способ переработки нефти
Классы МПК: | C10G7/00 Перегонка углеводородных масел C10G7/02 стабилизация бензина удалением из него газов путем фракционирования B01D3/34 с одним или несколькими вспомогательными веществами |
Автор(ы): | Кондратьев Алексей Александрович, Деменков Вячеслав Николаевич, Сидоров Георгий Маркелович, Баланич Ада Аркадьевна, Мощенко Геннадий Георгиевич, Ливенцев Валерий Тихонович, Дука Анатолий Иванович, Вайнбендер Владимир Райнгольдович, Карякин Владимир Александрович |
Патентообладатель(и): | Кондратьев Алексей Александрович, Деменков Вячеслав Николаевич, Сидоров Георгий Маркелович, Баланич Ада Аркадьевна, Мощенко Геннадий Георгиевич, Ливенцев Валерий Тихонович, Дука Анатолий Иванович, Вайнбендер Владимир Райнгольдович, Карякин Владимир Александрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-09-27 публикация патента:
20.07.1996 |
Использование: первичная перегонка нефти в сложной атмосферной колонне отбором бензинов, дизельных фракций, а также мазута. Сущность изобретения: производят отбор бензиновой фракции с верха сложной колонны и мазута в качестве остатка перегонки, при подаче в куб колонны водяного пара. Смесь бензиновых фракций с верха колонны частичного отбензинивания нефти и с верха сложной атмосферной колонны подают в колонну стабилизации бензина. С верха колонны отбирают головку стабилизации, а также промежуточную бензиновую фракцию. Фракцию стабильного бензина выводят с низа колонны в виде двух потоков: основного потока, являющегося целевым продуктом, и вспомогательного потока, направляемого на верх сложной атмосферной колонны. Вспомогательный поток стабильного бензина сначала нагревают в печи, а затем направляют в низ боковой отпарной секции фракции тяжелого бензина сложной атмосферной колонны. 1 ил., 3 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
Способ переработки нефти, включающий ввод нагретого сырья в колонну частичного отбензинивания с отбором с верха колонны легкой бензиновой фракции, также используемой в качестве флегмы, и отбор кубового остатка при подаче в куб колонны подогретого потока кубового остатка в виде горячей струи, а также нагрев основной части кубового остатка в печи и его перегонку в сложной атмосферной колонне, оборудованной боковыми отпарными секциями с подачей в низ секций водяного пара, с использованием циркуляционных орошений, и отбор в виде боковых погонов тяжелой бензиновой, керосиновой, дизельных фракций, и, кроме того, отбор бензиновой фракции с верха сложной колонны и мазута в качестве остатка перегонки, при подаче в куб колонны водяного пара, а также включающий подачу смеси бензиновых фракций с верха колонны частичного отбензинивания нефти и с верха сложной атмосферной колонны в колонну стабилизации бензина при получении с верха колонны головки стабилизации, промежуточной бензиновой фракции и стабильного бензина с низа колонны в виде двух потоков: основного потока, являющегося целевым продуктом, и вспомогательного потока, направляемого на верх сложной атмосферной колонны, отличающийся тем, что вспомогательный поток стабильного бензина сначала нагревают в печи, а затем направляют в низ боковой отпарной секции фракции тяжелого бензина сложной атмосферной колонны.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности, конкретно к способам переработки нефти. Известен способ переработки нефти в сложных колоннах с подачей в них колонн водяного пaрa. Прототипом предлагаемого изобретения является способ переработки нефти, включающий ввод нагретого сырья в колонну частичного отбензинивания с отбором с верха колонны легкой бензиновой фракции, также используемой и в качестве флегмы, и отбор кубового остатка при подаче в куб колонны подогретого потока кубового остатка в виде горячей струи, а также нагрев основной части кубового остатка в печи и его перегонку в сложной атмосферной колонне, оборудованной боковыми отпарными секциями, с подачей в низ секций водяного пара, с использованием циркуляционных орошений, и отбор в виде боковых погонов тяжелой бензиновой, керосиновой, дизельных фракций, и кроме того, отбор бензиновой фракции с верха сложной колонны и мазута в качестве остатка перегонки, при подаче в куб колонны водяного пара, а также включающий подачу смеси бензиновых фракций с верха колонны частичного отбензинивания нефти и с верха сложной атмосферной колонны в колонну стабилизаций бензина при получении с верха колонны головки стабилизации, промежуточной бензиновой фракции и стабильного бензина с низа колонны в виде двух потоков: основного потока, являющегося целевым продуктом, и вспомогательного потока, направляемого на верх сложной атмосферной колонны. При этом вследствие создания парового орошения в отпарной секции тяжелой бензиновой фракции за счет подачи в низ отпарной секции водяного пара, наблюдается высокий расход водяного пара, который связан о большими энергозатратами на выработку и конденсацию водяного пара, со снижением эффективности контактных устройств в укрепляющей секции атмосферной колонны и ее удельной производительности. Целью изобретения является снижение расхода водяного пара. Поставленная цель достигается тем, что в способе переработки нефти, включающем ввод нагретого сырья в колонну частичного отбензинивания с отбором c верха колонны легкой бензиновой фракции, также используемой и в качестве флегмы, и отбор кубового остатка при подаче в куб колонны подогретого потока кубового остатка в виде горячей струи, а также нагрев основной части кубового остатка в печи и его перегонку в сложной атмосферной колонне, оборудованной боковыми отпарными секциями и с подачей в низ секций водяного пара, с использованием циркуляционных орошений, и отбор в виде боковых погонов тяжелой бензиновой, керосиновой, дизельных фракций, и кроме того, отбор бензиновой фракции c верха сложной колонны и мазута в качестве остатка перегонки, при подаче в куб колонны водяного пара, а также включающий подачу смеси бензиновых фракций с верха колонны частичного отбензинивания нефти и c верха сложной атмосферной колонны в колонну стабилизации бензина при получении с верха колонны головки стабилизации, промежуточной бензиновой фракции и стабильного бензина с низа колонны в виде двух потоков: основного потока, являющегося целевым продуктом, и вспомогательного потока, направляемого на верх сложной атмосферной колонны, вспомогательный поток стабильного бензина сначала нагревают в печи, а затем направляют в низ боковой отпарной секции фракции тяжелого бензина сложной атмосферной колонны. Отличием предлагаемого изобретения является нагрев в печи вспомогательного потока стабильного бензина и направление его в низ боковой отпарной секции фракции тяжелого бензина сложной атмосферной колонны. Предлагаемый способ, в отличие от известных в науке и технике, обеспечивает снижение расхода водяного пара, что позволяет снизить энергозатраты на выработку и конденсацию водяного пара, увеличить эффективность контактных устройств в сложной атмосферной колонне и ее удельную производительность. На чертеже представлена схема, иллюстрирующая способ переработки нефти. Нагретую в нагревателе 1 нефть по линии 2 вводят в колонну частичного отбензинивания нефти 3. Остаток колонны 3 нагревают в печи 4 и вводят в сложную атмосферную колонну 5 по линии 6. Часть остатка колонны 3 нагревают в печи 7 и по линии 8 вводят в низ колонны 3. С верха колонны 5 по линии 9 выводят пары бензиновой фракции и направляют в конденсатор 10. Конденсат после конденсатора 10 частично по линии 11 возвращают на орошение колонны 5 и по линии 12 выводят в качестве дистиллята. Верхний боковой погон колонны 5 по линии 13 подают на верх отпарной секции 14. С верха отпарной секции 14 по линии 15 выводят пар и подают в колонну 5. С низа отпарной секции 14 по линии 16 выводит тяжелую бензиновую фракцию. Средний боковой погон колонны 5 по линии 17 подают на верх отпарной секции 18. В низ отпарной секции 18 по линии 19 подают нагретый поток. С верха отпарной секции 18 по линии 20 выводят пар и подают в колонну 5. С низа отпарной секции 18 по линии 21 выводят керосиновую фракцию. Нижний боковой погон колонны 5 по линии 22 подают на верх отпарной секции 23. В низ отпарной секции 23 по линии 24 подают нагретый поток. С верха отпарной секции 23 по линии 25 выводят пар и подают в колонну 5. С низа отпарной секции 23 по линии 26 выводят дизельные фракции. В низ колонны 5 по линии 27 подают нагретый поток. С низа колонны 5 по линии 28 выводят мазут. С верха колонны 3 по линии 29 выводят пар и подают в конденсатор 30. Конденсат по линии 31 частично возвращают на орошение колонны 3 и по линии 32 выводят в качестве легкой бензиновой фракции, смешивают с бензиновой фракцией колонны 5, подаваемой на смешение по линии 12, и по линии 33 после нагрева в теплообменнике 34 подают в колонну стабилизации бензина 35. С верха колонны 35 по линии 36 выводят пар и подают в конденсатор 37. Конденсат по линии 38 частично возвращают на орошение колонны 35 и по линии 39 выводят в качестве головки стабилизации. Из укрепляющей секции колонны 35 по линии 40 выводят боковой погон в испаритель 41. Пары из испарителя по линии 42 возвращают в колонну 35, а жидкость из испарителя выводят по линии 43. С низа колонны 35 выводят стабильный бензин по линии 44, часть его нагревают в печи 45 и по линиям 46 и 47 вводят в низ колонны 35 и отпарной секции 14 соответственно. В испаритель 41 по линии 48 подают нагретый поток. Изобретение иллюстрируется следующими примерами. Были проведены расчеты колонны частичного отбензинивания нефти, сложной атмосферной колонны и колонны стабилизации бензина по предлагаемому способу и прототипу. Диаметр колонны частичного отбензинивавия нефти 5,0 м, сложной атмосферной колонны: верхняя часть (верхние 23 тарелки) 5,0 м, остальная часть 7,0 м, отпарных секций 2,4 м, колонны стабилизации бензина: верхняя часть (верхние 28 тарелок) 2,8 м, нижняя 3,6 м. В колонне частичного отбензинивания нефти расположены в укрепляющей секции 24 двухсливные клапанные тарелки, в отгонной 5 каскадных тарелок. В сложной атмосферной колонне установлены 51 двухсливные клапанные тарелки, из них 5 тарелок в отгонной секции. В отпарных секциях расположено по 10 двухсливных клапанных тарелок. В колонне стабилизации бензина расположены 60 двухсливных клапанных тарелок. Пример 1 (по предлагаемому способу). Сырье нефть нагревают и подают на верхнюю каскадную тарелку колонны частичного отбензинивания. С верха колонны выводят пары и подают в конденсаторы. Часть конденсата возвращают на верх колонны в качестве орошения. Часть остатка колонны нагревают в печи и возвращают в качестве горячей струи на верхнюю каскадную тарелку колонны. С 18-й тарелки (счет от зоны питания) колонны выводят боковой погон бензина (фр. 80-180oС) и подают на верх верхней отпарной секции сложной атмосферной колонны. Частично отбензиненную нефть после нагрева в печи вводят на 5-ю тарелку (счет снизу) сложной атмосферной колонны. Пары с верха этой колонны направляют в конденсаторы. Конденсат возвращают на верх сложной колонны в качестве орошения, а балансовый избыток подают на смешение с бензином колонны частичного отбензинивания. С 39-й тарелки (счет снизу) сложной колонны выводят верхний боковой погон и подают на верх верхней отпарной секции, откуда пар возвращают под 42-ю тарелку колонны. С 37-й тарелки колонны выводят верхнее циркуляционное орошение, охлаждают и с температурой 60oС возвращают на 38-ю тарелку колонны. С 26-й тарелки (счет снизу) колонны выводят средний боковой погон и подают на верх средней отпарной секции, откуда пары возвращают под 29-ю тарелку колонны. С 23-й тарелки колонны выводят нижнее циркуляционное орошение, охлаждают и с температурой 120oС возвращают на 24-ю тарелку колонны. С 16-й тарелки колонны выводят нижний боковой погон и подают на верх нижней отпарной секции, откуда пары возвращают под 17-ю тарелку колонны. С низа верхней, средней и нижней отпарных секций и низа колонны выводят соответственно тяжелую бензиновую, керосиновую, дизельные фракции и мазут. В низ отпарных секций и колонны предусмотрена подача водяного пара. Бензины, выводимые с верха колонны частичного отбензинивания и сложной атмосферной колонны, смешивают и после нагрева подают на 18-ю тарелку (счет снизу) колонны стабилизации бензина. С 41-й тарелки колонны стабилизации выводят боковой погон и подают в кипятильник с возвратом паров под 46-ю тарелку колонны. Пары с верха колонны направляют в конденсаторы. Часть конденсата возвращают на верх колонны стабилизации в качестве орошения, а балансовый избыток выводят в качестве головки стабилизации. С низа колонны выводят стабильный бензин в виде основного и вспомогательного потока. Часть стабильного бензина нагревают в печи и подают в низ колонны стабилизации в качестве горячей струи. Вспомогательный поток также нагревают в печи и подают в низ отпарной секции тяжелой бензиновой фракции сложной атмосферной колонны. Основные режимные параметры работы колонны частичного отбензинивания по примеру 1 приведены в табл. 1, сложной атмосферной колонны в табл. 2, колонны стабилизации в табл. 3. Пример 2 (по прототипу). Процесс проводят в условиях примера 1 за исключением нагрева в печи вспомогательного потока стабильного бензина и направления его в низ боковой отпарной секции фракции тяжелого бензина сложной атмосферной колонны. Основные режимные параметры работы колонны частичного отбензинивания по примеру 2 приведены в табл. 1, сложной атмосферной колонныв табл. 2, колонны стабилизации бензина в табл. 3. Из представленных данных следует, что пример 1 по сравнению с примером 2 позволяет исключить подачу водяного пара в низ отпарной секции тяжелой бензиновой фракции, подавая туда 15 т/ч нагретого стабильного бензина с низа колонны стабилизации. При этом при тех же отборах и качествах продуктов разделения колонн экономится 1 т/ч водяного пара (общий расход водяного пара на отпарку снижается с 9,5 до 8,5 т/ч, т. е. на 10,5) и снижается тепловая нагрузка конденсаторов-холодильников сложной колонны с 17,98 до 17,44 млн.ккал/ч, т. е. на 3 за счет исключения конденсации 1 т/ч водяного пара. Исключение подачи водяного пара в отпарную секцию тяжелой бензиновой фракции и снижение за счет этого общего расхода водяного пара делают целесообразным использование заявляемого изобретения "Способ переработки нефти" при переработке нефти. Например, реализация предлагаемого способа на одной установке ЛК-6у позволит снизить расход водяного пара на установке на 8 тыс. т/год. ТТТ1 ТТТ2 ТТТ3
Класс C10G7/00 Перегонка углеводородных масел
способ перегонки нефти - патент 2525910 (20.08.2014) | |
способ переработки нефти - патент 2525909 (20.08.2014) | |
способ первичной переработки нефти - патент 2525288 (10.08.2014) | |
способ фракционирования нефти - патент 2524962 (10.08.2014) | |
способ переработки нефти - патент 2516464 (20.05.2014) | |
способ переработки нефти - патент 2515938 (20.05.2014) | |
способ перегонки нефти - патент 2515728 (20.05.2014) | |
способ удаления вторичного сероводорода из остатка висбрекинга - патент 2514195 (27.04.2014) | |
способ стабилизации бензина - патент 2513908 (20.04.2014) | |
способ комплексной переработки нефтесодержащего сырья - патент 2513857 (20.04.2014) |
Класс C10G7/02 стабилизация бензина удалением из него газов путем фракционирования
Класс B01D3/34 с одним или несколькими вспомогательными веществами