых отсеков 4 или после полного удаления грязной жидкости из затонувшего объекта полностью.

После завершения работ глубоководный аппарат 20 возвращается в штатное место и стыкуется с прочным корпусом 3 танкера.

После возвращения танкера на базу или в пункт разгрузки система трубопроводов 14 подключается к береговой системе и производится перекачка грязной жидкости из грузовых отсеков танкера в специальные хранилища.

Класс B63B35/00 Суда или подобные плавучие устройства, предназначенные для специальных целей

способ разработки углеводородных месторождений арктического шельфа и технические решения для реализации способа -  патент 2529683 (27.09.2014)
плавучая парковочная платформа -  патент 2529124 (27.09.2014)
серфинг с ластообразным движителем -  патент 2529120 (27.09.2014)
устройство для приема и переработки жидкостей, включая плавучий объект, снабженное одноточечной системой постановки на мертвый якорь -  патент 2529114 (27.09.2014)
полупогружная буровая платформа катамаранного типа -  патент 2529098 (27.09.2014)
гребно-парусная мотолодка поля -  патент 2529042 (27.09.2014)
способ и устройство для нанесения диспергирующего вещества или других веществ на поверхность воды -  патент 2528490 (20.09.2014)
способ перемещения плавучей буровой установки средствами комплекса транспортных судов на воздушной подушке -  патент 2526431 (20.08.2014)
барокатамаран s-14 -  патент 2526369 (20.08.2014)
барокатамаран s-14 -  патент 2526368 (20.08.2014)

Класс B63C7/00 Работы по спасению и поддержанию на плаву судов, получивших повреждения или севших на мель; работы по подъему затонувших судов; спасение конструктивных элементов судов или судового оборудования, например сейфов; подъем прочих объектов, находящихся под водой

система обеспечения плавучести -  патент 2525248 (10.08.2014)
надводная платформа для поднятия и обработки грузов со дна акватории, в том числе опасных -  патент 2521070 (27.06.2014)
способ подачи сигналов об аварии подо льдом с помощью гидроакустического сигнализатора и устройство для его осуществления -  патент 2520985 (27.06.2014)
система для подъема затонувших судов -  патент 2518683 (10.06.2014)
система для подъема затонувших подводных лодок -  патент 2517387 (27.05.2014)
способ обследования затонувшего объекта необитаемым подводным аппаратом на течении -  патент 2510354 (27.03.2014)
способ подъема затонувшего объекта и устройство для его осуществления -  патент 2510352 (27.03.2014)
способ удержания спасательного судна над аварийной подводной лодкой и устройство для его осуществления -  патент 2510350 (27.03.2014)
способ транспортировки негабаритных подводных объектов и комплекс для его реализации -  патент 2500569 (10.12.2013)
спасательная система для судов -  патент 2494912 (10.10.2013)
Наверх