двухпоточная зубчатая передача
Классы МПК: | F16H3/20 с выводимыми из зацепления зубчатыми колесами |
Автор(ы): | Быков В.А., Кривоножкин Ю.П., Шушарин А.М. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа "Уральский завод тяжелого машиностроения" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-07-08 публикация патента:
27.06.1996 |
Использование: в машиностроении, в конструкциях двухпоточных зубчатых передач. Сущность: двухпоточная зубчатая передача содержит корпус 1, размещенные в нем на подушках 2 и 3 ведущий 4 и ведомый 6 валы с зубчатыми колесами 5 и 7, два промежуточных вала 8 и 9 с зубчатыми колесами 10, 11 и 12, 13, взаимодействующими с колесами 5 и 7 ведущего и ведомого валов, и механизм выравнивания нагрузки между колесами, который выполнен в виде подшипникового узла 2, установленного на ведущем валу 4 и состоящего из установленных последовательно и коаксиально друг другу стакана 14, гильзы и механизма ее передвижений, выполненного в виде пары подвижных клиньев с противоположным уклоном. В корпусе 1 перпендикулярно плоскости его разъема выполнены направляющие, а гильза установлена с возможностью перемещения по этим направляющим. Стакан 14 выполнен эксцентриковым и установлен с возможностью поворота относительно гильзы. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Двухпоточная зубчатая передача, содержащая корпус, размещенные в нем на подшипниках ведущий и ведомый валы с зубчатыми колесами, два промежуточных вала с зубчатыми колесами, взаимодействующими с колесами ведущего и ведомого валов, и механизм выравнивания нагрузки между колесами, отличающаяся тем, что механизм выравнивания нагрузки выполнен в виде подшипникового узла, установленного на ведущем валу, упомянутый узел представляет собой установленные последовательно и коаксиально друг другу стакан, гильзу и механизм ее передвижения, выполненный в виде пары подвижных клиньев с противоположным уклоном, в корпусе перпендикулярно плоскости его разъема выполнены направляющие, а гильза установлена с возможностью перемещения по этим направляющим. 2. Зубчатая передача по п.1, отличающаяся тем, что стакан выполнен эксцентриковым и установлен с возможностью поворота относительно гильзы.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции двухпоточных зубчатых передач. Известна двухпоточная зубчатая передача, содержащая ведущий и ведомый валы с закрепленными на них зубчатыми колесами, промежуточные зубчатые колеса для передачи крутящего момента от ведущего к ведомому и самоустанавливающее устройство, выполнено в виде установленного соосно с ведущим валом с возможностью поворота относительно него балансира, в котором на подшипниковых опорах размещены промежуточные зубчатые колеса [1]Такая передача отличается большими габаритами и сложностью конструкции балансира самоустанавливающего устройства и обеспечивает двухпоточную передачу крутящего момента только для зубчатого колеса ведомого вала. Известна зубчатая передача, конструкция которой принята в качестве прототипа, содержащая корпус, расположенные в нем на подшипниковых опорах ведущее и ведомое колеса и уравнительный механизм в виде монолитной детали, в которой на подшипниковых опорах установлены два промежуточных колеса, входящих в зацепление с ведущим и ведомым зубчатыми колеса, а сама монолитная деталь снабжена выступами, которые в зависимости от направления передаваемого момента взаимодействуют с выполненными в корпусе передачи пазами, противоположные стороны которых образованы наклонными встречно-направленными плоскостями [2]
Эта передача обеспечивает двухпоточную передачу момента как для ведущего, так и ведомого зубчатых колес, однако обладает нерациональной силовой схемой из-за двойных составляющих нагрузки на подшипники ведущего и ведомого колес, а также громоздкостью уравнительного механизма. Задача, решаемая предлагаемым изобретением, заключается в упрощении конструкции. Эта задача решается следующим образом. В известной двухпоточной зубчатой передаче, содержащей корпус, размещенные в нем на подшипниках ведущий и ведомый валы с зубчатыми колесами, два промежуточных вала с зубчатыми колесами, взаимодействующими с колесами ведущего и ведомого валов, и механизм выравнивания нагрузки между колесами, согласно изобретению механизм выравнивания нагрузки выполнен в виде подшипникового узла, установленного на ведущем валу, упомянутый узел представляет собой установленные последовательно и коаксиально друг другу стакан, гильзу и механизм ее передвижения, выполненный в виде пары подвижных клиньев с противоположным уклоном, в корпусе перпендикулярно плоскости его разъема выполнены направляющие, а гильза установлена с возможностью перемещения по этим направляющим. Кроме этого, стакан выполнен эксцентриковым и установлен с возможностью поворота относительно гильзы. На фиг.1 изображен разрез предлагаемой передачи по разъему корпуса. На фиг.2 изображен вид спереди на гильзу (вид А на фиг.1). На фиг.3 изображен разрез гильзы (разрез Б-Б на фиг.2). Зубчатая передача содержит корпус 1, в котором на подшипниках 2 и 3 смонтированы ведущий вал 4 с зубчатым колесом 5 и ведомый вал 6 с зубчатым колесом 7, а также промежуточные валы 8 и 9 с зубчатыми колесами 10, 11 и 12, 13, взаимодействующими с зубчатыми колесами 5 и 7. Подшипники 2 ведущего вала 4 размещены в эксцентриковом стакане 14, который смонтирован в гильзе 15. Стакан 14 имеет возможность вращения относительно гильзы 15, а последняя смонтирована с возможностью перемещения в направляющих 16. Гильза 15 взаимодействует с двумя подвижными клиньями 17 и 18 с противоположным уклоном, которые перемещаются вдоль оси ведущего вала 4 от винтов 19 и 20. Гильза 15 фиксируется относительно корпуса 1 болтами 21, а стакан 14 относительно гильзы 15 болтами 22. Устройство работает следующим образом. Освобождаются болты 21 и 22, и гильза 15 перемещается в направляющих 16 посредством клиньев 17 и 18 на величину . Величина D смещения оси гильзы 15 относительно его номинального положения, совпадающего с плоскостью размещения осей ведомого 6 и промежуточных валов 8 и 9 будет определяться величиной фактического разворота зубчатых колес 10 и 12 соответственно правого и левого потоков передачи от своего номинального положения. Например, при приведенном к окружности колеса 15 суммарном исходном смещении зубьев колес 10 и 12 на величину D1 смещение оси гильзы 15 относительно ее номинального положения составит
=1/2
Возможная при этом разница в боковых зазорах зубчатых колес правого и левого потоков компенсируется поворотом стакана 14. После этого стакан 14 и гильза 15 закрепляются соответственно болтами 22 и 21 в отрегулированном положении и передача готова к работе. Крутящий момент с ведущего вала 4 через зубчатое колесо 5 и зубчатые колеса 10, 11 и 12, 13 промежуточных валов 8 и 9 передается на зубчатое колесо 7 ведомого вала 6, при этом осуществляются равномерные нагрузки передач правого и левого потока при реверсивной работе.
Класс F16H3/20 с выводимыми из зацепления зубчатыми колесами
механизм тонкой регулировки - патент 2224152 (20.02.2004) | |
коробка передач - патент 2163315 (20.02.2001) | |
кулачково-зубчато-рычажный механизм для воспроизведения периодического поворота - патент 2057977 (10.04.1996) | |
механизм изменения скорости - патент 2029173 (20.02.1995) |