способ подъема затонувшего груза
Классы МПК: | B63C7/08 с использованием жестких понтонов |
Автор(ы): | Еременко Анатолий Иванович[UA], Бигун Николай Михайлович[UA], Цахновский Илья Моисеевич[UA], Еременко Юрий Павлович[UA] |
Патентообладатель(и): | Внедренческое научно-производственное малое предприятие "Алтагир" (UA) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-12-18 публикация патента:
20.07.1996 |
Сущность изобретения: способ заключается в заполнении понтона водой с оставлением пространства, обеспечивающего отрицательную плавучесть понтона, погружение последнего, соединение с грузом и продувку понтона продувкой горячими генераторными газами, поддержанием внутри него давления газа, превышающего давление окружающей среды на 0,5 кг/см2. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Способ подъема затонувшего груза, при котором заполняют понтон водой, оставляя пространство, обеспечивающее отрицательную плавучесть понтона, погружают понтон на глубину расположения груза, соединяют понтон с грузом и продувают понтон горячими генераторными газами, причем при погружении и всплытии понтона внутри него изменяют давление газа в соответствии с изменением давления окружающей среды, отличающийся тем, что при продувке понтона внутри него поддерживают давление газа, превышающее давление окружающей среды на 0,5 кг/см2.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к морским спасательным работам, а именно к способам подъема затонувших судов и грузов. Известен способ подъема затонувшего груза, при котором заполняют понтон водой, оставляя воздушное пространство, обеспечивающее отрицательную плавучесть понтона, погружают понтон на глубину расположения груза, соединяют понтон с грузом и продувают понтон горячим генераторным газом, причем при погружении и всплытии понтона внутри него изменяют давление в соответствии с изменением давления окружающей среды (патент США N 3322088, кл. В 63 С 7/10, 1967). Технический результат от реализации изобретения заключается в обеспечении повышения надежности подъема груза. Это достигается тем, что в способе подъема затонувшего груза, характеризуемого указанными признаками, при продувке понтона внутри него поддерживают давление газа, превышающее давление окружающей среды на 0,5 кг/см2. На фиг.1 показана схема погружения понтонов на заданную глубину, на фиг. 2 показана схема подъема затонувшего груза. На схемах приняты следующие обозначения: спасательное судно 1, имеющее кран 2 с тросом 3 для спуска понтонов 4 в воду, клапан 5 для сообщения внутреннего объема понтонов с окружающей средой при погружении, предохранительные клапаны 6 для слива воды из понтонов в процессе их продувки и сброс избыточного давления из понтонов при подъеме, заправочный вентиль 7, дренажный вентиль 8, кассетный пороховой газогенератор 9, дифференциальный сигнализатор давления 10, кабель-фал 11 для управления работой пороховым газогенератором 9 и телеметрического контроля давления в понтонах 4, спасаемый груз 12, например затонувшая подводная лодка, трос 13 для соединения понтонов 4 со спасаемым грузом 12, воздушная полость 14 в понтонах 4. Предлагаемый способ подъема затонувших грузов реализуется следующим образом. С помощью мостового крана 2 с тросом 3 опускают из спасательного судна 1 на воду понтоны 4. Затем через заправочный вентиль 7 заполняют понтоны водой до момента перелива воды через открытый дренажный вентиль 8, при этом понтоны 4 удерживают тросом 3. В момент появления воды через дренажный вентиль 8, последний закрывают. Следует отметить, что заполнив понтоны 4 водой и закрыв дренажный вентиль 8, во внутреннем объеме понтонов образуют воздушную полость 14 свободный воздушный объем, который обеспечивает отрицательную плавучесть понтонов, близкую к нулевой, т.е. понтоны будут находиться в состоянии, близком к невесомости. Далее, разматывая трос 3 и кабель-фал 11, погружают понтоны 4 на глубину расположения спасаемого груза 12, при этом поддерживают во внутреннем объеме понтонов давление в соответствии с изменением давления окружающей среды морской воды. Это достигают путем сообщения внутреннего объема понтонов с окружающей средой через клапан 5 по мере повышения гидравлического давления окружающей среды. После погружения понтонов 4 соединяют их тросом 3 со спасаемым грузом 12. Эту операцию осуществляет водолаз на глубинах до 90 м и манипулятор батискафа на больших глубинах. Далее по кабель-фалу 11 подают команду со спасательного судна 1 на срабатывание одной из кассет порохового газогенератора 9, продукты сгорания которого (горячий генераторный газ) поступают во внутренний объем понтонов 4 и вытесняют из них воду через предохранительные клапаны 6 в окружающую среду, при этом задействуется сигнализатор давления 10, который при понижении разности давлений между внутренним объем понтонов и окружающей средой ниже 0,5 кгс/см2, формирует команду на срабатывание следующей кассеты порохового газогенератора 9. Таким образом производят продувку понтонов. После вытеснения воды из понтонов 4, последние под воздействием архимедовой силы всплывают и поднимают спасаемый груз 12. В процессе подъема во внутреннем объеме понтонов 4 также поддерживают давление в соответствии с изменением давления окружающей среды, но достигают это путем естественного охлаждения генераторного газа за счет теплообмена через стенки понтонов с морской водой и сброса избыточного давления в окружающую среду через предохранительные клапаны 6.Класс B63C7/08 с использованием жестких понтонов