турбореактивный двухконтурный двигатель
Классы МПК: | F02K3/04 с воздушными винтами или вентиляторами в кольцевых обтекателях, те с вентиляторами низкого давления большой производительности, предназначенные для увеличения реактивной тяги, например двухконтурные установки |
Автор(ы): | Волков А.А., Демин Р.Н., Литвиненко Э.Г., Маснев А.В., Саливон Н.Д. |
Патентообладатель(и): | Научно-производственное предприятие "Таир" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-12-17 публикация патента:
20.07.1996 |
Использование: в турбореактивных двигателях малой тяги. Сущность изобретения: вентилятор второго контура выполнен в виде ступени центробежного компрессора, а компрессор первого контура выполнен центробежным, двухступенчатым, причем рабочие колеса всех трех компрессоров выполнены в виде одного интегрального колеса. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Турбореактивный двухконтурный двигатель, содержащий компрессор первого контура, камеру сгорания, турбину, вентилятор второго контура и канал второго контура, отличающийся тем, что компрессор первого контура выполнен в виде двухступенчатого центробежного компрессора, у которого первая ступень также используется в качестве вентилятора второго контура, при этом рабочие колеса компрессора первого контура и вентилятора второго контура выполнены совмещенными в одном рабочем колесе двухступенчатого центробежного компрессора, одна сторона которого является как вентилятором второго контура, так и первой ступенью компрессора первого контура, а другая второй ступенью последнего.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к турбореактивным двигателям малой тяги. Известен турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД); см. например, М.М.Масленников, Ю.И.Шальман "Авиационные газотурбинные двигатели", Машиностроение, М. 1975, с. 29. Двигатель содержит вентилятор (компрессор) с каналом II-го контура; двухкаскадный осевой компрессор, камеру сгорания и турбины привода компрессоров I-го контура и вентилятора II-го контура. Для повышения степени сжатия воздуха во II-м контуре вентилятор выполнен двухступенчатым. Недостатками такого двигателя является его сложная конструкция из-за ограничений окружной скорости по лопастям вентилятора, а также большие осевые габариты из-за применения многоступенчатого осевого компрессора. Сложность конструкции и большие габариты повышают стоимость двигателя. Известен также, принятый за прототип, ТРДД малой тяги, содержащий одноступенчатый вентилятор (компрессор) с каналом II-го контура; многоступенчатый компрессорную камеру сгорания и турбину привода компрессора I-го вентилятора (компрессора) II-го контура, (см. например, М.М.Масленников, Ю.И. Шальман "Авиационные газотурбинные двигатели", Машиностроение, М. 1975, с. 486). Для обеспечения высокой степени сжатия в I-м контуре двигателя его многоступенчатый компрессор состоит из трех осевых ступеней и одной центробежной. Недостатком такой конструкции двигателя является большой осевой габарит ротора компрессора и существенные вентиляционные потери трения на задней стенке диска рабочего колеса центробежного компрессора. Вентиляционные потери трения снижают КПД двигателя. Большой осевой габарит осе-центробежного компрессора приводит к увеличению металлоемкости, трудоемкости изготовления и повышению стоимости двигателя. В двигателях малой мощности (тяги) для обеспечения высокой степени сжатия воздуха применяется двухступенчатый центробежный компрессор, в котором рабочие колеса ступеней располагаются последовательно на одной оси и на некотором расстоянии друг от друга (см. например, двигатель Эйрисеч 331 фирмы Геррит в книге М. А.Коссов "Автомобильные газотурбинные двигатели", Машиностроение, М. 1964, с. 299). В схеме с двумя последовательно расположенными центробежными колесами вентиляционные потери трения возрастут, что также приведет к снижению КПД двигателя. Задачей настоящего изобретения является повышение экономичности и снижение габаритов турбореактивного двухконтурного двигателя малой тяги. Указанная задача достигается тем, что компрессор (вентилятор) первого контура выполнен в виде двухступенчатого центробежного компрессора, у которого первая ступень также используется в качестве вентилятора второго контура, при этом рабочие колеса компрессора первого контура и вентилятора второго контура выполнены совмещенными в одном рабочем колесе двухступенчатого центробежного компрессора, одна сторона которого является как вентилятором второго контура, так и первой степенью компрессора первого контура, а другая второй ступенью последнего. Предложенный двигатель отличается от известного, принятого в качестве прототипа, признаками, приведенными выше, следовательно, предложенное техническое решение соответствует критерию "новизна". Существенным отличием предлагаемого технического решения является применение интегрального рабочего колеса, соединяющего в себе рабочие колеса вентилятора и I-й и II-й ступеней компрессора двухконтурного двигателя. На чертеже представлен продольный разрез двигателя. Двигатель содержит первую ступень компрессора вентилятора, состоящую из рабочего колеса 1 и лопаточного диффузора 2. Первая ступень соединяет в себя ступень компрессора I-го контура и вентилятор II-го контура двигателя. Лопаточный диффузор 2 первой ступени компрессора-вентилятора смонтирован в наружном корпусе 3, который совместно с внутренним корпусом 4 образуют канал II-го контура 5. На лопатках диффузора первой ступени компрессора-вентилятора смонтирован тор 6. Внутренний корпус двигателя 4 и тор 6 образуют петлевой канал 7. Вторая ступень компрессора I-го контура состоит из рабочего колеса 8 и лопаточного диффузора 9, включенного в тор 6. Рабочие колеса вентилятора, первой и второй ступеней компрессора выполнены в виде одного интегрального колеса. Интегральное колесо, в отличие от известного двухстороннего колеса, имеет различные геометрические размеры проточных частей и различные газодинамические параметры воздуха на входе и на выходе из них. Полость А тора и полость Б камеры сгорания соединены между собой патрубками 10. Камера сгорания, турбина и другие узлы двигателя условно не показаны. Двигатель работает следующим образом. Атмосферный воздух, поступающий в двигатель, сжимается в рабочем колесе 1 и лопаточном диффузоре 2. Далее поток делится на две части, одна из которых поступает в канал II-го контура 5, образованный наружным корпусом 3 и внутренним корпусом 4. Другая часть воздуха по петлевому каналу 7, образованному внутренним корпусом 4 и тором 6, поступает в рабочее колесо 8 и далее в лопаточный диффузор 9 второй ступени компрессора I-го контура двигателя. После лопаточного диффузора 9 воздух поступает в полость А тора 6, из которой по патрубкам 10 перебрасывается в полость Б камеры сгорания. Далее протекание процесса в двигателе известно. Применение в конструкции интегрального рабочего колеса, соединяющего в себе рабочие колеса вентилятора, I-й и II-й ступеней компрессора, позволяет практически исключить вентиляционные потери трения на дисках рабочих колес и тем самым повысить КПД двигателя, а также существенно уменьшить его осевые габариты. Существенно улучшает характеристики ТРДД сжатия воздуха II-го контура в центробежном компрессоре. При малых расходах воздуха центробежный компрессор имеет более высокий КПД. В ступени центробежного компрессора обеспечивается более высокая степень сжатия, чем в ступени вентилятора. Повышение степени сжатия воздуха во втором контуре приводит к увеличению скорости потока и, как следствие, к повышению удельных характеристик двигателя.Класс F02K3/04 с воздушными винтами или вентиляторами в кольцевых обтекателях, те с вентиляторами низкого давления большой производительности, предназначенные для увеличения реактивной тяги, например двухконтурные установки