Научно-исследовательский и проектный институт "Севернипигаз"
Приоритеты:
подача заявки: 1993-09-03
публикация патента: 27.06.1996
Использование: строительство трубопроводов, в том числе под препятствиями. Сущность изобретения: трубопровод под насыпью содержит соединенные гибким поясом 5 сегменты 4 с ребрами жесткости 6 и сводчатую часть 3. На трубопровод 1 навешивают сегменты 4 и на их ребра жесткости 6 устанавливают сводчатую часть 3. При воздействии веса насыпи 1 и транспортной нагрузки сегменты 4 обжимают трубопровод 1, повышая его жесткость. 1 ил.
Трубопровод под насыпью, содержащий трубу, несущую конструкцию для ее расположения, включающую верхнюю и нижнюю сводчатые части, отличающийся тем, что нижняя сводчатая часть представляет собой сегменты, расположенные симметрично относительно вертикальной поперечной плоскости трубы с ее охватом и выполненные с поперечными ребрами жесткости на наружной поверхности для расположения на них торцов верхней сводчатой части несущей конструкции, при этом трубопровод снабжен гибким поясом, закрепленным концами на верхних частях сегментов с охватом верхней части трубы.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к строительству магистральных трубопроводов и касается конструкции перехода трубопроводов, независимо от их назначения, под насыпями автодорог, железных дорог и т.п. Известно водопропускное сооружение под насыпью, включающее трубу, заключенную в замкнутую гибкую оболочку, заполненную материалом с малым внутренним трением. При осадке насыпи оболочка деформируется, происходит перераспределение материала внутри оболочки, при этом труба испытывает всестороннее сжатие (см. авт.св. N 1373745, кл. E01F 5/00, опубл. 15.02.88). Недостатком известного сооружения является сложность изготовления сальниковых устройств, способных обеспечить высокую степень герметизации межтрубного пространства, заполненного жидкостью, а в случае заполнения межтрубного пространства твердыми заполнителями (песок, шлак и т.п.) возникает сложность по обеспечению плотного его заполнения, а также следует учитывать, что со временем происходит его усадка и тем самым не создается равномерного распределения давления по контуру основной трубы, что не исключает возможность ее деформации от внешних нагрузок. Наиболее близким по достигаемому результату к предлагаемому решению является водопропускное сооружение под насыпью, включающее трубу, боковые горизонтальные плиты, на которых закреплены криволинейные гибкие предварительно напряженные элементы, между которыми размещен малосжимаемый материал. При воздействии на сооружение эксплуатационной нагрузки гибкие элементы удлиняются, боковые плиты обжимают трубу, придавая ей рациональное овоидальное очертание (см. авт. св. N 1532638, кл. E01F 5/00, опубл. 30.12.89). Недостатком этого сооружения является трудоемкость его исполнения в трассовых условиях, а также не исключаются деформации подземного трубопровода при воздействии на него внешних нагрузок. Задача изобретения обеспечение надежности трубопровода путем снижения деформации от внешних нагрузок. Задача достигается тем, что в трубопроводе под насыпью, включающем трубу, заключенную в несущую конструкцию, состоящую из двух прилегающих к трубе сегментов, соединенных между собой охватывающим трубу сверху гибким поясом и снабженных снаружи ребрами жесткости, на которые оперта верхняя сводчатая часть. Сущность изобретения поясняется чертежом. На чертеже изображен трубопровод под насыпью, общий вид. Под насыпью 1 проходит труба 2, заключенная в несущую конструкцию, состоящую из нижней части и верхней сводчатой части 3. Нижняя часть выполнена из двух прилегающих к трубе 2 сегментов 4, соединенных между собой гибким поясом 5, который охватывает трубу 2 сверху, иначе говоря, сегменты 4 навешены на трубу 2. Сегменты 4 снабжены снаружи ребрами жесткости 6, на которые оперта верхняя сводчатая часть 3. При монтаже устройства на трубу 2, лежащую в траншее, навешивают сегменты 4, соединенные между собой гибким поясом 5, и затем на ребра жесткости 6 с зазором устанавливают верхнюю сводчатую часть 3, которая за счет своего веса натягивает пояс 5, с охватом верхней части трубы 2, а сегменты 4, поворачиваясь относительно линии соединения гибкого пояса 5 и сегмента 4, плотно обжимают нижнюю часть трубы 2. При эксплуатации под воздействием внешних сил от веса насыпи 1 и транспортной нагрузки конструкция обеспечивает обжатие трубы 2, сводя к минимуму величину напряжения изгиба в плоскости поперечных сечений трубы 2, при этом повышается ее жесткость. Преимущества конструкции заключаются в обеспечении надежности трубы путем снижения напряжений изгиба от воздействия внешних нагрузок и связанного с ним изменения круговой формы сечения трубы, а также снижения трудоемкости сооружения трубопровода на переходах под насыпью дорог и т.п. за счет использования индустриальных несущих конструкций.